Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Спокойная красота молодой женщины вызывает в памяти зрителя знаменитый портрет великого Рафаэля — «Донна Велата». Вместе с тем он был далек от одноплановости.
Николаю и Александру Невскому. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Так, взгляд мадам Ривьер выдает ее насмешливый характер, глаза мадам Девосе смотрят серьезно, а мадам Сеннон — спокойно и немного печально. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.
В Салоне 1806 года вместе с портретами семьи Ривьер художник показал картину «Наполеон на троне» (1806, музей Армии, Париж), таким образом отдав дань наполеоновской теме, увлекавшей французских мастеров той эпохи. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Начиная работать над композицией, Делакруа создавал для нее этюды.
Творчество. В данных портретах нет никакого действия, но черты исторического жанра можно увидеть в типажной точности — в мужественных лицах моделей, в горящих решимостью и отвагой глазах, в их ладных фигурах, облаченных в военные мундиры, а также в том трагическом, напряженном чувстве, которое ощущается в этих образах. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Курбе любуется чувственной прелестью своих моделей их физическим совершенством. Энгр выработал в рисунках особую технику.
Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Роскошный костюм и дорогие аксессуары не только характеризуют социальное положение и вкусы модели. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье.
Несколько лет подряд основным источником его существования были графические портреты, которые заказывали богатые путешественники в Риме. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Исследователи определили, что «Человек с кожаным поясом» был написан поверх копии с картины Тициана «Портрет молодого человека с перчаткой».
Художник выполнил и множество графических портретов42. Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах.
Идеализируя внешнюю красоту, Энгр считал себя не в праве только копировать реальную женщину и создал недостижимый образ, рождённый фантазией52. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Одна из лучших его работ в этом жанре — «Портрет Октавии Сеннегон» (1833, частное собрание, Париж). Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». В ней он вернулся к классицистической традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремлениях. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
уПЪДБЧБМ ЛБТФЙОЩ ОБ МЙФЕТБФХТОЩЕ, ЙУФПТЙЮЕУЛЙЕ Й ТЕМЙЗЙПЪОЩЕ УАЦЕФЩ (аРЙФЕТ Й жЕФЙДБ, 1811, нХЪЕК зТБОЕ, ьЛУ пВЕФ мАДПЧЙЛБ XIII, 1824, УПВПТ Ч нПОФПВБОЕ ьДЙР Й УЖЙОЛУ, 1827, бРПЖЕПЪ зПНЕТБ, 1827, фХТЕГЛБС ВБОС, 1862-63 – ЧУЕ мХЧТ, рБТЙЦ), РПТФТЕФЩ, ПФМЙЮБЧЫЙЕУС ФПЮОПУФША ОБВМАДЕОЙК, ЗМХВЙОПК Й РТБЧДЙЧПУФША РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ (нБДБН дЕЧПУУ, 1807, нХЪЕК лПОДЕ, ыБОФЙКЙ, 3 РПТФТЕФБ ЮМЕОПЧ УЕНЕКУФЧБ тЙЧШЕТ, 1805, м. ж. вЕТФЕО, 1832, ЧУЕ мХЧТ, рБТЙЦ нБДБН нХБФЕУШЕ, 1851, оБГЙПОБМШОБС ЗБМЕТЕС, чБЫЙОЗФПО), ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВОБЦЕООПК ОБФХТЩ (вПМШЫБС ЛХРБМШЭЙГБ, 1808, вПМШЫБС ПДБМЙУЛБ, 1814 – ПВЕ мХЧТ, рБТЙЦ РПТФТЕФЩ о. рБЗБОЙОЙ, ы. зХОП, ж. мЙУФБ Й ДТХЗЙИ НХЪЩЛБОФПЧ). «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Гамлетовское начало не раз будет проявляться и в дальнейшем творчестве Делакруа. В конце 1880-х годов владелец парного портрета разрезал его на две части. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Практически все основные произведения Энгра остались во Франции в коллекциях крупнейших музеев страны, особенно в Лувре и Музее Энгра в Монтобане.
«Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Исполненные свинцовым карандашом, они поражают своей живостью и непосредственностью передачи натуры (портрет семьи Стамати, 1818 портрет Никколо Паганини, 1819, оба — в Лувре, Париж). Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Мастер показал на одном полотне играющего на фортепьяно Шопена и слушающую его Жорж Санд.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Одно из самых ранних полотен, показывающих представителей интеллектуальной среды столицы, — «Портрет Шарля Бодлера» (1847–1848, музей Фабра, Монпелье). Творчество Энгра делится на ряд этапов. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. мХЮЫЙЕ ТБВПФЩ ьОЗТБ – РПТФТЕФЩ (оБРПМЕПО), Ч ЛПФПТЩИ ФПЮОПУФШ ТЙУХОЛБ УПЮЕФБЕФУС У ФПОЛПУФШ ОЕЦОЩИ ЛТБУПЛ.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Я не из тех, кто гоняется за анатомической точностью в художественном произведении.
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Плавные, как бы струящиеся формы фигуры нереиды, столь гибкие, что кажутся бескостными, особенно руки, непомерно вытянутая шея, странно запрокинутая голова, — все это определяет ее пленительную грацию и особую экспрессию в контрасте с мужественной и суровой бесстрастностью Юпитера Фетида воспринимается как пластическое воплощение мольбы и нежности.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Ее слезящиеся глаза с подозрением смотрят на зрителя. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Девушка сидит, опершись локтем о край круглого стола.
Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. 1844, частное собрание). Учился также игре на скрипке. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом. Большим разнообразием отличаются мужские портреты мастера.
Все эти картины лаконичны по композиции. Ряд статей, печатавшихся в газете, призывали к отделению церкви от государства. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
Девушка прожила недолго: в возрасте двадцати трех лет она умерла от туберкулеза. Не оставил юноша и музыку. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Ярким свидетельством тому является второй портрет мадам Руми (1842, Музей изящных искусств, Шербур), значительно отличающийся от первого исполненного в 1836 году.
Художник, часто бывавший в доме своей сестры, а затем и у повзрослевших племянниц, в 1840-х годах создает портреты их детей («Луи Робер», 1843–1844, Лувр, Париж «Октав Шамуйе», 1844, частное собрание, Париж «Эдуард Леско», ок. По неизвестной причине осенью 1847 года он прервал роспись, а в начале 1850 года расторг контракт. Симфориана» (1834). Ф. Бертен», 1832, все Лувр, Париж «Мадам Муатесье», 1851, Национальная галерея, Вашингтон) изображение обнаженной натуры («Большая купальщица», 1808, «Большая одалиска», 1814 — обе Лувр, Париж портреты Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листа и других музыкантов). Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Если внимательно посмотреть на полотно, можно увидеть, что героя лишь одолела усталость.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Эти рисунки дарили на память родственникам и друзьям. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором). В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр).
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Любуясь своими моделями, автор в то же время упрощает их, лишает их одухотворенности. Среди них — знаменитый «Офицер карабинеров» (1812–1814, Музей изящных искусств, Руан), а также исполненный в это же время «Карабинер» (1814, Лувр, Париж). Учился в Тулузской академии изящных искусств.
«Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. мЙОЙС – ЬФП ТЙУХОПЛ, ЬФП ЧУЕ. Образ Мадлен отсылает к рафаэлевским женским образам, в дальнейшем Энгр писал жену в тех своих работах, где требовалось подчинить живой прообраз возвышенному идеалу47.
Вскоре он перешел от Верне к популярному в те годы художнику П. Н. Герену. Он жаловался окружающим, что портреты до смерти надоели ему. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Трудно уловить выражение подвижного лица поэта. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Виган.
Создавал картины на литературные исторические и религиозные сюжеты («Юпитер и Фетида», 1811, Музей Гране, Экс «Обет Людовика XIII», 1824, собор в Монтобане «Эдип и сфинкс», 1827, «Апофеоз Гомера», 1827, «Турецкая баня», 1862—63 — все Лувр, Париж), портреты, отличавшиеся точностью наблюдений, глубиной и правдивостью психологической характеристики («Мадам Девосс», 1807, Музей Конде, Шантийи, 3 портрета членов семейства Ривьер, 1805, «Л. Эти черты особенно заметны в «Автопортрете» и портрете Адели Шассерио. Примерно семь восьмых от его наследия составляют графические работы, одних портретов сохранилось 455140.
