Историки искусства Фрэнсис Фоул и Ричард Томсон предполагают, что есть «символическое единство женщины и природы» в Источнике, где цветущие растения и вода служат фоном, который Энгр заполняет «вторичными признаками женщины». «источник» появился через некоторое время после этого, словно Энгр слишком привык видеть на стене обнаженную девушку. Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку.
В декабре они обвенчались. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. В какой-то момент Энгр даже выиграл приз Академии, за лучший рисунок (точнее, за лучшую копию чужой работы). Который, как я уже писал, семья виконта никогда не признала.
У них даже была дочь, родившаяся в 1803-м году, через год после свадьбы. Из современных Энгру критиков такую точку зрения поддержали консерваторы из монархических кругов. Но в Салоне в 1834 году они встретила прохладный прием и жесткую критику. По неизвестной причине осенью 1847 года он прервал роспись, а в начале 1850 года расторг контракт. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Пасторе), «Обет Людовика XIII Богородице» (1824, в монтобанск.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). RF 219)34. Удивляли образованием, самоуверенностью, элегантностью, хотя тоже чувствовали и свою зависимость (денег и мужчин) и свою неволю. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
Она стоит между двумя цветами с их «уязвимостью для мужчин, которые хотят щипнуть их» и создан плющом, растением Диониса бог беспорядка, регенерации и экстаза. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Именно как прекрасный портретист Энгр и войдет в историю искусства 19 века. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Пышное платье лионского шелка с цветочным узором, подчеркивающее ее зрелую, несколько тяжеловесную красоту, обилие драгоценностей — все выражает вкус времени, с его пристрастием к декоративному богатству. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Ещё я обещал, в самом начале, рассказать биографию и про ранее психосексуальное развитие.
«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица.
Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. И тогда и сейчас отмечается необыкновенно-красивая цветовая гамма картины – красный бархат платья, горчично-жёлтые подушки, серебро кружевного воротника, складки кашемировой шали, все эти тонны ювелирных побрякушек, всё это создаёт невероятный калейдоскоп. Вместе с тем он был далек от одноплановости.
Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Blanc, «I. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Которого его дедушка, царь Алей (Aleus), планировал забить, поскольку ему случилось предсказание, что он погибнет от руки своего внука. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142.
Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Бартолини тогда ваял графскую жену. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.
Официальные круги приняли картину с восторгом. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет.
Моле, герц. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15.
И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Говорят, что несмотря на все попытки реставрации один из следов этих порезов по-прежнему виден на её губе. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Грациозно поднятая над головой правая рука поддерживает дно сосуда. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. марочку выше). Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос).
Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Восхищаясь работами полотнами и фресками признанных гениев, Энгр считал себя консерватором, нежели новатором. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры.
Столь же спокойно и выражение его лица. Дела, дела. Образцом композиции Энгру, по-видимому, послужил Гентский алтарь, перевезённый тогда в Париж фигуру Наполеона сравнивали с образом Бога-Отца Ван Эйка. Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать112. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). 6 апреля 1841 года Жан Огюст и Мадлен Энгры покинули Рим, но следующие десять дней провели во Флоренции, общаясь с друзьями, с которыми расстались двадцать лет назад. Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины". за картину: «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», получил большую так наз. О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Мари де Сеннон умерла довольно рано, в 1828 году (ей было 45 лет) и виконт хранил портрет в своём кабинете в особняке в Анже до самой смерти в 1851 году, после чего она перешла по наследству его сыну. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
— Его надо найти в самой модели». В 1818 году он возобновил знакомство с Лоренцо Бартолини, старым приятелем ещё по мастерской Давида.
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). По возвращении своем в Париж был в 1826г.
В 1817 году скончалась его мать. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Сумма гонорара составила 3000 франков. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
академии в Риме, где пробыл в этой должности до 1841г., а затем трудился снова в Париже. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника.
В Тулузе Энгр провёл шесть лет— до 1797 года и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Он считался мастером линий и был полностью сконцентрирован на передачи их бега.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
«Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Стоящий к нам спиной мужчина – это Геракл, а ребёнок, который сосёт молоко из вымени оленихи – один его многочисленных внебрачных сыновей, Телеф (Telephus). Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина — отец, в дверях видна Клотильда, служанка, поверенная в тайны мадемуазель, через которую влюбленные пересылали друг другу записки и письма. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.
Тут-то (в 1810 году) она и встретилась с виконтом – семья которого, тем не менее, ни их отношения, ни последующий брак не приняли, что потом отразится на судьбе портрета самым печальным образом. В 1801 году Энгр, ожидая Римской премии, получил небольшую стипендию, позволяющую ему держать студию в монастыре капуцинок, национализированном в период революции. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Блака), «Мучение св. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Энгр решился отразить в полотне свои взгляды на художника как наставника и персонифицировать творчество тех великих, кто был достоин, по его мнению именоваться последователями Гомера. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии».
История изображённая на этой фреске, довольно амбивалентная, скажем так. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Со временем Энгр стал всё хуже переносить римский климат, в письмах он часто жаловался на недомогание.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. избран в члены института и в 1834г. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры.
Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. Всего художник прожил в Италии 24 года103. за счет французского правительства в Италию, до 1820г.
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Художник выполнил и множество графических портретов42. Энгр вернулся в Париж, когда ему было уже 44 года, вполне состоявшимся художником, работы которого покупались и частными заказчиками и государственными – например, многие свои (псевдо) исторические картины он писал для реконструировавшегося Версальского дворца.
В настоящее время находится в музее Орсе.
Это полотно показывает, что 21-летний Энгр уже сложился как художник-академист, способный одинаково легко работать с силуэтом, эффектами освещения и формами15. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Из находящихся в нем девяти картин этого художника наиболее замечательны: «Эдип, разгадывающий загадку Сфинкса» (1808), «Руджьеро, освобождающий Анджелику» (из «Неистового Роланда» Ариосто, 1819), «Христос вручает ап. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Дневники Энгра послужили основным источником биографии Анри Делаборда, опубликованной в 1870 году.
Merson, «Ingres, sa vie et son oeuvre» (Пар., 1867), A. Delaborde, «I sa vie et ses traveaux» (Пар., 1870) и Ch. Его отец был тоже художником, но таким, которого мы бы сейчас назвали художник-оформитель, он и картины писал и росписи деле в церквях, а ещё музицировал. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). И совсем скоро, еще при жизни Энгра, женщины войдут на поля войны и в госпитале, где спасать раненых воинственных мужчин. Среди них Теодор Шассерио, Эдгар Дега, Анри Леманн, Жан Фландрен, Амори Дюваль.
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
Амори Дюваль вспоминал, что работа шла чрезвычайно мучительно, но завершилась в буквальном смысле за один день: увидев Бертена за оживлённым разговором с собеседником, Энгр попросил его прийти позировать завтра ибо портрет готов. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Стиль этих работ имитировал мастеров Кватроченто, при этом Энгр активно продолжал искажать анатомию, достигая предельной изысканности поз и экспрессии.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Черты лица девушки классические с «несколько меланхоличным выражением» (и, что впервые проявляется у художника, отличаются некоторой слащавостью), она напоминает «головки Грёза», которые в период Второй империи снова стали модными. Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку5.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Энгр в очередной раз отступил от анатомической точности изобразив струящиеся формы нереиды бескостными, особенно её руки, также абсолютно неестественно была изображена запрокинутая голова. Не случайно, что в дальнейшем он испытал сильнейшее влияние Делакруа, после чего учитель от него отказался. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Произведениями Э. особенно богат Луврский музей в Париже.
Творчество. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. И в дальнейшем жанр ню оставался предметом творческого интереса художника до конца его жизни. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
С 1797г. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
соборе), «Антиох и Стратоника» (1839), «Юпитер и Антиопа», «Франческа да Римини по V песне Божественной Комедии Данте» (в нантск. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. он учился у Л. Давида, в 1802г.
Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). назначен директором французск. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.
