Другое доказательство негативизма Эль Греко к портретируемым заключается в его желании вскрыть их подноготную. Эль Греко оставил портреты своих современников, представителей интеллектуальных кругов имена которых мы уже упоминали в числе зрителей погребения графа Оргаза. Рюш превращается в «гранголу» или горгеру – знаменитый гофрированный воротник, который мы видим на поздних портретах Эль Греко и в произведениях Веласкеса. Но если собирательный образ испанского дворянина легко формируется при рассмотрении работ Эль Греко, то по портреты клириков того же сказать нельзя им присуща некая более ярко выраженная индивидуальность.
Портретная галерея Эль Греко насчитывает несколько таких холстов. Темный фон, темные одежды и белый воротник, обрамляющий лицо, привычны для портретов Эль Греко. Эта картина интересна тем, что она продолжает ряд созданных Эль Греко портретов испанских священнослужителей, внося новый элемент в мозаичное культурное полотно той эпохи.
Это самый большой по размерам портрет Эль Греко. Другой исследователь решил исходя примерно из тех же предпосылок, что на портрете изображена дочь Эль Греко. Воплощение типа испанского дворянина с его гордым достоинством, красотой и холодной невозмутимостью мы находим в многочисленных портретах Эль Греко.
Пушкина хранится портрет Родриго Вазкеса (28), также обозначенный в каталогах как работа Эль Греко. Внутреннюю энергию личности Парависино, но не такую силу духа, как в предыдущем портрете неизвестного монаха, а более тонкую душевную организацию Эль Греко прекрасно выражает с помощью своих излюбленных выразительных средств. Благодаря этому мы располагаем немалым числом портретов кисти Эль Греко — немалым количеством шедевров и достаточным материалом для работы.
Изображенные Эль Греко священники – такие же испанцы, как люди с остальных портретов. В этом портрете Эль Греко прекрасно удалось отразить трепетную душу и высокие стремления талантливого молодого человека. Принято полагать, что Эль Греко нарисовал ее на одном из своих портретов.
И в завершение мне остается только сказать о портрете брата Парависино, который считается вершиной портретного творчества Эль Греко наряду с портретом Великого Инквизитора. Общепризнанно, что на этом портрете, скорее всего изображен сын Эль Греко и Хиеронимы де лас Куэвас — Хорхе Мануэль Теотокопулис, который был помощником и учеником своего отца. Эль Греко, по-видимому, не писал автопортретов, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. В портрете кардинала де Гевары, считающегося самым выдающимся шедевром среди портретов Эль Греко, эти черты проявляются исключительно явственно.
С именем Эль Греко связывают всего четыре женских портрета, об одном из них, мадридском, речь уже шла. Это тёплое и уютное по своей атмосфере творение свидетельствует о мастерстве Эль Греко-портретиста. Ряд портретов изображающих людей со специфическим эль-грековским долихоцефальным (длинноголовым) черепом может продолжить следующее произведение. Эта картина считается самым выдающимся шедевром среди портретов Эль Греко, хранящихся в Прадо. Яркость и красочность, которые делают религиозные полотна Эль Греко похожими по яркости и силе цвета на произведения ювелирного искусства, мы находим, наконец, в его портретах священнослужителей.
В глаза бросается разница в количестве мужских и женских портретов в творчестве Эль Греко. Эль Греко — выдающийся мастер не только религиозного, но и портретного жанра. Нашей задачей является лишь рассмотрение портретных образов, запечатленных Эль Греко на этом полотне. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи.
То же, думаю, произошло с испанской культурной публикой, у которой модным стал в своё время Эль Греко, тогда как он, рисуя портреты неисчислимых заказчиков их уродовал – делал вытянутые лица. В альбоме представлены 22 портрета работы Эль Греко, художника греческого происхождения (настоящее имя – Доменикос Теотокопулос), работавшего в начале своего творческого пути на родине, затем в Италии, а большую часть жизни в Испании. Композиционное построение портрета больше напоминает многочисленные эльгрековские портреты докторов и каноников, чем портрет другого кардинала — Гевары. Темы портретного творчества Эль Греко слегка касается Каптерева в своей работе «Веласкес и испанский портрет XVII в», обращая в ней, все же, основное внимание на Веласкеса и его нелегкую трудовую жизнь при дворе Габсбургов, а не на специфичность испанской культуры.