Его наставниками стали художник Ж. Рок и скульптор Ж. -П. Художник редко изображал руки, по-видимому, тогда он еще не научился их писать.
бЧФПРПТФТЕФ ьОЗТ цБО-пЗАУФ-дПНЙОЙЛ (1780-1867) – ЧЩДБАЭЙКУС ЖТБОГХЪУЛЙК ЦЙЧПРЙУЕГ Й ТЙУПЧБМШЭЙЛ БЛБДЕНЙЮЕУЛПЗП ЛМБУУЙГЙЪНБ. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Итальянский период стал временем расцвета творчества художника. Мне нужна движущаяся модель». Стародубова). Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». В 1806 году Энгр приехал в Рим. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В июле 1803 года Энгр получил важный государственный заказ— Наполеон Бонапарт решил наградить город Льеж своим официальным портретом. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.
В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета).
Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Но в портрете нет ничего пародийного, напротив, образ страдающего душевной болезнью старика симпатичен зрителю и вызывает искреннее сочувствие. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Художник стремится показать личность с ее характером и индивидуальными особенностями («Портрет месье Мольтедо», ок.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. В декабре они обвенчались. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
Менее выразительным получился портрет Жорж Санд, уступающий более раннему ее портрету (1834, частное собрание), на котором писательница предстает в облике хрупкой молодой женщины, одетой в мужской костюм. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
И в то же время у всех них есть что-то похожее, типичное. хЮЙМУС ФБЛЦЕ ЙЗТЕ ОБ УЛТЙРЛЕ. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142.
Воротник и манжеты из белых кружев подчеркивают нежность ее кожи. Сумма гонорара составила 3000 франков. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Особенно задушевным и поэтичным получился образ мадемуазель Ривьер. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Его отец являлся успешным мастером на все руки в мире искусства, создававший картины и скульптуры, а также пробующий себя в музыке. На его щеках заметен легкий румянец, а во всей фигуре чувствуется скрытая сила и энергия. Интересен также автопортрет «Человек с кожаным поясом» (1845–1846, Лувр, Париж), свидетельствующий о глубоком интересе Курбе к мастерам эпохи Возрождения.
Он зарабатывал себе на жизнь игрой в тулузском театральном оркестре. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Таковы портреты семьи Ривьер (1805, Лувр, Париж). Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Работая над портретом, Курбе сетовал: «Я не знаю, как закончить портрет Бодлера, каждый день его выражение меняется». На картине изображена Джоанна, возлюбленная живописца Джеймса Уистлера. Портреты семьи Ривьер нельзя считать и серией, поскольку они сильно отличаются формой, композицией и стилистическими особенностями. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. В 1791 году Энгр приехал в Тулузу, где поступил в Королевскую академию.
Во время сеансов художник не стремился установить душевный контакт с заказчиком. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Только в глазах можно заметить черты индивидуальности. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.
Взгляд совсем еще юной девушки, почти ребенка, серьезен и печален. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
Ее голова слишком велика по сравнению с еще не сформировавшимся телом, но это, так же как и неправильные черты лица (большой рот, невысокий лоб, широко поставленные глаза), не лишает модель очарования и юной свежести.
дЕМБЛТХБ УЮЙФБМ, ЮФП ьОЗТХ ОЕДПУФБЕФ ЕУФЕУФЧЕООПУФЙ Й ЧППВТБЦЕОЙС. В 1836 году семнадцатилетний Шассерио выставил в Лувре ряд своих портретных работ: «Автопортрет» (1835, Лувр, Париж), «Адель Шассерио», «Портрет матери» (1830-е, Лувр, Париж), «Художник Марилья» (1830-е, Лувр, Париж), «Эрнест Шассерио» (1836, Лувр, Париж). Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность.
В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко.
Энгр считал эту картину своей лучшей работой. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Все дело в той тщательности, с которой мастер анализирует черты лица своих моделей. Одна («Портрет Жорж Санд», 1838, Государственный художественный музей, Копенгаген) оказалась в Дании, другая изображавшая Шопена, осталась во Франции.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Стародубова. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Энгр Жан Огюст Доминик занимался вопросами музыкального образования, вокальной педагогики.
Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. В заказных портретах Энгра нет искреннего чувства, свойственного изображениям его друзей. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Более всего им был близок образ Гамлета, человека сомневающегося и ищущего истину. хЮЕОЙЛ ц. м. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Согласно античному автору, Антиох, сын Селевка, был влюблён в свою юную мачеху Стратонику и решил покончить с собой, уморив себя голодом.
Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.
Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Кажется, что все модели погружены в раздумье.
Особую выразительность портрету придает изящный, мягкий рисунок и гармоничный колорит. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
Особенно ярко тип энгровской красавицы представлен на «Портрете мадам Сеннон» (1814–1816, Музей изящных искусств, Нант). Молодая женщина, одетая в платье из малинового бархата, сидит среди атласных подушек.
«В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи» (В. В. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Так появился портрет мулатки Алины (1824–1826, музей Фабра, Монпелье), алжирской девочки (1832, Национальная галерея, Вашингтон). В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Высокую оценку картине дали Э. Дега и М. Дени.
Из Парижа художник часто приезжал в Шербур. В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Бездетная пара часто посещала музыкальные и театральные представления, по воскресеньям они сами устраивали приёмы и музыкальные вечера, на которых Энгр мог демонстрировать своё искусство85. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В 1834—41 был директором Французской академии. Виды деятельности. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Оптимистичность композиции подчеркивается и характером мазка — размашистого и динамичного.
Зритель видит разных людей: хитрых, умных, волевых, лицемерных. Автопортрет показывает интерес, который французские романтики испытывали к английской литературе, в частности к сочинениям У. Шекспира. Наиболее известный из всех портретов французского живописца является портрет журналиста Луи-Франсуа Бертена, он быстро стал символом растущей экономической и политической власти буржуазии. Бартолини тогда ваял графскую жену. Свою роль сыграло и то, что здесь он не мог пользоваться полной свободой, т. к.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан, — 14. 1. 1867, Париж), французский художник, рисовальщик и музыкант. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры.
Мощная фигура Лефрена едва умещается в кресле, его глаза подозрительно смотрят на зрителя. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими».
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Издание просуществовало недолго, власти закрыли его. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале.
Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Позы портретируемых спокойны, костюмы скромны и лишены броских аксессуаров. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее151.
Особенно заметно воздействие этих мастеров в ранних работах живописца. Значительное место в портретном творчестве Делакруа занимают автопортреты. Серьезно смотрит на зрителя Алина, девочка же глядит доверчиво и удивленно. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Кто-то сделал ей замечание, но Коро возразил: Это как раз то, что мне нужно. Моя цель — выразить жизнь.
Ее взгляд, направленный вперед и немного вверх, полон глухой тоски и безмерной усталости. — Его надо найти в самой модели». Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Художник очень точно схватывает неповторимость и индивидуальность портретируемых. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Грустным очарованием веет от «Портрета Полин в синем» (1842, Музей изящных искусств, Шербур) исполненного в оливковых и голубоватых тонах. ч 1834-41 ВЩМ ДЙТЕЛФПТПН жТБОГХЪУЛПК БЛБДЕНЙЙ.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Столь же спокойно и выражение его лица.
«Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция. Вскоре Лакордер по политическим мотивам оставил Францию и уехал в Италию. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). В этом же году он исполнил «Портрет Лакордера» (1840, Лувр, Париж), на котором изобразил аббата Анри Лакордера, чьи пламенные проповеди в соборе Парижской Богоматери вызывали восхищение многих парижан.
Энгр считал, что умение играть на музыкальном инструменте помогает художнику. Значительное место в портретной живописи Милле занимают изображения юных лиц. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Он изобразил себя в костюме Гамлета, в позе Карла II на картине, созданной Кареньо да Миранда (прежде его авторство приписывалось Д. Веласкесу). В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
Здесь он прожил долгие четырнадцать лет. В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Интересно, что почти каждый изображенный имел свой реальный прототип.
Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Портреты мастера очень точно передают сущность детского образа. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Симфорион». Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим.
C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Он говорил ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как художники». Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Автопортреты Курбе, представленные в хронологическом порядке, показывают не только то, как преображалась с годами внешность художника, но и то, как менялось его отношение к миру. – ЗПЧПТЙМ ПО ХЮЕОЙЛБН.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.
Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Чтобы не отвлекать внимание зрителя, художник показывает модели на нейтральном фоне. В таком же ключе исполнено и полотно «Адель Шассерио». Энгр изобразил молодую женщину, сидящую в кресле, на темном нейтральном фоне. На пальцах мадам Сеннон поблескивают кольца с драгоценными камнями, на шее — золотые цепочки. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Среди самых известных шедевров Курбе — картина «Похороны в Орнане» (1850, Лувр, Париж), соединившая элементы двух жанров — портретного и бытового.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. На портрете «Гиена Сальпетриер» изображена седая старуха в больничном халате. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
дБЧЙДБ. х ОЕЗП ВЩМ ФСЦЕМЩК Й ЧМБУФОЩК ИБТБЛФЕТ, ПО ОЕ ФЕТРЕМ ОЙ НБМЕКЫЙИ ЧПЪТБЦЕОЙК. Энгр тем самым соединил выразительность с предельной произвольностью трактовок человеческих фигур44. Таков «Апофеоз Гомера», «Св.
Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Так, Энгр не допустил избрания Делакруа в Институт Франции ибо считал его недостойным стать официально признанным мастером и наставником новых поколений художников73. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. ьОЗТ ЬЛМЕЛФЙЮЕО Ч УЧПЕН ФЧПТЮЕУФЧЕ, Х ОЕЗП НПЦОП ОБКФЙ, ОБТСДХ У БЛБДЕНЙЪНПН, ЮЕТФЩ Й НБОШЕТЙЪНБ, Й ЧПУФПЮОЩЕ НПФЙЧЩ, Й ДЕЛПТБФЙЧОПУФШ, Й ТБЖБЬМЙЪН, Й ТПНБОФЙЪН, ИПФС ТПНБОФЙЛЙ УХТПЧП ПГЕОЙЧБМЙ ЕЗП ЙУЛХУУФЧП, УЮЙФБС, ЮФП Ч ОЕН ОЕФ ЮХЧУФЧБ Й ДХИПЧОПЗП РБТЕОЙС (ы. вПДМЕТ). В Риме он вступил в орден доминиканцев.
Название «Воображающий себя полководцем» говорит об иронии, насмешке над человеком, в былые времена сделавшим блестящую карьеру военного. Это один из самых глубоких умов» После победы Июльской монархии Лакордер принимал участие в издании клерикальной газеты «Будущее», стремившейся примирить католическую церковь с необходимостью признать права народа. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. В Шербуре юноша создал свои первые портреты. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Спустя 50 лет после ее завершения он писал: «Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет». Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Старая больная женщина представлена и на картине «Безумная старуха». Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127.
Человек изображенный на «Портрете Лефрана» (ок. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску. Лучшиая работа, написанная вскоре после прибытия в Рим, — «Портрет мадам Девосе» (1807, музей Конде, Шантийи). В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. На портрете поколенного формата изображена хрупкая и грациозная девушка в белом платье.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Таковы все женские портреты Энгра.
Аббат стал основателем новой организации — «Братства христианских художников».
В каждом своем герое художник стремится показать индивидуальные черты характера. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Более целостным произведением стал портрет Фридерика Шопена. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Он рано начал рисовать и все свое свободное время посвящал этому занятию. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Ее большие глаза печально и тревожно смотрят на мир. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона.
Один из самых известных портретов мастера — «Две сестры» (1843, Лувр, Париж), в котором прослеживается мысль о духовной близости родственных натур. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Свое внимание он акцентирует на глазах моделей. Для Энгра, финансово зависимого от узкого круга заказчиков, это означало невозможность зарабатывать, как раньше. Более естественной стала поза модели.
«Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. рТЕЧЩЫЕ ЧУЕЗП ГЕОЙМ ЙДЕБМШОЩК ТЙУХОПЛ. В Италии Энгр выполнил прекрасные женские портреты: благородный и сдержанный по цвету чуть отрешенный по выражению портрет мадам Девосе, более сложный по композиции и нарядный по колориту портрет мадам де Сенонн.
Ученик Ж. Л. Давида. Закончив автопортрет, Энгр создал целую галерею эмоциональных и одухотворенных портретов своих друзей (художника Демаре, 1805, музей Августинцев, Тулуза юриста Жилибера, 1805, музей Энгра, Монтобан скульптора Бартолини, 1806, частное собрание, Экс живописца Гране, 1807, музей Гране, Экс). Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Оживленное и радостное лицо ребенка зритель видит в зеркале. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. приходилось прислушиваться к пожеланиям портретируемых. В 1813 году Энгр женился.