Также писал и большие программные полотна однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Женская фигура представлена фронтально. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
За годы своего управления (1834-1841) Энгр отреставрировал и расширил учебные помещения, ввел учебный курс по изучению археологии, увеличил количество классов с живой натурой, значительно пополнил фонд библиотеки и коллекции галереи слепков. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Причем красота для него — понятие не только эстетическое, но и моральное, нравственное, неразрывно связанное с представлениями о добре, человечности, справедливости. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Получил и художественное и музыкальное образование, в 1797—1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида.
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.
Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Генриха IV играющим с его детьми» (1824, у Ротшильда, в Париж). Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. Да что там Троя, первые проблески подозрений, что человечеству чуть больше, чем 6, 000 лет, возникли только в 1830-40е годы, но даже когда находки первобытныхкаменных орудий Жаком де Буше (во Франции, кстати) стали к 1860-м уж совсем неопровержимым, они всё равно вытеснялись общественным сознанием лет так ещё пятьдесят, примерно (во многих местах мира они и сейчас это же делают).
Ни Энгр, ни все его сотоварищи не знали ни про античность, ни про средневековье ровным счётом совсем-совсем ничо (как говаривал один тинейджер). Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант.
Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Позже, на основе архивных данных было открыто (точнее, открыто вновь, поскольку для современников это не было никакой тайной), что Мари Маркоз родилась (в 1783 году) вовполне почтенной семье французских торговцев из города Изер (Isre), была прекрасно образована, в 19 лет вышла замуж за некто Жана Таленсье, тоже купца, который в начале 19 века переехал по своим делам в Рим. Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. «Фонтан молодости»). Энгр поэтично и точно фиксировал усложненную психологию поколения наполеоновских авантюр, безумных изменений правительств, возвращения французских эмигрантов, ожесточенных споров наполеоновских ветеранов и еще живых прихильникик королевской власти.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Но в этой безжизненной стилистической реконструкции творческая оригинальность Энгра оказалась абсолютно нивелированной влиянием его кумира.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. римскую премию и, отправившись в 1806г. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. «Франциск I у смертного одра Леонардо да-Винчи» (1824, у герц. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Симфорион», «Передача ключей св. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
В этом же году Энгра назначили директором Французской академии в Риме. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Дальше версии разнятся, то ли Мари овдовела, то ли они развелись (. ), но с 1809 года она уже жила в Риме одна имея при этом, благодаря своей красоте и талантам, как это пишут, большой светский успех. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке.
в 1808 и оконч. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Но я же пытался избежать психосексуального. Энгр был хорошим учителем и большинство его студентов стали видными представителями салонно-академического направления самые известные из них— Поль Бальз, Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль и Ипполит Фландрен, автор больших декоративных циклов в парижских церквях.
Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Впрочем, этот недостаток постепенно уменьшался и в позднейших работах Э., какова, напр., картина «Турчанки в бане», написанная на 84-м году его жизни, нагое женское тело производит впечатление самой натуры, но только очищенной от случайных пороков, облагороженной и, благодаря вложенному в него чувству изящного, не возбуждающей грешных помыслов.
Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Никакой оригинальности тогда не ценилось, его учителя считали, что лучше Рафаэля ничего всё равно быть не может, вот таким образом надо просто делать не хуже (а лучше всего – точно так же). «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Петру». Многие исследователи находят много общего между творчеством Рафаэля и Энгра: в их живописи, рисунке, в сексуальности их картин. Любовь к Рафаэлю вылилась в написание картины "Рафаэль и Форнарина" в 1814 году, на которой художник обнимает свою любовницу и они смотрят на созданный портрет. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом».
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Карандашом он передавал фигуру, единой непрерывной линией, почти без моделировки, но уделяя большее или меньшее внимание костюмам и аксессуарам. Энгр выработал в рисунках особую технику.
Картина была выполнена в форме круга. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Женщины осваивали мужские сферы деятельности и становились известными художницами (Виже-Лебрен), певицами (Малибран, Полина Виардо), писательницами (Мадам де Сталь, Жорж Санд). Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Если же победил бы Делакруа, то можно было бы отменить линию как таковую. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Симфориона» (1834, в отенск. В настоящее время находится в музее Орсе (инв.
