«вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко. И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства.
Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Впрочем, картина до сих пор не была отправлена на экспертизу для определения ее подлинности, вот таким образом сегодня ее также можно увидеть представленной на выставке наследия мастера. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют.
Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Но Эль Греко был оригиналом. Получалось не всегда, но Эль Греко знал, как себя утешить: «Правда, я получил за эту картину меньше, чем она стоит. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор.
Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Или это суть и есть. (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании.
Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо. Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее».
В 1907—09 гг. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. Бенедикта и Св. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России».
Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества.
На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Что на самом деле не правда. Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Рано ложился. Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев.
Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая.
Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. Помпеи — это похоже и примерно на том же расстоянии от города произошло извержение — Мадрида. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось. Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета. Свидетельства путешественников из Франции и Италии ужасающи: дома словно из засохшей грязи, горшки выливаются из окон, прохожие мочатся посреди улицы, ножи и вилки малоупотребительны.
Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. Итак, подводя итоги, что мы имеем. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Разное у них все.
Что он нарушил. И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой. Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. На переднем плане расположен мост Алькантра. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой.
Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо. Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Хотя, может и не был.
Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. «Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году.
Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». Использован фантасмагорический свет.
Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением.
Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо». Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. А роскошь требовала денег. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. следы полотна теряются. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там.
Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме. Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.
Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу.
И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака». Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали».
Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. В 1907—09 гг. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Моденский триптих (ок.
Символом экстатического испанского христианства Толедо стал благодаря не столько архиепископскому престолу и обилию монастырей, сколько — особенно для века безбожников и агностиков — благодаря галерее святых Эль Греко. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. Мало пил. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен».
Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Таков Мадрид. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании.
Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком. Тот — холерик, этот — флегматик. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Как парадные портреты Веласкеса. На левом берегу — замок Сан Сервандо.
Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. В 1907—09 гг. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. На переднем плане расположен мост Алькантра. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил.
Использован фантасмагорический свет. Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. На левом берегу— замок Сан Сервандо. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями.
Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». Эль Греко не документирует архитектуру и ландшафт с точностью картографа, а изображает наиболее характерные черты, свое впечатление от города. «Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве. Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи.
Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса. Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». Много денег. Августин и св. Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию.
На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами». В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Такова была интерпретация великого мастера.
Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Раблезианство Сервантеса в новеллах заметнее, чем в его знаменитой книге, а вместо рыцарского романа за этими сюжетами встает плутовской жанр. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву.
«Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Таковы Нью-Йорк или Москва. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху.
В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. Выручает Толедо. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». «Успение Богородицы» (ок.
У дам на картинах Веласкеса веер есть, даже у трехлетней инфанты Маргариты, держащей его привычно и уверенно. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Для него злой рок всегда живой. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать.
Выставка представляет 125 работ художника. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». следы полотна теряются. И не только мне и не только сейчас.
Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». Сейчас это очевидно, но только сейчас.
Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ. Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения.
В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Даже скорее литературоведам. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо). Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь.
Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Мне, во всяком случае, удавалось. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Полную неразбериху. следы полотна теряются. Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов).
Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория.
Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее. Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры.
Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце. Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность.
Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей. Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см.
Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах. Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами изображён испанский город Толедо, показанный с севера. Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.
Если известно, что испанцы вспыльчивы, французы бережливы, а кавказцы клановы, то любые — личные или государственные — планы надежнее строить исходя из этого, а не из собственных впечатлений. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника.
На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. А потребности были немалые — выходец со сказочного Востока любил жить с истинно восточной роскошью. На самом деле в жизни колокольня собора скрывается за замком, но художник выдвинул ее из-за стены. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.