И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства. «вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко. Кстати в музее есть еще один «Вид на Толедо» Эль Греко с планом-разъяснинием, написанным рукой единственного сына художника, который пошел по стопам отца. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай».
Есть в музее Эль Греко в Толедо довольно поздний (1610 года) Вид и план города Толедо с облачным, но голубеющим, разорванным иными стихиями небом и Пренепорочная, несомая сонмом ангелов, над крышами. «вид на Толедо» Эль Греко я увидела два года назад в музее Метрополитен в Нью Йорке.
Использован фантасмагорический свет. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Хотя, может и не был. Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное.
Даже скорее литературоведам. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен. Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. В 1907—09 гг. Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. Все происходящее кажется сном, заряженным энергией настолько, что его не забудешь через минуту после пробуждения.
(Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании. И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака». Что на самом деле не правда. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами».
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами изображён испанский город Толедо, показанный с севера. Это помогает датировать поздние работы мастера. Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее. Картина, написанная в маньеристской или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой— местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности. Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко.
Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать. В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид. В 1907—09 гг. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо». следы полотна теряются. Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов.
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. На переднем плане расположен мост Алькантра. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов).
Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте.
Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют. Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой.
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. 1565 переехал в Венецию. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко.
В 1907—09 гг. Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». На левом берегу— замок Сан Сервандо. Учился у иконописцев на Крите, а ок. Причем расположение городских построек художник частично сместил, а некоторые и вовсе домыслил.
Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее». Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места.
Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Хочется самобытности, пропахшей хамоном и ахо — так приятно произносить эти по-русски звучащие слова: ветчина и чеснок.
И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей.
Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. На переднем плане расположен мост Алькантра. Переступив его порог, вы словно перенесётесь на четыре века назад, увлечённые настоящей мистерией: залитые солнцем дворики и окутанные полумраком залы, мастерски подсвечиваемые полотна на вековых стенах— подобная магическая атмосфера, вероятно, царила и в сознании самого Эль Греко, прославившегося оригинальной экспрессивной техникой.
O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Если толедская церковь Сантьяго дель Аррабаль удостоена звездочки на плане, то наверняка церковь за углом менее примечательна.
«Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко. В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь.
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. следы полотна теряются. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком. Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина.
Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Сейчас это очевидно, но только сейчас.
Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Выручает Толедо.
Игнатием Лойолой. Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника.
Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали». Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой.
Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». Или это суть и есть. Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты. На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа: Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином.
В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром. Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. «Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см. следы полотна теряются.
В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. Мало пил. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета.
Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил.
Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Рано ложился. Разное у них все. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо».
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии.
В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце. «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Люди в драме не участвуют, да их и невозможно представить в этом ландшафте: здесь сталкиваются стихии идет сражение, в котором человеку нет места.
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось. Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ.
Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией.
На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога.
Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим. Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо».
А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника.
Как парадные портреты Веласкеса. И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Но Эль Греко был оригиналом. Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника.
Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Терезой и св. Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки.
Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план. Так и на этой картине. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме, неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника.
Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Выставка представляет 125 работ художника. Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса.
Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. То есть: либо фламенко, Инезилья, маха полуобнаженная, коррида и всяческая кумпарсита либо — аутодафе, гофрированный воротник, Сид, замковые ворота и всяческое идальго.
Тот — холерик, этот — флегматик. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения.
Таковы Нью-Йорк или Москва. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Таков Мадрид.
Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту. Мне, во всяком случае, удавалось. «Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город.
Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Время идет на пользу только таким выскочкам, бескомплексным парвеню, эклектическим городам. Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать.
На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Что он нарушил. Полную неразбериху.
Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». Другое название полотна— «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо. Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо).
Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. Итак, подводя итоги, что мы имеем. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Вино наливали из бочек и пыльных бутылей и день не отмывалось пятно от капнувшей на руку черной малаги. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал.
Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре. Много денег.
Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город. Использован фантасмагорический свет. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи. На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины.
Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу. А роскошь требовала денег.
На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. И не только мне и не только сейчас. Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества.