В Испании Эль Греко жил и умер в Толедо. В чествовании Эль Греко принимают участие не только музеи и архитектурные памятники Толедо. По этой карте туристы смогут посетить экспозиции Музея Эль Греко и Музея Сефарди де Толедо (действует билет в течение трех дней). (. ) Ивот тогда, погружаясь вистоки толедского мифа, приходишь квыводу, что Толедо— город илегенда— это Эль Греко».
«вид на Толедо» Эль Греко я увидела два года назад в музее Метрополитен в Нью Йорке. Кстати в музее есть еще один «Вид на Толедо» Эль Греко с планом-разъяснинием, написанным рукой единственного сына художника, который пошел по стопам отца. 75 картин Эль Греко прибыли в Санта-Крус из музеев и частных коллекций 11 стран и 30 городов, а еще 50 хранятся в церквях и монастырях Толедо.
И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства. Возникает вопрос, действительно, продуктивный — что собой представляет Толедо при жизни Эль Греко, то есть с 1577 по 1614 год. Существуют годовой абонемент на посещение государственных музеев Толедо (36 EUR) и годовой абонемент в Музей Эль Греко (25 EUR). Эль Греко (Доменикоса Теотокопулоса), грек по рождению, в 1576 году поступил на службу к королю Филиппу II Испанскому, а позднее переехал в Толедо. «вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко.
Толедо стоит в Испании отдельно и одиноко — так, как поставил его и как сам стоит в мировом искусстве Эль Греко. Есть в музее Эль Греко в Толедо довольно поздний (1610 года) Вид и план города Толедо с облачным, но голубеющим, разорванным иными стихиями небом и Пренепорочная, несомая сонмом ангелов, над крышами.
Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. С принадлежащими ему в Толедо дворцами, включая Дом-музей художника, связано множество различных легенд. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил.
Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко. Причем расположение городских построек художник частично сместил, а некоторые и вовсе домыслил.
В 2004 году картина была представлена в Национальной галерее в Лондоне и у одного из кураторов возникли сомнения по поводу того, действительно ли она принадлежит кисти Эль Греко. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось.
Что он нарушил. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие.
Итак, подводя итоги, что мы имеем. А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году.
В 1907—09 гг. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее». Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья.
Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал. Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ. На переднем плане расположен мост Алькантра.
Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Одна из них гласит, что некогда в этих дворцах жил сам Энрике Арагонский. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Игнатием Лойолой. Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен».
Как парадные портреты Веласкеса. Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера.
Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой. Использован фантасмагорический свет. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
Полную неразбериху. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию.
Мало пил. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов). И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака».
И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо). Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота.
Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры.
Выставка представляет 125 работ художника. Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см. Потому парад его мрачных грандов в одинаковых воротниках, не говоря уж о шутах и философах, оставляет чувство многообразия и легкости. следы полотна теряются.
Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Разное у них все. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков.
Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера.
Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании. Веласкес и его город — картина самодовлеющей силы, которая вынесла художника на вершины мирового искусства. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Подобна тому знатоку лошадей, который назвал рыжую кобылу вороным жеребцом, так как смотрел в суть вещей, Эль Греко воспроизводил суть города такой, какой она ему представлялась.
Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. Но Эль Греко был оригиналом. Использован фантасмагорический свет.
Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. Реализовать масштабную выставочную программу испанцам удалось в сотрудничестве с крупнейшими музеями и галереями мира, в постоянных экспозициях которых хранятся 75 из представленных сегодня в Санта-Крусе шедевров Эль Греко, среди которых Лувр, Метрополитен-музей, Прадо, Государственный Эрмитаж, лондонская Национальная галерея. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют. Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко.
Многократно перестраивавшееся здание так и не стало официальной королевской резиденцией: Мадрид быстро обогнал Толедо по части столичных амбиций. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. В 1907—09 гг. Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо.
Потому, вероятно, его так любили импрессионисты. Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы.
Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании. Много денег. Таким образом была увековечена память великого мастера кисти.
Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Фрески гениального живописца можно увидеть и в Кафедральном соборе (вместе с картинами Тициана, Караваджо и Гойи), а его знаменитое «Погребение графа Оргаса» по-прежнему украшает толедскую церковь Сан-Томе. Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями.
Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Сейчас это очевидно, но только сейчас. Это помогает датировать поздние работы мастера. И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей».
Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать. Тот — холерик, этот — флегматик. Таков Мадрид.
Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой.
А как не помнить ту грандиозную команду, когда это были первые иностранные имена, которые воспринял в таком обилии и помнишь до сих пор: Копа, Дель Соль, ди Стефано, Пушкаш, Хенто. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Что на самом деле не правда. следы полотна теряются. К примеру, поиски уникальной старинной мебели тщательным образом проводились среди антикварных товаров во всех окрестных городах и испанских деревнях. Хотя, может и не был.
Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса. Она не могла поддерживать беседу, поскольку не знала ни слова по-английски и, оказывается, с акцентом объяснялась на культурном кастильском наречии, но уже решительно предпочитала диско бою быков. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Таковы Нью-Йорк или Москва. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. Рано ложился. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид.
Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах. А огромный готический мост Святого Мартина раскинулся над руинами мавританских бань, разрушенных при изгнании мусульман из Толедо (говорят, что после подобного глумления над чужим культурным наследием город охватила эпидемия чумы). Или это суть и есть. Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком.
По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Все происходящее кажется сном, заряженным энергией настолько, что его не забудешь через минуту после пробуждения. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации.
Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Акцентирован контраст между небом и земной твердью.
Все властители города по-своему переделывали Алькасар: неудивительно, что в его отделке сочетаются мавританские и католические традиции (то, что в итоге переросло в уникальный испанский стиль «мудехар»). Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая.
Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины. Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока.
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным.
Учился у иконописцев на Крите, а ок. Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран. Терезой и св. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. 1565 переехал в Венецию. На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. И не только мне и не только сейчас. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Даже скорее литературоведам. Из окна отеля глядишь на площадь Пуэрта-дель-Соль, соображая, что она формой напоминает веер. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении».
«Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. В 1907—09 гг. Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». А роскошь требовала денег. Кстати, Сан-Сервандо первый испанский замок, удостоенный титула национального достояния. Выручает Толедо.
Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. Мне, во всяком случае, удавалось. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
Привираю: Пушкаша в детстве знать не мог, Пушкаша, убежавшего из Венгрии в 56-м, у нас не упоминали. Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Замку же суждено было несколько раз пылать в огне (последний раз – в 1936 году, во время страшной Гражданской войны в Испании) и восставать из пепла.
Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали». следы полотна теряются. Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением.