Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes). В 1842 году Элизабет Виже-Лебрен умерла в возрасте 86 лет. Продолжение следует: «Русский период в творчестве французской художницы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен».
Заработав достаточно, для спокойной жизни в преклонные годы, Элизабет Виже-Лебрен жила уединенно (единственная любимая дочь Жюли умерла в 1813 году), на художественную сцену вышли другие герои, а о героине «галантного» XVIII века вспомнили уже значительно позже ее смерти. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun, урождённаяВиже, Лебренпо мужу16 апреля1755, Париж—30 марта1842, там же) — французская художница.
На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Виже-Лебрён подчеркнула ее естественность, окружив цветами: они в венке на голове молодой женщины и рядом в жардиньерке, Елизавета в задумчивости касается одной из роз самого нежного оттенка. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Троицы. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости.
Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства. Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо).
Испытала влияние Ж. Б. Грёза. Продолжаются заказы на изображение королевы.
Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Виже часто отклоняла заказы портретов от поклонников, которые таким способом пытались найти повод для встречи.
Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам».
C 1780-х гг. Несмотря на потерю средств и клиентуры, Виже-Лебрен быстро вернула себе утраченные позиции, благо что слава шла впереди нее – художницу с удовольствием принимали и в королевских дворцах и в аристократических салонах. Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами.
Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». На общем нейтральном фоне выделяется лицо художницы, словно излучающее свет, а также ярко-красный пояс, охватывающий талию, звучный красный цвет окрашивает также кончик одной из кистей. Обращалась и к пейзажу. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов. Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами.
В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. После его смерти в 1767 году начала заниматься у Франсуа Дуайена, бывшего другом семьи.
Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться. Молодой Пушкин посвятил ей стихи. C 1780-х гг. В 1776 вышла замуж за торговца картинами Ж. Лебрена.
молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками. Луки, а несколько ранее – в Пармскую. (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения.
И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много. автопортрет 1781 год В 13 лет для Луизы началась новая жизнь. За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой.
Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию. В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы.
К 1789 г. эти обвинения подорвали репутацию Виже-Лебрён, хотя были основаны на недостоверных документах. Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась.
Какие только люди их не посещали. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г. Бриара и Г. Ф. Дуайена. Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина». Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. В1776г. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны.
Не сложились отношения с Екатериной II. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. В возрасте всего трёх месяцев Элизабет отправили в деревушку Эпернон близ Шартра, где она росла на ферме под присмотром крестьянки до пяти лет, когда родители отдали девочку в пансионат св. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет. Приглашенная в 1779 в Версаль для создания портрета королевы Марии-Антуанетты, сдружилась с ней, написав около 25 ее изображений (часть их хранится в музее Версальского дворца).
Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство».
Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался.
Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. Виже-Лебрен славилась своей красотой и остроумием.
Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Эмигрировав после Французской революции, жила в Италии (1789–1793), Вене (1793–1794), Петербурге (1795–1802), Англии (1802–1805) и Швейцарии (1808–1809). Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились.
Первое впечатление оказалось безошибочным. Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе».
В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги. Семья была творческой – брат Элизабет, Этьен, впоследствии стал писателем и подобная атмосфера праздника, творчества, развлечений царила в их доме все детство маленькой Лиззи. Она написала несколько её портретов и даже разработала для великой княгини новые модели платьев. В 1807 г. художница исполняет единственный заказ, полученный ею от наполеоновской династии – портрет Каролины Мюрат, сестры Наполеона. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать.
Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба. Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече».
Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции и её дети. В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. По настоянию матери Луизу в 1776 году выдали замуж за посредственного художника и торговца картинами Ж. Лебрена.
Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы. Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810).
Несмотря на то, что девочка не имела возможности надлежащим образом довершить художественное образование, к 1770 г. она стала профессиональной портретисткой. В этот период семейство Лебрён приобрели в свою собственность Отель Де-Любер и салон Виже-Лебрён, где она постоянно выставляла свои работы, понемногу стал одним из самых популярных и модных в предреволюционном Париже. автопортрет с дочерью Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Я заметила у окна. В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию.
Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Но отец потакал увлечению дочери. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини.
Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. "». Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры.
Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790). Дочь портретиста Луи Виже. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. Родилась в Париже 16 апреля 1755 в семье художника Л. Виже. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрён писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду.
За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758). Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «. Жюли с мужем осталась в России. «Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию».
