Об произведения Эль Греко немало книг и альбомов. На склоне лет Эль Греко не покидала мысль о близкой смерти и отпечаток этих личных переживаний лежит на его позднейших произведениях. Одно из самых значительных произведений Эль Греко. Икона «Успение Богоматери» (1560-1567, дерево, темпера, сусальное золото, 61х45) из церкви Святого Николая на греческом остров Сирос, выполненная в соответствии со строгими византийскими канонами, — одно из первых известных произведений Эль Греко.
Своим ярким, насыщенным колоритом и особенно цветовой композиционной доминантой — кроваво-красным облачением Христа — произведение Эль Греко напоминает «Вознесение Девы Марии» Тициана из собора Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции.
В его работах нет тщательно выписанных деталей. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. С високоосвитченим Фульвио Орсини Эль Греко сошелся ближе.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Тициан достиг при жизни всех громких званий и привилегий и именно в его студии встретил молодой Эль Греко Филиппа II — короля Испании, покоренного искусством Тициана и называвшего его «мой возлюбленный». Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. В этой работе автор убеждает нас в сложности духовного мира художника, в неоднозначности оценок его творчества, в котором маньеризм лишь элемент некой «игры», лишь один из приемов, который помогал живописцу выразить отношение к реальному миру и человеку.
Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Но кто бы ни был изображен на этой картине, можно смело говорить о том, что этот портрет свидетельствует о высочайшем мастерстве художника. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. Монарх не замечал при жизни Эль Греко. Двадцатилетний Доменико увидел, как могучий старец Тициан, схватив кисти «толстые, как метла», с яростью юноши бросился к чистому холсту и, намесив на палитре груду сверкающих красок, швырял их на полотно, намечая твердыми ударами основные массы фигур. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Крупный нос, чувственные губы говорят о доброте и жизнелюбии. Ошеломляет композиция полотна с единственным, точно найденным прорывом в чистое небо, символизирующим прозрение, словно окно в другой мир, лучезарный, чистый, полный дивного покоя.
Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Ясно, что Ареопагитика вдохновляла мастера.
Этот холст — великий рубеж в творчестве Доменико. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Maurice).
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Августин и св.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». 1600). Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Правда испанская дворянская вежливость и чопорность скрывали внешние признаки остракизма, но голая правда убедительней любых поклонов, светских приветствий и улыбок, которые в большом количестве расточались по адресу Доменико. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями».
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Слава Богу, что так. Но, больной, потерявший заказы и доходы, Доменико не согнулся, не сломался.
Зеничев). 1572). Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Через миг мастерская художника была полна людьми.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Великолепно передана Эль Греко торжественно траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черно, красного, оранжевого и желто-зеленого. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
«Черный паук» Эскориала — так называли Филиппа II — скончался. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Мы поражаемся, как мог папа Иннокентий, написанный в Риме Веласкесом и воскликнувший при виде его холста: «Слишком правдив. » — как мог промолчавший дон Гевара принимать столь зловещее свое изображение.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Куда-то незаметно ушла византийская техника, приобретенная ранее Доменико.
Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. «Мужская голова».
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Так невероятно свежи и бесконечно современны приемы Эль Греко. Потому так ярко горели костры и высоко в небо тянулась гарь от сжигаемых еретиков.
Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Неловко сломалось тело покойного, отягощенное стальными латами. Вопрос о наличии у Эль Греко прогрессирующего астигматизма по-прежнему остается открытым для дискуссий128. Еле колышутся в воздухе факелы.
Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Кловио дал рекомендацию к кардиналу Алессандро Фарнезе, документ сохранился. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Луки.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Тогда же делался и полный расчет.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио.
Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». По словам Дж.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Доменикос довольно быстро получил в Риме покровителей из семей Орсини и Фарнезе. Странно, но судьба не свела их. Его яркая индивидуальность изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Любил книги и Эль Греко. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Как это возможно. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также.
Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Никто до Эль Греко и, пожалуй, никому, кроме позднего Ван Гога, не удавалось с такой безнадежной ясностью ощутить всю трагическую суть конечности бытия рода человеческого, его обреченность и подвластность грозным стихийным силам. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Но многие приемы абсолютно необычны.
Скрестив руки, немного отставив правую ногу, он молчал. Здесь, кроме определенной самоуверенности художника, очевидно, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия. Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Их надо видеть. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
К концу жизни художник был практически разорен. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Кловио и Орсини свели Эль Греко с Бенито Монтано, богословом и приближённым Филиппа учёным Педро Чаконом и Луисом де Кастилья, сыном Диего де Кастилья, настоятеля Толедского собора34. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. одухотворения и оцепенелости. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни.
XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Он понимал религиозную живопись как часть литургии, способствующей восхождению к Божественному. Что, вобщем-то, справедливо.
Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Смерть в 1598 году избавила его от непрерывных страданий. Причины невозможности брака с женщиной неизвестные (возможно невельможне происхождения или то, что Эль Греко оставался иностранцем без знания испанского языка). Документ от 2 июля 1577 года, подтверждающий размер предварительной платы за работу, является первым письменным упоминанием имени Эль Греко в Испании. Дубовые двери распахнулись. Затем наступало как бы второе рождение образа.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, вконце которой он создал целый апостольский цикл. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Икак только это произошло, стало возможно пришествие вмир Спасителя— Бог вышел навстречу человеку. И как ни странно, это отсутствие аффектации придает особую магию кисти Доменико.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Мерцающий воздух был накален, дрожал от страшного напряжения. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Крит в те времена был владением Венеции.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Художник хорошо понимал подозрительное отношение окружения и жил скрытно, достаточно обособленно.
Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Религиозная живопись вообще как нельзя лучше отвечала потребностям и укладу жизни Испании того времени. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Начиная с 1597 года, Эль Греко изображал город Толедо на заднем плане своих религиозных картин и вот таким образом это полотно тоже довольно долго считали фрагментом какой-то неизвестной, огромной по размеру, его картины. Не избежал этой участи и Эль Греко. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Не добившись расположения короля, Эль Греко был вынужден остаться в Толедо, где был принят как великий художник40. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Сохранилось посвящен портрет женщины с меховой накидкой. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко.
Тому есть несколько причин. Однако надо сказать к чести Теотокопули, что он не все перенимал у своего учителя. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков.
Нет. Возможно, это Иеронима (1577, Глазго, Поллок-хаус).
Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
Любопытно, что спокойствию лица мужчины противопоставлено мятежное небо. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. Это тоже плод его фантазии. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Христос был разгневан, увидев в Иерусалимском храме менял и торговцев, превративших священную обитель в торжище. К сожалению, ни одна из них не сохранилась.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Особенно ужасна левая рука кардинала. Это был единственный сын Эль Греко – Хорхе Теотокопулоса. Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, обращая при этом взоры на всесильного Филиппа 2, короля Испании.
Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.
Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Это был комплекс довольно старых зданий, яки сдавали всем желающим.
Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». К сожалению, получившиеся работы королю не понравились больше заказов от короны художник не получал. Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108.
Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». «Кающаяся Магдалина». Крайне малое число художников Земли выдерживает такое испытание. Застыли фигуры людей. В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города.
Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Почему так произошло. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Первые произведения искусства, что увидел парень, – это иконы. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Все эти мягкие тонкие кисти, темпера, левкас — все-все это было сметено бурей станковой масляной живописи Тициана. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Зал Эль Греко. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку.
Не сохранилось и личных писем живописца. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
Как поистине печально, что случай не столкнул Сервантеса и Эль Греко и что художник не оставил нам портрета, который был бы настоящим памятником великому творцу «Дон-Кихота». «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Эль Греко это удалось. Внутренней неброской экспрессией пронизан холст.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников— знатных жителей Толедо века XVI. Он изображает жертвоприношение Исаака. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром».
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
А вместе с ней пришла нужда. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Грек по происхождению. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Основания для приближения были еще и потому, что Фульвио коллекционировал картины. Ей стали близки и драгоценны пустынная тишина, простор вечно юной природы. Стефан и Св. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Замерли все. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Они не предназначены для поклонения.
