Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). (XIX век – Европа, XVIII век – Европа) 1974 Немилова И. С. Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Многографический очерк, принадлежащий перу крупного венгерского искусствоведа Иштвана Жантона (1903-1969), создает выразительный портрет Йожефа Риппл-Ронаи – художника и человека. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода.
Автор Загадок старых картин – не популяризатор, а исследователь. Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. Наталья Сергеевна Гончарова – правнучатая племянница жены Пушкина, русская художница-авангардистка, внесшая значительный вклад в развитие авангардного искусства в России.
Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). В процесс они самостоятельно и будто заново открывают для русского искусства портретную живопись. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4. Работала в журнале «Мурзилка», была ответственным редактором журнала «Колобок». Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры.
Древнерусская живопись, пришедшая с Византии и впоследствии сложившаяся в самостоятельные школы крупнейших княжеств, русская живопись 17 века с «годуновскими» и «строгановскими» письмами, образование Академии художеств и расцвет портретного жанра в русской живописи 18 века, выход на передовые позиции развития мирового изобразительного искусства в русской живописи 19 века, образование и деятельность Товарищества передвижных художественных выставок. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей. В разное время в периодических изданиях печатались поэтические произведения для детей. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры. С кем только её ни соотносили.
Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Искусство постепенно освобождается от власти иконографических канонов1. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты. При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником).
«Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4. Они постепенно начинают высвобождаться из плена иконописных канонов, становятся настоящими творцами художественных композиций и значение этого факта для становления русского искусства нового времени трудно переоценить»1. Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический.
Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3. «Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. Это его и погубило. Галерея картин содержит 1500 репродукций. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира.
В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал.
Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства. Энциклопедия включает сведения о художниках самых разнообразных жанров, которые внесли наиболее заметный вклад в развитие искусства России 14-20 веков (краткая биография и основные направления творчества), в алфавитном порядке представлены различные направления русской живописи с описанием их особенностей, художественные кружки и школы, с описанием их основных принципов деятельности. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3. Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме.
Подробно изложена вся история русской живописи с описанием каждого этапа ее развития. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см.
Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела. В портретах Грота рокайльный портрет— это не просто несерьезная, приятная для глаз забава, его живопись ищет оттенки характера, предвосхищая основную задачу портрета 1760-х годов4. «Его портреты обнаруживают глубину проникновения в характер— черту, которая станет доступной школе в целом лишь во второй половине столетия. Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4.
Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Искусство Андрея Рублёва — гениального художника. Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п.
Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Появилось желание отображения повседневной жизни, красоты природы, реального человека. (XX век – Европа, XIX век – Европа) 1977 Жантон И. Йожеф Риппл-Ронаи Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927) вошел в историю венгерского изобразительного искусства как художник большего и разностороннего дарования. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4.
Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»). В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле. Древнерусскому искусству XVII века свойственно «обмирщение», разрушение иконописных иконографических канонов.
В частности, в течение всего 2006 года публиковались стихи в детском журнале «Миша». Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. «Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
Вишняков занимает особое место в этой среде. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Не существовало строгого отбора, которому подвергалось иностранное вмешательство, хотя его старались все-таки корректировать исходя из внутренних потребностей страны и вкусов.
Издание богато иллюстрировано. Портрет петровского времени). Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её.
Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты. Книги автора: «Азбука живописи», «100 великих художников», «Пушкин», «Наполеон», «Екатерина Великая», «Москва», «Санкт-Петербург» и др.
автопортрет и парный портрет жены, портреты архитектора Ветошникова и его жены), в них он выходит за рамки безразличия к окружающему и замкнутости в себе— в новое качество интимного портрета. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Иван Никитин— основатель новой русской живописи. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4. Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне.
Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин. (Учебные материалы) 1977 Шорохов Е. В.
«Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Это – обучение композиции. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2.