В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. костюме («Ла Фрага», 1644, собрание Фрик, Нью-Йорк). Художник решил покинуть дворец и, получив королевское благоволение исполненный решимости поработать над пейзажами, уехал в Италию.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. 1617–18, Эрмитаж, С. -Петербург «Водонос», ок. Учился в Севилье (1611–17) сначала у Ф. Эрреры Старшего, затем у Ф. Пачеко, на дочери которого женился. Мастер обрел большую, чем его соотечественники, свободу в создании произведений светского содержания, но оставался ограниченным заказами своего господина Филиппа IV. ВЕЛАСКЕС (Velazquez, Velasquez), Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья– 6. 8. 1660, Мадрид) исп. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
В картине Менины (Фрейлины, 1657) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
портрета, так и многоплановой картины с перекликающимися разного рода вставными изображениями (картина в картине, зеркало, окно, дверной проём) и деталей, обогащающих композиционно-смысловую структуру произведения. 30 изображений ФилиппаIV, многочисл. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса графа-герцога Оливареса Дама с веером серия портретов инфант).
Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье.
Пребывание в мировой столице империи Габсбургов способствовали расширению жизненного и художественного кругозора. 1619 г. Худож. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
и мировой живописи. Мифологич. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Мадрид)Поклонение волхвов. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини.
По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». 1620, Апсли-хаус, Лондон) относится к жанру бодегонес ивыполнен в традиции караваджизма сконтрастной светотенью «погребного» освещения, натуралистич. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. полководцу ключей от голл. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. В 1617 получил звание мастера. Возможно, карлик – родственник Веласкеса, а может быть, это имя появилось благодаря привилегии шута не снимать шляпу в присутствии короля, что разрешалось только представителям высшей аристократии их король называл «кузенами».
В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1643–44 там же). 1635, Прадо, Мадрид), на к-ром представлен момент передачи испан. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз его вижу».
В центре– исполненные достоинства победитель и побеждённый исп. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Их предводитель, прямодушный герцог Юстин Нассаусский — коренастый, в походной одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства, добивается почетных условий сдачи крепости. художник. 1619 г. Худож. 1630-хгг. ), наследника Бальтасара Карлоса (1634–35) и др. В. писал картины преим.
«Дон Антонио-англичанин», «Дон Хуан Австрийский», нач. психологич. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. происхождения, В. проходил обучение живописи в Севилье, в мастерской Ф. Пачеко.
Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». 1648, коллекция Уоллес, Лондон), ФилиппIV в воен.
В 1623 годуВеласкеспереехал в Мадрид и стал королевским живописцем. В. создал серию портретов придворных шутов и карликов– «труанес» (т. н. Но и там было не все так радужно. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.
и бытовые сюжеты, а также портреты. Первые известные произведения живописца отображали обыденную жизнь многочисленных ремесленников, подмастерьев и кухарок, занятых разговорами, уборкой или приготовлением нищи. Например, «Вилла Медичи в Риме.
В. – непревзойдённый мастер как лаконич. Прозвище «Эль Примо» означает «кузен». В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. галерея, Лондон). Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).
По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. на мифологич. историч. (королева Марианна Австрийская, ок. 1644, Прадо, Мадрид). Г. де Оливарес (до 1643, Эрмитаж) изящная «Дама с веером» (ок.
планов внутри картины («Пряхи», 1648, Прадо, Мадрид фигуры ткачих на переднем плане и группа вдали иллюстрирующая миф об Арахне) и неск. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Бытовой жанр приобретает новое звучание. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Мадрид) Диего (1599, Севилья – 1660, Мадрид) исп.
Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. В 1628 В. встретился с П. П. Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Каждый образ на редкость красноречив. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона.
1650-хгг., оба– в Прадо). музей, Вена).
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Основной статьей дохода страны была работорговля, в этом бизнесе она обошла все страны. традиции картинах на античные сюжеты («Триумф Вакха», 1628–1629 «Кузница Вулкана», 1630, обе– вПрадо). (все– в Прадо), вкоторых заметно влияние венецианской школы, особенно Тициана. При всей точности характеристик трактовка образов овеяна благородной человечностью («Барбаросса», 1636–38 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. карьерой В. достиг больших успехов в живописи.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. К «труанес» примыкают парные картины «Менипп» и «Эзоп» (1639–1640, там же), представляющие античных сатириков в виде нищих бродяг, не утративших интеллектуальной содержательности и личного достоинства. В Амстердаме был крупнейший в Европе невольничий рынок. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. В ранних работах, часто посвященных истории НЗ («Христос в доме Марфы и Марии», 1618, Нац. Иная трактовка обнажённой модели– в «Распятии» (1630-егг., Прадо): гармоничное, не искажённое мукой тело страдающего Христа создаёт возвышенно-трагический образ. Оба лагеря — испанский и нидерландский — охарактеризованы объективно, с выявлением отличия национальных и социальных особенностей каждого из них. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Такие дела. Подобно М. да Караваджо, В. предпочитал жанровую интерпретацию евангельских сюжетов («Христос у Марфы и Марии», ок. Флот перевозивший рабов насчитывал 10000 судов. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Равновеликих учеников у В. не было, его достойным преемником в живописи стал Ф. Гойя. Происходил из семьи небогатого идальго португ.
Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. бурлеском. достоверностью деталей и простонародностью типажей, близких персонажам плутовского романа. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол.
Он создал ряд картин для загородного королевского дворца Буэн-Ретиро: галерею конных портретов членов королевской фамилии, знаменитое полотно «Сдача Бреды (Копья)» (ок. планов на полотне с пространством зрителя («Менины (Фрейлины)», 1656, Прадо, Мадрид). Духом соревнования с ними проникнуты такие работы, как портрет папы Иннокентия X (ок.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. портретистов и колористов, прежде всего Тициана и Веронезе («Венера перед зеркалом», 1649-1651, Нац.
галерея, Лондон). Лишь потом внимание переключается на его тщедушную фигурку. сюжет. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему.
севильской школе («Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид). 1654–57, Прадо Нац. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Придворный художник короля ФилиппаIV (с 1623), гофмаршал (1652), рыцарь ордена Сантьяго (1659), чл.
В 1630–50-хгг. Изображение обнажённого женского тела («Венера перед зеркалом», до 1651, Нац. и голл. Сын дворянина португ. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Поздние работы В., роскошные и изысканные по цвету парадные портреты («Инфанта Маргарита Тереза Австрийская», ок.
Молодая кухарка что-то толчет в ступке. путешествия, свидетельствуют о его возросшем внимании к творчеству великих итал.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты.
Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности.
Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Кисти В. принадлежит ок. Достаточно посмотреть работы Рембрандта последнего периода его жизни (особенно офорты), когда он жил в бедности на окраине Амстердама. Рубенсом, посетившим исп.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Ряд ранних полотен («Завтрак», ок. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
происхождения. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. галерея, Лондон). В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
художников эпохи Возрождения, а также поездки в Италию (в 1629-1631 и 1649-1651). Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Благородство неизменно присутствует в характере любого героя В., будь то надменный поэт Л. де Гонгора-и-Арготе (1622, Музей изящных искусств, Бостон), хитрый царедворец первый мин. Мане).
позы главных персонажей восходят к сцене встречи Авраама и Мелхиседека, о чем свидетельствует сравнение с фламандской гравюрой из числа «Иллюстраций к Библии» изданных в Лионе в 1555 г. В уравновешенном расположении противостоящих групп отсутствует демонстративное торжество победителей или униженность побежденных. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Он писал конные и охотничьи портреты ФилиппаIV (нач. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. Получив диплом мастера гильдии художников Севильи, в 1623 г. В. перебрался в Мадрид, где благодаря высоким покровителям и удачно выполненному портрету молодого монарха стал придворным живописцем. рим. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. 1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), религ. портреты инфант и наследников, сановников. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. XVII в. наряду с быстрой адм.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
За время, в которое Веласкес проделал путь от придворного живописца до гофмейстера, а затем от гардеробмейстера до администратора королевского дворца, он многое повидал. живописи: свободное владение цветом, построение многофигурных композиций, соединение неск. придворные шуты. Валерий, Голландия XVII века, была самым богатым государством мира – с этим не поспоришь. художник, один из величайших мастеров европ.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. В 30-х гг. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Поклонение волхвов.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Д. Веласкес (Прадо. Реальный эпизод испано-нидерландской войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). В картине «Венера с зеркалом» (ок. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса.
Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид). крепости.
До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Вместе с тем здесь, при дворе, Веласкес освобождался от необходимости писать по заказам церкви, что ставило его в особое положение среди современников. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Переехав в Мадрид, В. с 1623 до конца жизни занимал разл. все — 1631—48, Прадо). В Риме он написал портрет папы ИннокентияХ (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), который отличается точностью передачи обликамодели и глубоким психологизмом этот «слишком правдивый», по выражению папы, портрет является одним из высших достижений мировой портретной живописи. галерея, Лондон «Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид «Явление Христа в Эммаусе», ок. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16).
Особенно глубок и значителен образ ФилиппаIV в пожилом возрасте (ок. С ними античный бог вина Вакх и фавны. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. академии Св. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Сын небогатого дворянина. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека.
Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Исп. Разрабатывая проблему передачи световоздушной среды, В. во время одной из своих поездок в Италию написал с натуры виды сада виллы Медичи (в полдень и вечером оба– в Прадо), предвосхитив пленэрную живопись 19в. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы.
В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Раннее творчество В. близко т. н.
Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Д. Веласкес (Прадо. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Для Буэн-Ретиро выполнена и картина «Сдача Бреды» («Копья», 1634–35, Прадо)– одно из наиболее значит. 1618, Нац.
Луки и Конгрегации виртуозов Пантеона (1650). В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Полотна, созданные В. по возвращению из второго итал. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. при скупости цвета приемы используемые В. (открытый мазок, акварельные по густоте краски, пренебрежение узнаваемым пространством), создают эффекты близкого общения персонажей со зрителем, определенной нереальности изображаемого. Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм.
полководцы по сторонам– отряды с лесом копий и алебард, образующие сложный ритм композиции в глубине– вид Бреды, напоминающий нидерландский «космический пейзаж». произведений батального жанра. В. передает реальные особенности лиц придворных карликов, юродивых, подчеркивает психологические характеристики личности («Эль Примо», ок. Однако новейшие исследования показали, что они были написаны мастером гораздо раньше, во время первого путешествия. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).