В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. c. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Так же внезапно, как появились, придворные во главе с Филиппом исчезли.
Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Как пишет Т. П. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Эль Греко тех лет — уже не просто имя художника, это эпоха в живописи, правда, не сразу понятая ибо Толедо, конечно, не был ни Римом, ни Венецией, где шедевр заставлял вздрагивать сразу многие сердца. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Скажем пару слов о деталях данной картины. При этом он был человеком Ренессанса. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Это помогает датировать поздние работы мастера. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Во всяком случае, документы, записи тех лет не сохранили следов их встреч. Поразителен был этот далекий век в Испании. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Эль Греко прибыл в Иберию, как странник, как скиталец, как завоеватель, мечтающий покорить этот суровый нравами край. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело.
Впоследствии он неоднократно перестраивался. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Композиция резко делится на две части. Так после долгой зимней ночи наконец наступает поздняя заря.
(Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания.
Позади грешная суета, палящие неодолимые страсти. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей.
Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». С 1577 жил и работал в Испании. По выражению современника Пальма-младшего, он, «как опытный хирург, устранял опухоли на теле больного, вправлял руки и ноги». В какой-то миг или мне это только показалось, сама Земля, весь пейзаж словно ожил и двинулся с места сперва медленно, а потом все быстрее и быстрее помчался в неумолимом центростремительном разбеге. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Это была школа. И если уж вспоминать о нем, то справедливости ради надо сказать, что место погребения праха Рублева осталось загадкой, как и сама дата его кончины.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Подобных путешественников в то время было множество. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Гениальное искусство не знает смерти и вот таким образом не требует немедленных фанфар. В истории бывало, что величие того или другого таланта определяло время. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Все предельно сдержанно. данным – ок. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.
Эта тема была близка Эль Греко. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Но все неузнаваемо преображено художником. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Последние годы Эль Греко внешне почти респектабельны. На это есть лишь один ответ: эти полотна безупречно исполнены, артистичны, художественны, с идеальным внутренним сходством, что, очевидно и гипнотизировало заказчиков. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо.
Он был учеником Тициана, но писал картины в стиле маньеризма. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. К стилевым особенностям византийской иконописной школы относится отказ от телесности и статичность. «Икона – это окно в мир вечности, — рассуждает итальянский художественный критик Марко Ванелли. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Но к чему эти горькие параллели. Тяжелые веки чуть прикрывают мудрые глаза, внимательно глядящие на мир.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Вот таким образом им не страшны века, они поистине вечны. Но что это. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Великие мастера-гуманисты любили свободу, правду, жизнь рода людского. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Огромное пятно винно. Эту картину художник писал почти два года. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
Он не воспринимал манеру римско. Преображенная Святым Духом телесность утрачивает свою материальность, становится невесомой. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). e.
Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Особенно это заметно в церковном образе Мадонна милосердия (1605, Иллескас, госпиталь де ла Каридад). Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). — Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Игнатием Лойолой.
Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Однако вряд ли это справедливо.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». Лишь блеск глаз да едва заметные движения рук выдают их волнение. Ни одна мышца королевского лица не дрогнула. Так, с годами он не станет скупцом, скорее, ему будут свойственны широта и расточительность.
Любовь к людям, вера в них скрыты в этой картине. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. К работам Эль Греко относились с пренебрежением на протяжении нескольких поколений после его смерти из-за их явного противопоставления принципам раннего барокко, в начале XVII века вышедшего на первый план и вытеснившего последние следы маньеризма XVI века4. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына.
Но, похоже, художник работал и в скульптуре. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Здесь, кроме определенной самоуверенности художника, очевидно, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия.
Унизанные перстнями руки-щупальца. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо.
Ильдефонсо4. Живопись Испании шестнадцатого столетия прочно ассоциируется теперь именно с произведениями Эль Греко. Жаркие июньские лучи лета 1579 года лились в высокие окна толедской студии Доменико Теотокопули. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Поздно пришла слава к Эль Греко: ведь ему было в ту пору пятьдесят лет. О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала.
