Эмиль Антуан Бурдель (фр. Emile Antoine Bourdelle 30 октября 1861 года, Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция— 1 октября 1929 года, Ле-Везине, Ивелин, Франция)— французский скульптор, ученик О. Родена. Антуан Бурдель (31 октября 1861 – 1 октября 1929), родившийся Эмиль Антуан Борделль, был влиятельным и продуктивным французским скульптором, живописцем и учителем.
Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка — одном из наилучших творений мастера. Ему позировал капитан Сантоллини из Монтобана. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану».
«Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем — в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. Работал также как художник-монументалист (фрески Театра Елисейских Полей, 1910-1912) и график (иллюстрации к книгам Ж. Клемансо и Г. Флобера). Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. Внешний динамизм сменяется чёткой архитектурной конструкцией.
Мастер выполнил скульптурный фриз Медитация Аполлона и музы пять отдельных композиций: Архитектура и скульптура, Танец, Комедия, Трагедия, Музыка на фасаде (все — камень, рельеф) в интерьере — около шестидесяти композиций в технике фрески. Этим признанием он очень дорожил. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью.
Пойти по другому пути вызвало другое понимание героического образа в скульптуре. Я лепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца. Начало 1910-х гг. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (187615184) и Париже (188415186). Лексический запас регулярно пополняют новые определения. С 13 лет он начинает помогать отцу, вечерами посещая уроки рисования.
Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть – настоящую «Бетховениану».
Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан.
Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. «Аполлон» был для меня отдыхом. Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. втеатре Шатлэ.
От проникнутых бурной экспрессией ранних произведений (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 1893-1902) перешёл к более уравновешенным композициям, в которых творчески претворил традиции древнегреческой архаики и ранней классики, стремился к героизации и монументализации образов (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж, Пенелопа, 1909-12 и Сафо, 1924-25, – оба в Музее Бурделя, Париж все – бронза). Бурдель — автор глубоких и выразительных портретов: Энгр (1908—1909, Стокгольм, Нац. Все мои обобщения восстают против законов, управляющих его искусством» (Б. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье. Это «полудетское увлечение» музыкантом переросло в творчестве скульптора в подлинную страсть — настоящую «Бетховениану». Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей.
Так появился Адам (1889, Нью-Йорк, частная коллекция). Она была моим главным источником. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Известный аргентинский писатель Ларрета, увидев статую, воскликнул: «Это он, это Альвеар. » Да и семья генерала также считала, что он получился очень похожим. Искусство Родена – неразрешимая трагедия души и тела, духовного порыва и инертной материи.
Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». «Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) – работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. Начиная с памятника Альвеару, Бурдель работает большими планами. В поздний период заметны признаки кубистической геометризации объёмов. Я работал с ним девять лет.
Бурдель покидает академию и лишается стипендии. Роден, 1909, А. Франс, 1919, – оба бронза, Музей Бурделя, Париж). Ателье последнего Бурдель посещал до 1892 года и выполнил для него немало работ.
Эмиль Антуан Бурдель родился 30 октября 1861 года в семье резчика по дереву. без той базы, которую заложил Бурдель. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», — сказал он педагогу на прощанье. Первым учителем Бурделя был месье Комб – основатель музея и ученик великого Энгра. За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов.
Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент — «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, — 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Один из крупнейших мастеров монументальной пластики ХХ столетия. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России».
В 1908 году, будучи уже зрелым человеком и скульптором, он покидает мастерскую Родена. Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Бурдель конце 90-х испытал желание разрешить это противоречие. Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», – говорил Эмиль Бурдель.
Среди последователей Бурделя – А. Августинчич, Е. В. Вучетич, А. Брекер, И. Мештрович. После трудного конкурса я получил право на обучение в тулузской Школе изящных искусств.
Его учителем становится модный в то время в Париже салонный скульптор Александр Фальгьер. В памятнике ощутимо влияние О. Родена (см. РОДЕН Огюст), в мастерской которого Бурдель начинал работать в эти годы в качестве пратисьена (помощника). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (1893—1908). Бурдель родился в старинном французском городе Монтобане. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение.