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию.
В 1806–1808 годах мальчик учился в Императорском лицее. Интересна история появления этой картины. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. 1811, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет месье Кордье», 1811, Лувр, Париж «Портрет графа Н. Д. Гурьева, 1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В лицах приземленных и практичных орнанцев нет одухотворенности. Энгр решился отразить в полотне свои взгляды на художника как наставника и персонифицировать творчество тех великих, кто был достоин, по его мнению именоваться последователями Гомера.
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Энгр Жан Огюст Доминик — автор ряда блестящих карандашных портретов (большинство хранится в музее Энгр Жан Огюст Доминик в Монтобане). Таков «Портрет Джо» («Прекрасная ирландка», 1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк вариант — в Национальном музее, Стокгольм). В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Зритель видит на этих полотнах детское личико Полин, широко распахнутые глаза, нежный рот и трогательную ямочку на подбородке, красивые руки с длинными пальцами. Главными средствами выразительности здесь (как и во многих других портретах) является мазок, тональность, контрасты света и тени.
Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. В 1840 году художник уехал в Италию, где в это время жил и работал Энгр. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Последнее изображение девушки было создано в 1843 году («Портрет Полин в домашнем платье», Музей изящных искусств, Шербур). К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Художник писал изображения своих племянниц, дочерей сестры.
Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона».
Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Девушка одета в повседневное платье, сшитое по моде того времени. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись.
В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты и заказы на портреты принимать с неохотой именно последние прославят его имя в истории. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119.
В нижней части композиции слева показан Пуссен, переписанный Энгром с известного автопортрета80. Среди лучших портретов этого времени — «Антуанетт Эбер перед зеркалом» (1844–1845, частное собрание, США). Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4.
Нет в мужских портретах также богатства и разнообразия красок. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В этой связи в XX веке абсолютно иначе стало рассматриваться противостояние Энгра и Делакруа, которое в 1830—1860-е годы воспринималось как едва ли не основной фактор французской художественной жизни.
У Ромелей было и загородное поместье в Менг-сюр-Луар, в котором семья проводила много времени. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Энгр писал: «Я влип с этими портретами, которые преследуют меня, как злые духи Но я хочу заниматься не ими, а исторической живописью, которая протягивает ко мне свои прекрасные руки для создания самых замечательных произведений». Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года.
В этих портретах проявилось мастерство молодого живописца, его умение строить композицию. Первые портреты Коро были выполнены в 1830-е годы. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. В 1817 году скончалась его мать.
Все эти детали говорят о том, что персонаж страдает от раны, нанесенной ему на дуэли. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
А все они эти академизм не почитали. Автор изобразил модели на нейтральном фоне. В то же время Ж. Кассу в своей биографии Энгра отмечал, что в ненависти, разделявшей двух художников, можно увидеть глубокий интерес друг к другу, с оттенком любопытства и даже почтительности75. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Пространственное построение картины иррационально: трон Юпитера парит в небесах, а его масштабная фигура противопоставлена прильнувшей Фетиде. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Одновременно Рок преклонялся перед искусством Рафаэля и привил Энгру уважение к нему на всю жизнь.
Но, несмотря на столь бурное негодование, Энгр продолжал писать портреты и именно они поставили его в один ряд с самыми великими художниками Европы. Этот образ близок по своему духу знаменитой тициановской «Венере, смотрящейся в зеркало». Первый художник исполнил в 1821 году (Лувр, Париж). Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Оливковая бледность лица, густые черные волосы, черные же взлетающие вверх брови, карие глаза, во взгляде которых было нечто кошачье, тонкие, красиво очерченные губы, слегка приподнятые крепкими зубами и оттененные небольшими усами, волевой, сильно акцентированный подбородок — все это придавало его лицу какую-то дикую, странную, экзотическую, беспокойную красоту».
В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Кисть реалиста запечатлела признаки смертельного недуга Полин — болезненную бледность и чрезмерную хрупкость фигуры. При этом художник не увлекается тщательной передачей одежды моделей-мужчин. Поиски искренности и простоты приводят Коро к детским портретам.