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Орлеанского, г-жи де Санонн, г-жи Деваше и пр. — Ср. Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Вода, которую она выливает, отделяет ее от зрителя, поскольку реки отмечают границы из которых пересечение символически важно. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.
В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. соборе), «Испанский посланиик застает кор.
совершенствовался в Риме, а потом в продолжение четырех лет жил и работал во Флоренции. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Благодаря своему отцу, Энгр смолодупринялся за изучение рисования и музыки, создав свою первую работу на гипсе в возрасте девяти лет.
Получили мощи процессы эмансипацию. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Точнее, он сначала планировал просто избежать самого факта зарождения такого внука, отдав свою дочь Авгу (Auge) в жрицы Афины (что означало, что она должна была остаться девственницей). Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных6. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.
В 1813 году Энгр женился. Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему. Фитц-Джемса), «Карл V, будучи еще регентом, принимает представителей города Парижа» (1822 у гр. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Примерно семь восьмых от его наследия составляют графические работы, одних портретов сохранилось 455140.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. sa vie et ses oeuvres» (Пар., 1870).
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими».
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Николаю и Александру Невскому.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. муз. ), «Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме» (1861) и портреты Бертена, гр. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы.
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Действительно, это одна из самых программных его работ, которую можно истолковать как живописную декларацию.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Наиболее «типичные» произведения художника это «Большая одалиска» (1814), «Одалиска и рабыня» (1842), «Венера Анадиомена» (1948), «Источник (1856), «Плененная Анджелика» (1859) и «Турецкая баня» (1862). Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль.
Поза обнаженной фигуры может быть по сравнению с тем из другого Энгром, Венерой Анэдиомин (1848) и является перевоображением Афродиты Книда или Венеры Пудики. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Однако художника это не беспокоило. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. только в 1842), «Рафаэль и Форнарина», «Одалиска», (1814) «Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна» (1819 у герц.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Менее продвинутые в Настоящем Высоком Искусстве современники сразу окрестили эту работу Банкой с Червями.
В том же, 1806 году, когда был выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиатом Французской академии в Риме. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Перехав из Тулузы (откуда он был родом) в Монтобан в 1775 году, он через два года женится на дочке местного брадобрея, Анне Муле (Anne Moulet).
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. В то же время Ж. Кассу в своей биографии Энгра отмечал, что в ненависти, разделявшей двух художников, можно увидеть глубокий интерес друг к другу, с оттенком любопытства и даже почтительности75. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа.
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Важнейшие в числе работ Э., рассеянных в других местах, — «Рождение Венеры Анадиомены» (у Ф. Рейзе начат. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года.
Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Виды деятельности. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Энгр (Жан-Огюст-Доминик Ingres 1780—1867)— французский исторический и портретный художник. В Лувре полотно хранилось до 1986 года.
В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). При этом его не раз упрекали в пренебрежении анатомией. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Линии рисунка безупречно чисты, фигура девушки исполнена анатомически идеально.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Искусство Энгра— цельное по стилю, но очень неоднородное типологически и потому по-разному оценивалось современниками и потомками. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться.
Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Петру ключи» (1820), «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» (1820), «Апофеоза Гомера» (1827), «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсе» (1854), «La Source» (фигура молодой девушки с вазой на плече из которой льется вода, 1856) и «Купальщица», а из пяти портретов— портрет Керубини и Бош. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Здесь все становится человечнее, проще. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Она стоит, опираясь на левую ногу, слегка согнув правую, её торс наклонён влево. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
«Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отся во Французскую Академию в Риме. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Творчество Энгра делится на ряд этапов. Интенсивная работа привела и к тому, что уже в августе 1807 года он разорвал помолвку, написав в последнем письме к Форестье, что для него теперь немыслимо покинуть Италию37.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отся в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. О влиянии художника заявляли Анри Матисс и Пабло Пикассо. Вы можете сказать, Где же тут Энгр, это же Дюрер. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Работа была начата во Флоренции приблизительно в 1820 и не закончена до 1856 в Париже.
Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо».
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита.
Незадолго до смерти художник написал завещание, в котором всё своё имущество и произведения искусства завещал родному Монтобану, где следовало открыть музей его памяти. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.
Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.