Б. работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). В музее Энгра в Монане сохранился выполненный им в 1883 году терракотовый бюст Эмиля Пувийона. Творческая мощь запечатлена в бюсте Энгра (2 варианта, 1908, бронза, Монтобан, Музей Энгра) могучий «Роден» подобен скале, утесу (1909, бронза, Музей Родена в Париже) «Анатоль Франс» 151 олицетворение высокой, благородной мысли (1919, бронза, Оттава, Национальная галерея Канады). Возродить утраченный синтез он пытался в декоративном оформлении Театра Елисейских Полей (1910—1913, архитектор О. Перре).
Произведения Бурдель Эмиль Антуан конца 1880-х — начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией («Памятник павшим» в Монтобане, бронза, 1893—1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. «Чтобы сделать портрет гения, — говорил скульптор, — надо сначала четко представить себе форму его сущности». Научившись неплохо рисовать, Бурдель с тринадцати лет помогал отцу вырезать из дерева украшения для мебели. Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ».
В 1919г. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, — это всегда она», — писал скульптор. Работа была удостоена почетного упоминания. Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Бурдель покинул мастерскую Родена только в 1908 году.
Отсюда – утрирование физической мощи в монтобанском памятнике. Бурдель. Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890 г. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Язаканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870–1871 годов».
В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение. Дар Бурделя-монументалиста ярко проявился в созданных им памятниках: Поэт Мицкевич (1909—1929, Париж), Мадонна Эльзаса (1919—1922, Эльзас, Нидерсбрюк), Франция (1925, Париж), Генерал Альвеар (1912—1923, Буэнос-Айрес). Учился в Тулузе (1876-84), в парижской Школе изящных искусств у А. Фальгьера (1884-86) в 1886-90 годах пользовался советами Ж. Далу, в 1893-1908 годах работал ассистентом в мастерской О. Родена. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции.
Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929г. Там он обучался в мастерской Фальгиера. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Речь ведется не о морском судне или командующем штабе, а о гаджете из ТОПовой линейки, который заинтересовал покупателей лучшей камерой, с n-ым разрешением мегапикселей, продвинутыми опциями и прочими наворотами.
Там он обучался в мастерской Фальгиера. Этот период успело застать поколение ваших родителей. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне». Бурдель Эмиль Антуан работал также как рисовальщик и художник (фрески Театра Елисейских полей, 1912). И вот измерив их уклон, я не мог признать себя «учеником Родена». Четыре фигуры памятника исполнены динамизма и экспрессии, олицетворяя кровавый ужас войны. В 1895 году Бурдель получает заказ на создание «Памятника павшим в войне 1870 – 1871 годов» в Монтобане, который был установлен в родном городе скульптора в 1900 году, но лишь после вмешательства Родена, поскольку соотечественники Бурделя готовы были отказаться от готового памятника из-за его слишком смелого композиционного решения. В том же году вместе с Роденом и Дебуа Бурдель организует Свободную школу скульптуры на Монпарнасе. Роден», бронза, 1909 «А.
Начало 1910-х гг. Она была моим главным источником. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Надо мной простиралось военное небо Франции. ». В 190915129 Бурдель работает над памятником польскому поэту А. Мицкевичу (см. МИЦКЕВИЧ Адам), которого он представляет в образе странствующего пророка. Произведения Б. конца 1880-х 151 начала 1900-х гг., с их подчас неистовой экспрессией (Памятник павшим в Монтобане, бронза, 18931511902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. Общий запас лексики (от греч.
Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. В 191015113 он выполняет мраморные рельефы для Театра Елисейских полей в Париже (архитектор О. Перре), добиваясь единства скульптуры и архитектуры. Однако Эмиль Бурдель неожиданно оставляет учебу. Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и О. Родена (18931511908). Тема центрального фриза 151 «Размышления Апполона и музы», в трактовке муз заметно влияние греческой архаики, хотя в работе над декором театра Бурделя вдохновляла Айседора Дункан (см. ДУНКАН Айседора) (он рисовал ее во время исполнения танцев и оставил серию великолепных рисунков, передающих легкие, стремительные движения танцовщицы).
Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. В композиции, в трактовке объемов чувствуется рука талантливого мастера. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Еще одному из замечательнейших своих творений — памятнику генералу Альвеару — Бурдель посвятил целое десятилетие. В эти годы скульптор одержим идеей создать грандиозное, масштабное произведение.
По углам цоколя скульптор поместил четыре аллегории. Единственный его недостаток — стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», – писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны. «Сафо» была отлита в 1928 г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929 г. После этого необычайный дар Бурделя-монументалиста по-настоящему оценили во Франции. С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор.