Не осталось унего иучеников. Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Город оказал на него огромное воздействие. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Поступали ему заказы и из других мест. Зеничев).
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. В какую-то долю секунды глаза мастера и короля встретились. Магдалина глядит вдаль. Поразителен колористический строй картины, необычный для Эль Греко.
И эта борьба холодных и горячих красок как бы рисует мятущуюся душу великой грешницы. Старость настигла художника. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
«Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос125. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Художник изображает, как святые с чисто человеческим состраданием склонились над безжизненным телом графа, одетого в рыцарские доспехи. Терезой и св. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Огромный высокий лоб, чистый, выпуклый. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета».
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Лучшие, самые славные годы жизни он проведет здесь. Художник и сам полюбил этот город. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Позже были разрушены и помещения, где проживал Эль Греко. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши».
Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Учился у иконописцев на Крите, а ок. Художник будто проходил первые круги чистилища. Но лишь для первого, беглого взгляда. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Сохранилось описание личной библиотеки Эль Греко, где наряду с книгами по архитектуре, греческими классиками и итальянскими поэтами (Петрарка, Ариосто, Тассо) – находятся и теологические труды.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Мы знаем об этом человеке мало. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Думается, что автор вложил много черт собственного характера в этот свой холст. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Художник близко сошелся с Иероним да лас Куэвас, которая родила ему внебрачного ребенка. Правая рука выглядит расслабленной. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения.
f. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. И по крупицам восстанавливать биографию художника. В 1585 году художник арендовал дом маркиза де Виллены, где и жил почти всю жизнь.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Мальчишка с факелом на холсте Похороны графа Оргаса (1587, церковь Сан-Тома, Толедо), предположительно является изображением сына Хорхе.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Вспомните голубые и теплые колеры «Троицы» Рублева, мерцающее золото «Джоконды» Леонардо, коричневую мглу изборожденную бликами тяжелого света, у Рембрандта или сияющего почти фосфорическими красками лунно-серебристого Эль Греко. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать.
В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Тишина стала ощутимой. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел.
От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Устало отвернувшись, монарх шепнул что-то в пустое пространство, окружавшее его.
На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. В пыльном луче солнца беззвучно плясала веселая букашка. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Портрет особенно типичен для творчества Доменико Теотокопули.
Эль Греко не является исключением из этого правила. 1576) и др. Сейчас он находится вТоледо. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Но влияние католических схем значительно больше и композиция Эль Греко гораздо ближе к церковных образов и схем католичества (Пьеро делла Франческа – Мадонна дель партий, Мадонна милосердия Доменико Гирляндайо и другие). Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Художник прожил вего доме до конца своих дней. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. И вот, как по волшебству (или это лишь чудесное совпадение. ), о творчестве толедского художника громко заговорила вся Испания.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Хотя рядом с ним жили и творили такие мастера, как Хуан де Хуанес, Пантоха де ла Крус, Хуан де Фландес, Санчес Коэльо, Наваретте, Котан, Рибальта но великая эпоха императора Филиппа II, победителя турок и строителя Эскориала, ассоциируется сегодня именно с Эль Греко. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Испанский художник греческого происхождения Эль Греко творил на рубеже XVI–XVII вв. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Все это предположение. Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). 1565 переехал в Венецию.
Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Скажем пару слов о деталях данной картины. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
i. l. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. И художника как бы открывали вновь. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин.
Один из них стал для Эль Греко роковым. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Так, в Венеции он не удержался. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Известен своей фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами на картинах, объединяющими византийские традиции и западную школу живописи5. Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может.
Это не была нищета люмпена, подобная жуткой бедности, постигшей старого Рембрандта. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Тициан к тому времени уже умер, Тинторетто, Паоло Веронезе и Антонис Мор отказались ехать в Испанию. Он оценил картину в 900 дукатов, но церковные эксперты, обнаружив в ней какие-то неточности, снизили эту сумму до 227 дукатов. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. В изображенные живописцем мгновения Магдалина счастлива, ее постигло чудесное очищение. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. 1. Но зато как ослепительны и прелестны ее краски.
.