Эль Греко испытывал несомненную тягу к удлиненным лицам и тонким носам, но также он в его портретах мы находим и изображения людей абсолютно другого типа внешности. В Прадо это полотно считается шедевром среди портретов Эль Греко, сравнимым лишь «Кавалером с рукой на груди». Киза Джонсон использовала картины Непорочного Зачатия работы Эль Греко как композиционную основу для некоторых своих работ, а анатомические искажения мастера отразились в портретах Фрица Чесната102.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Согласно Пачеко, беспокойность, неистовость и иногда кажущаяся небрежность манеры Эль Греко были связаны с обдуманными усилиями достичь свободы стиля50.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Творили Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо, создавая классику испанской литературы.
Петра и Павла», хранящихся в Барселоне, Стокгольме и Эрмитаже. Тонкие руки с изысканными пальцами, причем тонкие не обычной экстатичной эль-грековской истонченностью, а просто тонкокостные руки благородного человека изящные жесты (не держа, а прикасаясь), придают картине особенное настроение. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Он держит одну руку на сердце, а другой, видимо, придерживает оружие.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Они просто захвачены в момент задумчивости, неактивности. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24.
Во 2-й пол. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). В военное время сложилась привычка дешево ценить жизнь другого человека. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников».
Понять суть беспокойства нельзя. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Почему так произошло. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Это высказывание есть моё осознание катарсиса, совершённое по внезапному вдохновению. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. «Портреты Эль Греко – очень показательный материал для исследования испанского характера. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. От этих черт, присущих итальянскому периоду и близких венецианскому портрету, Эль Греко вскоре откажется.
По количеству дворян к началу Новейшего Времени Испанию догоняла лишь Речь Посполитая, где огромная масса шляхтичей также сформировала особый рыцарский, шляхетский дух, унаследованный современными поляками в форме пресловутого «польского гонора», который вполне сравним с испанской гордостью. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Столкновение будоражит.
– Ради энергии разоблачения самообманной религиозности испанцев, может, потому не относящихся к себе объективно, что тогда Испания была как бы впереди планеты всей – самая богатая страна (на неё валились дармовые богатства из Америки). Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Луку, покровителя живописцев. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Художнику удалось отразить свойственные каждому черты характера. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Его основной специализацией были, как уже сказано выше, религиозные полотна – алтарные образы (ретабло). И здесь мы видим складки, которым больше подходит не «струящиеся», а «взмывающие».
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Наиболее полный каталог произведений Эль Греко составлен Тицианой Фратти. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Он не устремлен пристально в упор на зрителя, как, например, в «Пожилом дворянине» или в «Автопортрете». Кроме того, Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, что тоже перекликается скритской традицией. Однако на Крите он провел только часть жизни. При взгляде на них не возникает ни малейших сомнений в его религиозности.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. испанского королевского двора по сравнению с французским и итальянским была нарицательной, особенно несмотря на расхожее сейчас представление об испанских страстях (сформировавшееся, в частности, под влиянием оперы «Кармен»).
Полтысячелетия войны наложило уникальный отпечаток на характер нации. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Манера написания лица соответствуют стилю Эль Греко двух последних десятилетий XVI в. Несравненное мастерство Эль Греко в этой картине становится еще более заметным при сравнении с женским портретом (24), который приписывается Эль Греко и находится в США, Филадельфия, Музей изящных искусств. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Но — не в мировой.
Он пишет их поясные изображения, применяя схему, опробованную в портретах. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. многочисленные портреты Филиппа II).