Памятник К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1914-17), А. Мицкевичу в Париже (1909-29, оба – бронза), выразительные портреты (О. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». В процессе работы над ним скульптор выполнил сорок девять этюдов, но, к сожалению, должен был остановиться из-за острого приступа ревматизма. Трагедия противоречий ХХ в. воплощена в Умирающем кентавре (1914, Париж, музей Пти-Пале) сложный и возвышенный мир человека-творца раскрывается в статуе Сафо (1925, Цюрих, Кунстхауз) — древнегреческой поэтессы образ человека, охваченного волевой, победоносной жаждой действия, отражен в Геракле (1909, Антверпен, Музей Миддельхейм).
Искусство Родена – неразрешимая трагедия души и тела, духовного порыва и инертной материи. Сохранилось около 50 скульптурных бюстов, статуй, десятки рисунков изображающих композитора: Бетховен (1888, Богота, собрание Д. Эшавариа), Трагическая маска (1901, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Бетховен на кресте (1929, Университет в Принстоне, Музей искусства) и др. В статуе Адама скульптору удалось передать ощущение чистоты, ясности, молодости. В грандиозной бронзовой конной статуе генерала Альвеара (19141511923, Буэнос-Айрес), возведенной на высоком пьедестале из розового гранита, архитектоническое построение форм, удлиненные пропорции, чеканная линия силуэта, утяжеленность деталей, пластическая игра рождают образ огромной силы. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе.
Позже Эмиль Бурдель сказал:. До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». Отсюда – утрирование физической мощи в монтобанском памятнике.
За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. — Превозмогая боль, я начал лепить. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. Третий аспект наиболее глубок и сложен. «Аполлон» был для меня отдыхом. Это не отвлечённый тип полководца, а вполне конкретный человек. Эмиль Антуан Бурдель родился в семье краснодеревщика.
В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ». Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
В 1928г. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы.
В эти же годы творческим воображением Бурделя завладевает образ Бетховена, он будет работать над ним с 1888 до конца своих дней. В 1885 в Салоне Общества Артист Франсе экспонирует композицию Первая победа Ганнибала (Монтобан, Музей Энгра). М., 1935).
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Невозможно представить себе европейскую монументальную пластику XXв. Невозможно представить себе европейскую монументальную пластику XX в. без той базы, которую заложил Бурдель. Голову Альвеара Бурдель лепил на основании сохранившейся гравюры.
(1893–1902гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. Однажды в витрине магазина Монтобана Бурдель увидел портрет великого композитора, который потряс его своей глубиной. «Я чувствовал, что буду потерян для скульптуры, если буду продолжать в том же духе, – вспоминал художник о том нелегком времени. – Превозмогая боль, я начал лепить Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». умер. «Я люблю ваше искусство, но я хочу избавиться от ваших официальных друзей», – сказал он педагогу на прощанье.
Данный проект имел большой успех на выставке в первом Салоне Тюильри, одним из президентов которого был Бурдель. К числу крупномасштабных работ мастера относятся «Эльзасская Мадонна», барельеф в Оперном театре Марселя, памятник шахтерам в Монсо-ле-Мин, памятник доктору Сока для г. Монтевидео, статуя «Франция» для Пуант-де-Грав и памятник Адаму Мицкевичу, открытый в Париже на площади Альма в 1929 году. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890г. ). Необыкновенный скорбный накал поражает в серии скульптур, которые Бурдель посвятил Бетховену: бронзовом Бетховене, подпирающем рукой щеку (1888), Моя стихия – воздух, а также в Гамлете (1891) и Памятнике павшим департамента Тарни-Гарона на войне 1870-1871 гг., который заказал монтобанский комитет ветеранов.
Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Работы Эмиля Бурделя появляются на выставках. скульптор приобрел мировую известность. Наряду с ними создавалась и пластика меньшего масштаба: «Пенелопа», «Умирающий кентавр», «Плод», бюсты Энгра, Анатоля Франса и Огюста Родена. «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой — новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», — говорил скульптор об «Аполлоне». В 1919 г. он приступил к работе над памятником горнякам из Монсо-ле-Мина, погибшим в войне 1914-1918 гг.