Виже-Лебрён решилась отправиться в Царскосельский дворец в простом муслиновом платье, за что получила замечание от графини Эстергази, супруги посла. Элизабет Виже-Лебрен родилась 16 апреля 1755 года в Париже в семье малоизвестного художника. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание». Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году, Виже-Лебрен поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала заниматься живописью до глубочайшей старости. (1755-1842) French Elisabeth Louise Vigee Lebrun GalleriesВиже-Лебрен оставила пространные мемуары под названием: «Souvenirs de ma vie», опубликованные во Франции в 1835 – 1837 годах, российская часть которых «Воспоминания госпожи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве в 1795 – 1801 годах с приложением ее писем к княгине Куракиной» в дальнейшем была переведена и опубликована в России. Madame Dubarry (Elisabeth Louise Vige-Lebrun). Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств, Виже-Лебрен умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun. Madame du Barry, 1782 von lisabeth Vige-Lebrun. Автопортрет. Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun. Elisabeth Vigee-Lebrun, Portretul contesei Tolstoi. Marie Antoinette, by lisabeth Vige-Lebrun (1788. )По списку, составленному самой художницей из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и 15 пейзажей.
Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером. C 1780-х гг. Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства.
В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. Виже-Лебрён становится всё популярнее.
Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж. Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств (в том числе «почетный вольный общник» петербургской академии), умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. Луки. Сделав быструю карьеру, стала придворной художницей еще до принятия (в 1783) в академию. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея». Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён.
Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. — последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
Училась живописи у своего отца, художника Луи Виже. — 298 с. ). Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету.
В 1800 году Виже-Лебрен была принята в качестве почетного «вольника» в члены Российской Академии художеств. Автопортрет. Художница Marie Louise Elisabeth Vigee-Lebrun. Autoportrait au chapeau, Elisabeth Vige-LebrunВ 1801 Виже-Лебрен возвратилась в Париж, но ненадолго и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию, Голландию и дважды Швейцарию. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
Вдохновлённая произведениями Рубенса и других фламандских мастеров, Элизабет пробует писать в их технике. — 298 с. ). В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати. «.
Среди характерных ее вещей – Художник Г. Робер (1788, Лувр, Париж), Г. А. Строганов (1793), А. С. Строганова с сыном (1793), Императрица Елизавета Алексеевна (1795), Дочери Павла I, великие княгини Александра Павловна и Елена Павловна (1796), Императрица Мария Федоровна (1799 все портреты – в Эрмитаже, Петербург), Мадам де Сталь (1808–1809, Музей искусства и истории, Женева). Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами».
Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755 – 1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину.
Во время поездки в Россию Виже-Лебрен везде принимали с таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые любители искусства окружали привлекательную портретистку всевозможным вниманием и спешили заказывать ей портреты, вознаграждая Виже-Лебрен за них щедрой рукой, а академии художеств вручали художнице членские дипломы. Madame Perregaux 1789В Петербурге Виже-Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. В светских салонах ее принимали как желанную гостью. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей.
Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы.
Оставила несколько примечательных автопортретов (Автопортрет с дочерью, 1787, Лувр Автопортрет художницы, пишущей императрицу Елизавету Алексеевну, 1800, Эрмитаж). В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене. И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Третий портрет Елизаветы написан Виже-Лебрён уже в 1801, когда Александр вступает на престол и молодая женщина становится императрицей. Это объясняется особым волнением: «.
Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж Недавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете.
Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. Украшения, подаренные царствующими особами, обычно демонстрировались на парадных портретах. На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие. »), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I. В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. Ненадолго приехав в Париж в 1802, окончательно вернулась на родину в 1810. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Виже-Лебрен покинуть Францию. Умерла Луиза-Элизабет Виже-Лебрен в Париже 30 марта 1842 года, но остались её прекрасные полотна, с которых на нас смотрят люди давно ушедшего времени и увлекательные воспоминания, позволяющие лучше понять ту удивительную эпоху.
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. Автопортретов Виже-Лебрен предостаточно: картины, пастели и рисунки – все они восхваляют красоту и грацию француженки. По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения.
Оно было удовлетворено в 1774 г. Годом позже подаёт в отставку её отчим, ювелир Жак Франсуа Ле Севр, за которого мать Элизабет вышла замуж в 1767 г. и семья поселяется в Отеле Де-Любер, где в то время проживал художник и торговец произведениями искусства Жан Батист Пьер Лебрён. В августе того же года она впервые выставляется на Салоне Академии и встречает одобрение критики, в котором теряются отдельные клеветнические выпады. 30-е гг.