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Дионисийство Эль Греко органично вписалось в художественные поиски романтиков. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Оба – шикарные в своей самости. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Сейчас их снимут и начнут делить между собой вершители казни. Светлый лик Спасителя резко контрастирует с грубыми фигурами столпившегося вокруг него народа. Он не воспринимал манеру римско.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. И он не сильно интересовался убедительным портретным сходством, а скорее стремился У этих страсти (а страсти – грех) не были скрыты. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Хорхе Мануэль смотрит искоса, слегка наклонив голову и изящно отставив мизинчик. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. В Филадельфии же считают, что это портрет Хиеронимы де лос Куэвос. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Стефан и Св. Существовали и другие академии – графа Фуэнсалида (к которой, видимо, принадлежал Эль Греко), викария собора Диего де Айяла, архиепископа Сандоваль-и-Рохаса, расположенная во дворце Буэнависта в излучине Тахо и описанная Тирсо де Молина в своей книге «Толедские виллы».
Он был греком с Крита. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Слава Богу, что так. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. XVI в. аристократы все чаще появляются в черном бархате.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. «На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан.
c. Большое свободное пространство вокруг головы дает ощущение воздуха. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Поля сочинений Палладио и Витрувия были испещрены собственноручными заметками Эль Греко. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Как это возможно. Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства.
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
1. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. В источнике 2-й пол. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Древняя столица Испании оставалась наковальней ума. Войны кипели вокруг Испании. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Петра и Павла» (из Стокгольма или Эрмитажа), также серию «Апостоладос», созданную для Толедского собора.
Ильдефонсо4. 1572). Смерть. Новое слово в исследовании Эль Греко было сказано, когда в начале 80-х гг.
Однако вряд ли это справедливо. Был известен своей благотворительной деятельностью. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. —Боль. Любовь к черному Филиппа II, очевидная на его портретах кисти Пантохи де ла Круза, приводит к тому, что тусклая гамма цветов начинает служить символом серьезного образа мыслей, чуждого еретическим отклонениям, даже в какой-то мере являясь даже признаком благонадежности.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. его мысли, запечатленные на полях, явно принадлежат образованному человеку с развитым философским мышлением. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Люди, вышедшие из-под его кисти, порой похожи как братья, (как например, на некоторых портретах толедских ильдаго). Его отец работал на таможне, а брат был сборщиком налогов, — т. е. фигура кардинала состоит как бы из двух наложенных друг на друга треугольников. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Именно вот таким образом портреты детей пишут сначала только в королевских семьях. Но одновременно в Испании наступает Золотой век культуры, SiglodeOro (с 1580 по 1681).
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Лучшие умы Толедо группировались в различных академиях наподобие итальянских.
Это была для него непостижимая загадка, как для меня мой математик. Кроме того, некоторыми искусствоведами считается, что Эль Греко мог изобразить себя самого как св. Уэтей и другие ученые отвергли мнение о том, что Крит принял какое-либо участие в его формировании и поддержали исключение ряда произведений из списка работ Эль Греко110. XVI в. становится одной из главных деталей мужской одежды. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Реплика этого портрета хранится в Прадо.
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. На протяжении веков целые поколения испанцев были воинами. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Хотя известно как минимум о трех судебных процессах, которые вел Эль Греко с различными церковными советами, требуя оплаты за работу, нет никакой информации о том, чтобы подобные трудности возникали у него с заказчиками портретов. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Новый для Эль Греко сюжет основан на средневековой легенде о христианском святом Мартине, который жил в IV веке и, по настоянию отца, служил в римской императорской кавалерии. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». А сторонники теории доньи Хиеронимы упоминают о ее типично испанской внешности. Количество церквей в Испании удивляло даже Наполеона. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной.
В XVI в. испанцы отказываются от струящихся одежд готики и заковываются в костюм-броню. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». 1600). Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Основание для могущества католической церкви закладывалось на протяжении пятисот веков реконкисты. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Значение живописи Эль Греко оценили Делакруа и Жерико. Хорхе Мануэлю взгляд придает игривость и изящество. Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. – Зачем. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Мы уже говорили о любви к темным цветам, появившейся со времени введения инквизиции.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Он завещает монастырю Пуриссима Консепсьон де Нуэстра Сеньора (Бенитас), тому самому монастырю, откуда происходит данная картина, свой портрет точно такого же размера.