За время учебы в Тулузе Эмиль сделал около восьми бюстов. мне хотелось бы указать в назидание всем вступающим в искусство, что мой путь стал таким широким благодаря той медленно созревающей жатве тайн, которую я собирал на поле Родена. появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Выразительна и фигура самого Альвеара. Французский скульптор, художник, график.
Бурдель стремится идти своим путем. Выполнил в духе архаизирующего неоклассицизма барельефы Театра Елисейских Полей (гипс, 1912). для Бурделя было отмечено большой удачей – он получил заказы на оформление Театра Елисейских полей и памятник аргентинскому генералу Альвеару. Единственный его недостаток – стремление к невозможному, но это благородный недостаток». Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909—29).
Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925). Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона».
Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912 г. идр. ), мастер стремился показать в них не столько природную силу человека, сколько пытался найти его нравственный идеал. Дальнейшее образование получает в Тулузе, в Школе изящных искусств (187615184), затем в Школе изящных искусств Парижа, у Фальгиера (188415186). музей), Рембрандт (1909, Каракас, Музей изящных искусств), Роден (1909, Париж, Музей Родена), Анатоль Франс (1919), Огюст Перре (1922, оба — Париж, музей Орсе) и др. «Голова Аполлона» (1900–1909гг. )– работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. В 1925 году – бронзовую статую Франция.
вПариже, он продолжил свой труд в Монтобане, куда перебрался вместе со всей семьей. Жизнь — моя единственная школа. Историю ее создания он с особым чувством вспоминал даже за несколько дней перед смертью: «Я заканчивал тогда мой первый монумент – «Памятник павшим в войне 1870-1871 годов». Творчество мастера постепенно начинает избавляться от влияния Родена, о чем свидетельствует созданная им тогда же «Голова Аполлона». В 1905 году проходит первая персональная выставка Бурделя, на которой было представлено 39 скульптур, 18 картин и 21 рисунок, после чего Бурдель впервые выставляется в Осеннем салоне.
Там он обучался в мастерской Фальгиера. В 1890 участвует в выставке в кафе Клозери де Лила. Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909-1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них.
Работал в мастерских Ж. Далу и О. Родена (1893-1908). Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. В 1884 Монтобан и Тулуза выделяют Бурделю стипендию для продолжения образования.
Франс», бронза, 1919) Бурдель Эмиль Антуан выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915—23), в установленных в Париже статуе «Франция» (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909—29) стремился выразить гражданские идеи. На свет появился удивительный документ— свидетельство братской солидарности художников— «Петиция скульпторов», растрогавший Бурделя до глубины души: «Мы, собратья и почитатели Бурделя, — говорилось в ней, — считаем, что памятник генералу Альвеару является кульминационной точкой в развитии французской пластики и по этой причине невозможно допустить, чтобы он навсегда был потерян для Франции. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан.
Преподавал в студии Гранд-Шомьер (1909-29). Монолитная фигура Пенелопы исполнена величия и благородства. Однако страстного импульсивного Бурделя глубоко разочаровала «система академического обучения» с присущей ей «умеренностью и аккуратностью». Однако необузданная экспрессия его не удовлетворяет, он хочет вернуть пластику в русло строгих законов архитектоники (см. АРХИТЕКТОНИКА). Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. Ощущение устойчивости усиливает звучание основной идеи: ни стихиям, ни бурям не сломить верности и воли этой женщины.
Казалось, сама душа французского народа воплотилась в прекрасных аллегориях памятника. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870-1871 гг. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель.
В Аполлоне (19001511904, Париж, Музей Бурделя) он воплотил идеал человека с могучим интеллектом, видя в нем олицетворение светлого активного начала, торжествующего над мраком. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», – говорил Бурдель. Впоследствии скульптор признавался, что «понадобилось десять лет, чтобы освободиться от злополучного влияния». С девятью различными ликами, которыми я наделил ее, – это всегда она», – писал скульптор.
При остроте индивидуальной характеристики в них запечатлена мощь духовной энергии их создателя по его словам, «любой портрет является одновременно изображением и модели и автора». скульптор приобрел мировую известность. Особое место в творчестве Бурделя всегда занимал портрет. В 1919 году Эмиль Бурдель начал работать над памятником шахтерам, павшим на войне 1914-1918 годов (закончен в 1928 г., открыт в 1930-м – после смерти скульптора), Эльзасской Мадонной (монумент воздвигнут в 1922 г. ). В скульптурных портретах композитора Бурдель пытался не только запечатлеть его облик, но и передать в нем «окаменевшую музыку» Бетховена, как бы создавая ее «пластический образ».
Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (статуя Эльзасской Мадонны, 1922, выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915–1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909–1929) ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить реплику статуи для города Парижа». Мастер получал заказы со всего мира, большинство из которых было граничит с минувшей войной: памятники павшим, мемориалы.
Впечатления детства сыграли важную роль в творческом формировании будущего художника. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». (1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена».
Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности. Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Статуя «Франция» (1925) была поставлена в память павшим в войне 19141511918, на родине Бурделя в Монтобане, затем в Форте Вобан, в Бриансоне, а спустя десятилетия в Париже 151 в честь волонтеров «Свободной Франции, павших за честь и свободу Франции 18 июня 1940 года 151 8 мая 1945». Но в то же время античность – это и дерзкая, суровая радость борьбы (Голова Аполлона, Геракл-лучник). Через два года уходит, вспоминая впоследствии: «Понадобилось десять лет, чтобы избавиться от злополучного влияния» 151 настолько бессмысленной и устаревшей предстала перед ним академическая система.
Мои руки опухли от сырой глины. Задача Родена — выразить в пластике изменчивый мир человеческих мыслей, эмоций, страстей. Участник выставок парижского Салона с 1884 года. Чтобы передать пафос, духовное и физическое напряжение своих героев, Бурдель смело обобщал форму, динамично размещал объём в пространстве, выявлял архитектонику композиции, достигая повышенной экспрессии образа («Стреляющий Геракл», бронза, 1909, Национальный музей современного искусства, Париж).
Лучшие произведения Эмиля Антуана Бурделя (18611511929), художника напряженных чувств и высоких помыслов, проникнуты духом героической борьбы, созвучной прогрессивным устремлениям эпохи. Бурдель конце 90-х испытал желание разрешить это противоречие. Эта работа выявила мое новое видение формы, далеко опережавшее все прежние поиски, заставив меня сконцентрировать основное внимание на структуре, а не на мускулах, сухожилиях, сосудах и т. д». По окончании школы, получив специальную стипендию городского муниципалитета и рекомендательные письма, молодой скульптор отправился в Париж, чтобы продолжить образование в столичной Академии искусств.
До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. В 20-е гг. В 1910 году в Салоне была представлена масштабная статуя Бурделя «Геракл» («Геракл, стреляющий из лука») имевшая ошеломительный успех как у критики, так и у публики. С 1910 по 1913 год мастер по заказу работает над оформлением Театра Елисейских Полей. «Аполлон» был для меня отдыхом.
Начав работу над монументом в 1912г. Начало 1910-х гг. Наряду с этим среди современников Бурдель был известен как самобытный писатель и поэт, автор эссе и критических статей: его «Поэма скульптора» была опубликована в 1890г. В портретах («О. Отлично вылеплен конь. «Подлинное произведение искусства кажется возникшим стихийно, будто мастер создавал его играючи с божеством», — говорил Эмиль Бурдель.
Некоторое время молодой скульптор посещает мастерскую Жюля Далу. В 1885 году Бурдель получает в Салоне медаль за гипсовую композицию «Первая победа Ганнибала», выполненную им в соответствии с классической традицией. Жизнь – моя единственная школа. Начинает выставляться в Салоне: Портрет композитора А. Сантиса (1884, Монтобан, Музей Энгра). Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев — 1 октября 1929 г. умер.
Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе». Правда, решение его несколько традиционно, но воплощено оно мастерски. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени.
Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. Пойти по другому пути вызвало другое понимание героического образа в скульптуре. В 1893 скульптор получает первый большой заказ от своего города Монтобана на Памятник павшим в войне 1870—1871 года (1893—1902). Во второй половине 80-х гг.
И тогда я вооружил мою Победу мечом Нации.
Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., – «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. «Мисс Дункан подобна бессмертной жрице. В 20-е гг. Все мои музы их жесты найдены во время танцев Айседоры Дункан.
Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог».
Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Эти статуи 151 одна из самых больших удач художника. Среди его родни были резчики по дереву, каменотесы, ткачи, пастухи.
Статуя поэтессы Сафо, творившей в VII в. до н. э., — «одно из наиболее вдохновенных и пластически совершенных произведений мастера», одно из самых лучших его творений. Во второй половине 80-х гг. В отдельных произведениях Бурдель Эмиль Антуан 20-х гг. И в Умирающей любви (1886) и в Адаме после грехопадения (1888-1889) и в Материнстве (1893) уже чувствуется влияние гениального Родена, споры вокруг творчества которого в то время не утихали и каждая работа вызывала самые противоречивые суждения.
Эмиль Бурдель много работал, на его плечи легли заботы о родителях, переехавших в Париж в 1886 г. Он создал целую серию портретных бюстов, среди которых наиболее известны «Голова мальчика» и «Женский портрет» (оба в 1890 г. ). Однако, не закончив этюд, мастер оставил работу над ним. Яработал с ним девять лет Мои руки опухли от сырой глины.
Этим признанием он очень дорожил. – Превозмогая боль, я начал лепить. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876—84) и Париже (1884—86). «Лувр, мастера Нотр-Дам, Пюже, Бари 151 вот мои истинные учителя». «Адам» (1889, бронза, Париж, Музей Бурделя) 151 одно из первых самостоятельных произведений Бурделя, свидетельствующих о его профессиональном мастерстве. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель Эмиль Антуан творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Бурдель Эмиль Антуан отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения («Геракл, стреляющий из лука», 1909, «Пенелопа», 1909—12, «Сафо», 1924—25, — все бронза).
«Так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море», 151 говорил о «Пенелопе» Бурдель. «Чтобы сделать портрет гения, – говорил скульптор, – надо сначала четко представить себе форму его сущности». Этим признанием он очень дорожил. Посетил Италию, Грецию, Чехию. Композиция Геракла при всей её динамичности очень компактна и лаконична. В 1893 году Бурдель нанимается к уже знаменитому тогда Родену пратисьеном (помощником скульптора, переводящим его произведения в мрамор) и испытывает мощное влияние его художественного метода, хотя позднее скажет о полученном им опыте следующее: «Сотрудничая в работах Родена, наиболее трудных для завершения, я проник в некоторые тайны мастера.
В отличие от изысканной грации статуй классицистов XVIII—XIX вв. «Скульптура должна быть привита архитектуре, как делают прививку дереву», — говорил Бурдель. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Б. творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства произведения Б. отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения (Геракл, стреляющий из лука, 1909, Пенелопа, 190915112, Сафо, 192415125, 151 все бронза).
На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. Его выставки проходили в Японии, США, Праге, Венеции. Именно здесь, в мастерской отца, наполненной запахом свежих стружек, среди безымянных отцовских шедевров был «заложен фундамент творческого своеобразия скульптора». Мои руки опухли от сырой глины.
Если мир Родена формировался в условиях разочарования в действительности, в противостоянии с современным ему обществом, что сказывается в работах «Иоанн Креститель», в скорбной героике «Граждан Кале», мощи мысли «Гюго»- зов разбушевавшихся страстей, волнение стихий. В отдельных произведениях Б. 20-х гг.
Придавал символико-аллегорический характер монументальным произведениям (памятник генералу К. М. Альвеару в Буэнос-Айресе, бронза, 1913-23 статуя «Франция», бронза, 1925, Париж). Я работал с ним девять лет. Этот памятник знаменовал собой возрождение большой национальной традиции. Вскоре он тяжело заболел и спустя несколько месяцев – 1 октября 1929 г. умер.
Статуя поэтессы Сафо, творившей в VIIв. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-84) и Париже (1884-86). Мы считаем необходимым в срочном порядке отлить фрагмент статуи для города Парижа», — писали художники в «Петиции скульпторов» после того, как стало известно, что монумент будет вывезен из страны.
В 1909 году начинает преподавать в Академии Гранд Шомьер, где среди его учеников были Альберто Джакометти, Жермен Ришье, Отто Гутфройнд. Так появилась работа «Адам после грехопадения» (1889 г. ), в связи с которой французская печать писала о скульпторе: «За этим мастером будущее». В портретах (О. Это дало ему возможность продолжить образование в Париже. символом возвращения в искусство образа естественного человека.
В центре его внимания могучие характеры, люди действенные, активные, целеустремленные. Бурдель является также автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919). скульптор приобрел мировую известность. В течение двадцати лет этот большой мастер занимался педагогической деятельностью. Идеал человека первозданной необузданной силы выражен Бурделем в статуе «Стреляющий Геракл» (1909, Париж, Музей современного искусства). Роден, бронза, 1909 А. Франс, бронза, 1919) Б. выявлял напряжённость духовной жизни человека в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 191515123), в установленных в Париже статуе Франция (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 190915129) стремился выразить гражданские идеи.
Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929. Видимо именно так сам он ваял своего «Геракла, стреляющего излука» (1909 г. ), ставшего символом возвращения в искусство образа «естественного» человека. Портреты Бетховена с их словно пульсирующей фактурой, динамичностью объемов, контуров всех деталей должны были, по мысли Бурделя, воплотить душу музыки (начиная с 1888 он выполнил около 50-ти вариантов портрета композитора, последний, «Бетховен на кресте», делался в 1929). Об этом свидетельствует голова «Аполлона» (1900, бронза, Париж, Музей Бурделя), отмеченная мужественной энергией и благородством, воплощенными в строгих, четких формах.
«Голова Аполлона» (1900-1909 гг. ) — работа, которая «явилась как бы прологом к этим поискам», наиболее любима автором. В «Доме-музее» Бурделя, который организовала после его смерти жена Клеопатра Севастос, можно полюбоваться не только скульптурами и живописными работами художника, но даже увидеть в натуральную величину его знаменитый памятник Альвеару, статую Мицкевича, «Францию», барельефы Театра Елисейских полей. Здесь он увлеченно изучал средневековую архитектуру и скульптуру и, по его словам, «пугал учителей своей одержимостью в работе».
Данная скульптура приносит ему первую известность, но все же художник еще не имеет возможности зарабатывать на жизнь собственным творчеством. «Необузданная, неудержимая, не знающая оков яростная энергия» торжествует во всем облике Геракла-стрелка – одном из наилучших творений мастера. Правда, я продолжал делать и пастели, но все деньги, которые мне удавалось заработать, я использовал для работы над памятником «Павшим», который занял у меня около девяти лет». До сих пор французское государство не баловало заказами одного из крупнейших монументалистов Европы, отдавая предпочтение помпезному, эклектичному стилю «официальных» мастеров. Жизнь стремительно меняется.
«Сафо» была отлита в 1928г., а в следующем – в Париже установили памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, над которым Бурдель работал с 1909 по 1929г. В 1876 г., одержав победу в трудном конкурсе, юный Бурдель поступил учиться в Тулузскую Школу изящных искусств. Ялепил его со своего соседа – рыжего и худого итальянца.
Кроме огромного фриза (14 м х 2, 48 м), скульптор выполнил пять отдельных рельефов между окнами на боковых фасадах. В 191215123 Бурдель работает над памятником генералу Альвеару для Буэнос-Айреса 151 вероятно, одним из самых благородных и возвышенных произведений монументальной скульптуры 20 столетия. Родился будущий скульптор в старинном французском городе Монтобане в большой патриархальной семье. В пятнадцать лет я покинул родной дом в надежде на славу и удачу в Школе я пугал учителей своей одержимостью в работе, — вспоминал мастер. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона».
Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой. Я лепил его со своего соседа — рыжего и худого итальянца. В 1893 он получает заказ на «Памятник павшим в войне 18701511871» для Монтобана (установлен в 1902, бронза, гранит). Она была моим главным источником.
Мастер мечтал возродить скульптуру, восстановив союз «ваяния и зодчества». Творчество Б., одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 в. БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30 октября 1861, Монтобан 151 1 октября 1929, Ле Везине), французский скульптор, график. Родился в семье резчика по дереву, в 13 лет стал помогать отцу, резал декоративные детали для украшения мебели и одновременно занимался в Художественной школе Монтобана. Во второй половине 80-х гг.
Создавая свои последующие творения («Пенелопа», «Благородство бремени», оба в 1912г. В 20-е гг. Бурдель (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан, 151 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор. Во время учебы он уже начал делать бюсты (их было около восьми). Для каждого образа он прежде всего хотел найти как бы «пластический ключ»: «Чтобы сделать портрет гения, надо сначала четко представить себе форму его сущности». «Это драма моей жизни, воплотившая, с одной стороны, завершение поисков, с другой – новый поиск, неспокойная, суровая, синтетическая, свободная от всяких влияний прошлого и настоящего», – говорил скульптор об «Аполлоне».
