Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.
Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых.
Погружение в духовную атмосферу Толедо, средневекового города с древними монастырями, который являлся настоящим религиозным центром Испании, окончательно сформировало мировоззрение и своеобразный художественный язык Эль Греко. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»). По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Пребывание в Риме привнесло в стиль Эль Греко элементы маньеризма— причудливую перспективу, напряжённые позы и бурную жестикуляцию. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»). В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Поскольку Крит с 1211 года принадлежал к владениям Венеции, для молодого Эль Греко было абсолютно естественно продолжить свою карьеру именно там4. На ней изображена гибель Святой Девы Марии.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника». Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел». Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577—1579) Это его первые заказы в Толедо. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Вид Толедо 1597-99 После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз— исключительно на Sothebys и Christies, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. В 1570 году Эль Греко уехал в Рим, где написал несколько работ, в которых ярко проявилось его ученичество в Венеции. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II36. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию.
Они не предназначены для поклонения. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). По словам Дж.
Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». И тем самым нажил много врагов в Италии, после чего был вынужден переехать в Испанию.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный». В его работах нет тщательно выписанных деталей.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Художник и сам полюбил этот город.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Известно, что начинал Эль Греко как иконописец и уже в довольно молодом возрасте (22 года) имел собственную мастерскую.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов). Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586—1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи.
Обычно он проектировал алтарную композицию целиком, что включало в себя живописные скульптурные и архитектурные работы, как например для госпиталя Милосердия. Но все неузнаваемо преображено художником. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) Дующий (Soplуn) Одна из ночных картин Эль Греко. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо.
Августин и св. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Важнейшей работой его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1667 году в Венецию. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия». В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605). Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать4.
«можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения».
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. По словам Дж. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего».
Обобщающая манера широкого, свободного мазка с использованием больших пятен чистого цвета, — техника, невероятно опережающая свое время и вызывающая недоумение у современников, — придает его работам динамизм и экспрессию, которые находят созвучие в живописи XX столетия. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
К концу жизни художник был практически разорен. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Там также творили порядка 200 художников, даже организовавших свою гильдию. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами».
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Бенедикта и Св. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации». Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
В 1577 году Эль Греко уехал в Мадрид, а оттуда в Толедо, где впоследствии написал свои основные работы30. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия».
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим». Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую.
Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Светлые, золотистые штрихи на складках одежд олицетворяют Божественный свет, коим пронизано все, причастное Богу. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Работы Эль Греко итальянского периода написаны под влиянием венецианского Ренессанса – ряд элементов был позаимствован у тех же Тициана и Тинторетто. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. И в сём возжжённом состоянии следует понимать то, что говорит здесь душа, уже так преображённая и испытанная внутренне в огне любви: что не только стала единой с этим огнём, но что творит уже живое пламя в ней» — так писал Хуан де ла Крус в 1584 году. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
Его живопись и уникальный экспрессивно-драматический образный язык — сложный симбиоз византийских традиций, венецианского колорита, новаторских композиционных поисков итальянских мастеров Возрождения и мистического духа Испании эпохи Контрреформации. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Ильдефонсо. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов». После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Августин и св.
Настоящее имя Эль Греко (с испанского – «Грек») – Доменикос Теотокопулос. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Причины недовольства короля остались неизвестны.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Моденский триптих (ок. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко». Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Стефан и Св. Для него злой рок всегда живой.
Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу». Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Такова была интерпретация великого мастера. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. «Успение Богородицы» (ок. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
1600). Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского». Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Ильдефонсо4. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Уэтей и другие ученые отвергли мнение о том, что Крит принял какое-либо участие в его формировании и поддержали исключение ряда произведений из списка работ Эль Греко110. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). одухотворения и оцепенелости. Эль Греко теперь рассматривается как художник, сформировавшийся на Крите ряд работ пролил свет на его ранний стиль, некоторые из них были написаны в то время, когда он все ещё был на Крите, некоторые во время его венецианского периода, а некоторые во время его последующего пребывания в Риме. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Он родился в 1541 году на острове Крит в греческой семье.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа». Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Превелакис заходит даже ещё дальше, выражая сомнения, что Эль Греко вообще практиковал католичество.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых.
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма.
Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Французские искусствоведы Захария Аструк и Поль Лефорт способствовали широкому возрождению интереса к его картинам.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни». Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Некоторые ученые полагают, что Филипп не одобрил изображение современников в религиозном сюжете37, другие полагают, что работы Эль Греко нарушили основное правило Контрреформации о главенстве содержания изображения над стилем38. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. данным – ок. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Он понимал религиозную живопись как часть литургии, способствующей восхождению к Божественному. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна». Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Испанские комментаторы XVII-начала XVIII веков хвалили его мастерство, но критиковали антинатуралистический стиль и сложную иконографию.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта». Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». Есть сведения, что он успел поработать в мастерской Тициана.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Версия с Кандией основана на двух судебных документах 1606 года, составленных, когда художнику было уже 65 лет. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Но многие приемы абсолютно необычны. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном».
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).