Вообще, Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался кобразу Христа, Он был для мастера центральной фигурой. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Нет. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Главные действующие лица в «Кармен» — цыганка и баск, представители самых нелюбимых «нацменьшинств» в Испании.
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Именно сверх- ибо будущее – катастрофа. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Сверхбудущее иными словами. Это религиозные изображения — образы святых. Св. В Англии правила королева Елизавета, невестка Филиппа II.
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. они являлись государственными чиновниками на службе у католического государства. Дворянином был тот, чей отец был воином, низший титул знати «идальго» (hidalgo), означает «чей-то сын» (hijodealgo), т. е. XIX в., на волне моды на испанщину, подхваченной Проспером Мериме, Жозефом Равелем, Жоржем Бизе и проч., в своих «Испанских письмах» Теофиль Готье впервые употребил словосочетание «гениальный безумец» применительно к Греко. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Их художественная ценность была желательна, но имела второстепенное значение. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Об этом свидетельствует большое количество портретов королей. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Терезы и других испанских мистиков XVI века.
XVII в. записано, что моделями для написания апостолов Греко служили душевнобольные из толедского приюта. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Хорошие отношения с семейством Кастилья принесли бы Эль Греко крупные заказы на работу в Толедо.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо.
Где окончательно улягутся противоположности: необузданность и спокойствие. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Из этого исследователями делается вывод, что он принадлежал к католическому дворянскому меньшинству Крита из которого веком раньше из монастыря св. l. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Одинаковый блеск света на небе и на постройках, может и есть образ сверхбудущего. Зеничев).
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. 1576) и др. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Форма для хубона и штанов-чулок – кальсес, создавалась с помощью туго набитых прокладок. Жесты апостолов и их взгляды как бы не связаны между собой, но оба апостола объединены общим внутренним переживанием. Особенности присущего им сознания можно понять, рассмотрев, например, общепринятую одежду.
Страдания. В сер.
Крит в те времена был владением Венеции. Эль Греко видит его в момент несения креста просветленным и освободившимся от всего земного.
Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов.
Да и у любого. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Что, вобщем-то, справедливо. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Испанцы, кстати, не любят, когда о них судят по этому произведению.
Дон Хуан Австрийский пытался сохранить мятежные и богатые Нидерланды, привлекая к войне и солдат и священников. На самом же деле видно, что это, наоборот, необузданные люди. Меланхоличность, невозмутимость и сдержанность. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Тому есть несколько причин. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
В 1576 году художник отправился в Испанию. Тереза и Луис де Леон создавали потрясающие мистические поэмы. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи.
Самая впечатляющая цифра повторов – изображения св. На протяжении своей жизни он написал огромное количество полотен. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. e.
Не осталось унего иучеников. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Томаса. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
Эль Греко получал очень много заказов. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Франциска – всего 120 картин, варьирующих шесть вариантов иконографии. Несомненно, он имел особенное пристрастие к этому типу внешности.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. личность изображенного абсолютно не соответствует данным известным о Боссио.
Устремленность вверх подчеркивается и отказом от пирамидального построения силуэта, но скрадывается сливающейся с фоном черной рясой. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Идея мирового господства становится весьма популярной. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. На протяжении долгих лет считалось, что на портрете изображен известный итальянский историк Джакомо Боссио, поскольку на книге, которую каноник держит в руках, есть надпись «BosiusCanonici». Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». человек, знающий имя своего отца. И благодаря этому его портреты до сих производят глубокое впечатление на зрителя.
Изображений эль-грековских священников сохранилось немного, но пожалуй, можно сказать, что художник предпочитал изображать их во весь рост (а не погрудно, как в портретах идальго). Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Но все неузнаваемо преображено художником. Он работал поточным методом, написав не менее пятисот полотен.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Живопись носила сугубо утилитарный характер – если можно так сказать, картины были оборудованием инвентарем для церквей – важнейших сооружений в Испании. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью.
Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Крестьянин, вооружившись против мавров, выходил из крепостной зависимости. В отличие от «Джулио Кловио» и «Неизвестного из Копенгагена», выполненных в сугубо итальянских традициях, для «Анастаджи» характерно уже нечто иное. f.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Огромное пятно винно. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Самой либеральной считалась академия графа Мора, членом которой был Лопе де Вега, живший в Толедо в 1603-07 гг. Она подсознательная (то, что нельзя увидеть глазами и осязать руками). Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. В испанских городах возникают академии, служившие пристанищем многочисленным гуманистам.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Ониделают егочеловеком. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Капитан Дрейк, «Дракон», как его называли в Испании, наводил ужас на испанских мореплавателей. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
И то лишь под конец жизни, поддавшись мрачным настроениям заката, тогда же, когда он создал два своих знаменитых и единственных пейзажа, «Вид Толедо» и «Вид и план Толедо». Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. К сожалению, больше картин этого периода не сохранилось и сделать более точные выводы нельзя.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Естественно, Эль Греко это понял и уехал из Италии и стал писать иначе. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Испанские коллекции в этом смысле более добросовестны.
Он, может, потому и уехал в Испанию, что надеялся встретить там глубоко религиозных людей. То, что и есть главное в Маньеризме. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына – 1578.
К концу жизни художник был практически разорен. При этом он был человеком Ренессанса. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Отношения с ней были весьма напряженными, т. к. Это настолько заметно, что в Эпоху Просвещения он даже заслужил эпитет мракобеса. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Без всякого лицемерия испанцы были и глубоко религиозными и развратными. Композиция резко делится на две части. Чем значительней модель, тем чаще ее изображали. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Для большой части населения идеалом были героизм, а также рыцарское благородство, как отличающая черта от неверных. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Как пишет Т. П.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. А оказалось и так и не так. Духовная жизнь отличалась высокой духовностью.
Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Вторую точку зрения обычно провозглашают некоторые испанские авторы. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Это граничит с тем, что они были придворными живописцами. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Сформировались целые классы населения, которые веками занимались только войной. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
i. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Но вряд ли сдержанность вы увидите у св. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Город оказал на него огромное воздействие. И вот осознание её озаряет Дворжака: метафизичность. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Самыми распространенными цветами становятся черный, белый, серый, коричневый, т. е.
данным – ок. Но многие приемы абсолютно необычны. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79.
А тот же был прямо противоположным по мироощущению человеком. Возможно, таков был облик его любимой женщины. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
одухотворения и оцепенелости. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Пирамидальное построение картины получает дополнительную усложненность, т. к. Сам Эль Греко был, наверно, глубоко религиозным православным.
Несмотря на то, что как художник он сформировался в атмосфере гуманистической Италии Позднего Возрождения, за всю свою жизнь он создал только одно полотно на языческий сюжет — «Лаокоон». Аналитично подходя, здесь видим противоположности: рукотворный земной безрассудный блеск (сады, постройки) и небесный мрак-гнев на это. По словам Дж.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Однако и само столкновение земного (материального) с небесным (духовным) тоже ж даёт что-то. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба.
Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. В этом портрете художник вводит больше белого, вносящего радостную ноту и тогда обычное мрачноватое настроение его портретов исчезает.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Тот самый катарсис, который и осознаётся как благое сверхбудущее. В 1937 году историк искусства Родольфо Палуччини выпустил важное исследование, повлёкшее за собой значительное увеличение числа работ, приписываемых Эль Греко. В жанре пасторали была написана неповторимая «Диана» Хорхе де Монтемайора исполненная прелести и лукавства, Неизвестный автор сочинил первый плутовской роман «Ласарильо из Тормеса», в своем роде прадедушку Фигаро. Любитель жизни во всей её полноте, может, с перевесом в материальное (не духовное). фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Сейчас он находится вТоледо. Он приехал в Италию учиться у Тициана.
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Нет.
Но в этой идентификации возникли сомнения, т. к. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека.
Руками таких миссионеров был крещен и очищен от язычников огромный южноамериканский континент, да так основательно, что он не может оправиться от этого до сих пор, (а население Аргентины, например, представляет собой более чистую белую расу, чем жители Испании сейчас). Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.