Голова Аполлона (1900, Монпелье, Музей Фабра) — это первая работа, в которой я выразил законы своего искусства. Но я всегда хранил нетронутым внутренний закон своего искусства. Первый свой монумент, посвященный павшим в войне 1870–1871гг. Преподавал в Париже в студии Гран-Шомьер (1909-1929), ученики Бурделя – А. Джакометти, В. Н. Мухина, И. Д. Шадр.
В 1893 Роден известный скульптор, предлагает Бурделю работу в своей мастерской в качестве пратисьена (помощник, увеличивающий произведения, переводящий их в камень и т. д. ). С одной стороны, она как бы символизирует первозданную гармонию со всем окружающим миром (Торс Паллады, Вакханка, сидящая на скале, Яблоки). Монументальностью замысла отмечены также и другие работы Бурделя: «Умирающий кентавр» (1914) и «Сафо» (1925, обе бронза, Музей Бурделя) 151 воплощение трагизма судьбы поэта и творца. Значительностью образов отмечены портреты Бурделя.
Как и в монументах, в многочисленных (около 100) портретах выдающихся деятелей создавал героизированный образ «гения», «сверхчеловека» : Л. ван Бетховен (бронза, 1887-1929 21 вариант, Музей Бурделя, Париж), А. Франс (бронза, 1919, там же) и др. В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Мастер часто обращается к античной мифологии и литературе: Афина Паллада (1901, Париж, Музей Бурделя), Пенелопа (1907—1912, Париж, Музей Бурделя Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер).
Преподавал в студии Гранд Шомьер (190915129). Художник увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Создавая «Сафо», скульптор снова возвратился к тому высокому нравственному идеалу, который вдохновлял его во времена «Аполлона». Словно дыхание красоты трепещет в нас, как листья на ветру.
Чтобы создать его, у меня в руках та же глина, что была у Господа Бога, но я не Бог». Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909–1912), Сафо (1924–1925). БУРДЕЛЬ (Bourdelle) Эмиль Антуан (30. 10. 1861, Монтобан – 1. 10. 1929, Ле-Везине), французский скульптор.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Экспрессия драматического образа «естественного человека» раскрывается в момент предельной концентрации энергии могучей фигуры, пронизанной движением, напряженной, как гигантская натянутая пружина перед разрядкой. Каждый античный образ скульптор ваял, вдохновленный живой моделью. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Однако бурделевские творения не мертвы, они наполнены жизненной силой.
(1893-1902 гг. ), скульптор также создает, явно находясь «под сильным обаянием чар Родена». Бурдель писал о Пенелопе: так ждут бретонки своих мужей, ушедших в море. Первым учителем Эмиля Антуана был отец — мастер-краснодеревщик, реставратор антикварной мебели, церковной скульптуры и т. д. С 13 лет Эмиль Антуан начинает помогать отцу: режет из дерева львиные маски, фавнов, амуров, листья аканта для украшения мебели.
Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Бурдель Эмиль Антуан (Bourdelle) (1861-1929), французский скульптор.
В эти же годы скульптор создает несколько огромных статуй из которых наиболее значительны «Франция», «Мадонна Эльзаса» и «Сафо». Терновец. На всю жизнь сохранив уважение к самому Фальгиеру, Бурдель все же покинул его мастерскую. Прошло несколько лет, прежде чем Бурдель вспомнил об «этой высохшей и потрескавшейся голове» и отлил ее в бронзе. Постепенно имя его становится известным в художественных кругах столицы. В годы учебы (1876-1884) Бурдель увлекался национальной французской культурой, памятниками архитектуры и скульптурой средневековья и, как сам впоследствии вспоминал, пугал учителей своей одержимостью в работе.
Ясная логика конструкции, лапидарность объемов, четкий, ясный силуэт отличает «Пенелопу» (1912, бронза, там же). Она воскрешает все наиболее великие и благородные шедевры античности Жизнь – моя единственная школа. После ее окончания Бурдель как наиболее одаренный выпускник был удостоен специальной стипендии муниципалитета Монтобана, что дало ему возможность продолжить образование в Париже. Кристаллическая отточенность силуэта, динамизм и ясная четкость композиции, великолепно вылепленное мускулистое тело героя, ощущение стремительного порыва, пронизывающего все его формы, — все это сделало Геракла (бронзовые повторения многих работ Бурделя находятся в разных музеях) одним из самых прославленных произведений скульптуры ХХ столетия.