Ряд портретов изображающих людей со специфическим эль-грековским долихоцефальным (длинноголовым) черепом может продолжить следующее произведение. Эль Греко испытывал несомненную тягу к удлиненным лицам и тонким носам, но также он в его портретах мы находим и изображения людей абсолютно другого типа внешности. Эта картина считается самым выдающимся шедевром среди портретов Эль Греко, хранящихся в Прадо. В этом портрете Эль Греко прекрасно удалось отразить трепетную душу и высокие стремления талантливого молодого человека.
Яркость и красочность, которые делают религиозные полотна Эль Греко похожими по яркости и силе цвета на произведения ювелирного искусства, мы находим, наконец, в его портретах священнослужителей. Темный фон, темные одежды и белый воротник, обрамляющий лицо, привычны для портретов Эль Греко. Киза Джонсон использовала картины Непорочного Зачатия работы Эль Греко как композиционную основу для некоторых своих работ, а анатомические искажения мастера отразились в портретах Фрица Чесната102. Композиционное построение портрета больше напоминает многочисленные эльгрековские портреты докторов и каноников, чем портрет другого кардинала — Гевары.
Это тёплое и уютное по своей атмосфере творение свидетельствует о мастерстве Эль Греко-портретиста. Темы портретного творчества Эль Греко слегка касается Каптерева в своей работе «Веласкес и испанский портрет XVII в», обращая в ней, все же, основное внимание на Веласкеса и его нелегкую трудовую жизнь при дворе Габсбургов, а не на специфичность испанской культуры. Портретная галерея Эль Греко насчитывает несколько таких холстов. Это самый большой по размерам портрет Эль Греко. Изображенные Эль Греко священники – такие же испанцы, как люди с остальных портретов.
И в завершение мне остается только сказать о портрете брата Парависино, который считается вершиной портретного творчества Эль Греко наряду с портретом Великого Инквизитора. Рюш превращается в «гранголу» или горгеру – знаменитый гофрированный воротник, который мы видим на поздних портретах Эль Греко и в произведениях Веласкеса. Эта картина интересна тем, что она продолжает ряд созданных Эль Греко портретов испанских священнослужителей, внося новый элемент в мозаичное культурное полотно той эпохи. В портрете кардинала де Гевары, считающегося самым выдающимся шедевром среди портретов Эль Греко, эти черты проявляются исключительно явственно. Воплощение типа испанского дворянина с его гордым достоинством, красотой и холодной невозмутимостью мы находим в многочисленных портретах Эль Греко.
Автопортрет Эль Греко в картине «Апостолы Пётр и Павел» из Государственного Эрмитажа // Памятники культуры. Эль Греко — выдающийся мастер не только религиозного, но и портретного жанра. Нашей задачей является лишь рассмотрение портретных образов, запечатленных Эль Греко на этом полотне.
С именем Эль Греко связывают всего четыре женских портрета, об одном из них, мадридском, речь уже шла. Принято полагать, что Эль Греко нарисовал ее на одном из своих портретов. Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам мировой живописи.
Благодаря этому мы располагаем немалым числом портретов кисти Эль Греко — немалым количеством шедевров и достаточным материалом для работы. Эль Греко, по-видимому, не писал автопортретов, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Общепризнанно, что на этом портрете, скорее всего изображен сын Эль Греко и Хиеронимы де лас Куэвас — Хорхе Мануэль Теотокопулис, который был помощником и учеником своего отца. В глаза бросается разница в количестве мужских и женских портретов в творчестве Эль Греко.
Пушкина хранится портрет Родриго Вазкеса (28), также обозначенный в каталогах как работа Эль Греко. Другой исследователь решил исходя примерно из тех же предпосылок, что на портрете изображена дочь Эль Греко. Но если собирательный образ испанского дворянина легко формируется при рассмотрении работ Эль Греко, то по портреты клириков того же сказать нельзя им присуща некая более ярко выраженная индивидуальность.
Внутреннюю энергию личности Парависино, но не такую силу духа, как в предыдущем портрете неизвестного монаха, а более тонкую душевную организацию Эль Греко прекрасно выражает с помощью своих излюбленных выразительных средств. В Прадо это полотно считается шедевром среди портретов Эль Греко, сравнимым лишь «Кавалером с рукой на груди». Эль Греко оставил портреты своих современников, представителей интеллектуальных кругов имена которых мы уже упоминали в числе зрителей погребения графа Оргаза.
Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Дворянином был тот, чей отец был воином, низший титул знати «идальго» (hidalgo), означает «чей-то сын» (hijodealgo), т. е. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Именно вот таким образом портреты детей пишут сначала только в королевских семьях.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей». Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Был известен своей благотворительной деятельностью. Тонкие руки с изысканными пальцами, причем тонкие не обычной экстатичной эль-грековской истонченностью, а просто тонкокостные руки благородного человека изящные жесты (не держа, а прикасаясь), придают картине особенное настроение. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать.
Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Количество церквей в Испании удивляло даже Наполеона.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Причины недовольства короля остались неизвестны. Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». Идея мирового господства становится весьма популярной.
Меланхоличность, невозмутимость и сдержанность. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Иными словами, мы имеем дело с ренессансной или, точнее, постренессансной интерпретацией византийской схемы. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Маврикия». фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Стефан и Св. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен.
Это религиозные изображения — образы святых. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Его отец работал на таможне, а брат был сборщиком налогов, — т. е. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Композиция резко делится на две части. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
l. они являлись государственными чиновниками на службе у католического государства. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств).
Полтысячелетия войны наложило уникальный отпечаток на характер нации. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко.
На протяжении долгих лет считалось, что на портрете изображен известный итальянский историк Джакомо Боссио, поскольку на книге, которую каноник держит в руках, есть надпись «BosiusCanonici». Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. В 1570 году Эль Греко уехал в Рим, где написал несколько работ, в которых ярко проявилось его ученичество в Венеции16. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. данным – ок. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
Форма для хубона и штанов-чулок – кальсес, создавалась с помощью туго набитых прокладок. Вторую точку зрения обычно провозглашают некоторые испанские авторы. В сер. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Художнику удалось отразить свойственные каждому черты характера. Изувлечения идеей святости рождается светоносное начало живописи ЭльГреко, какборьба тьмы исвета. Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Тереса. В монахе изображенном на этом полотне, независимо от того, кем он был по настоящему, мы легко узнаем священника-труженика с лицом, загрубевшем от ветров. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. 1. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
XIX в., на волне моды на испанщину, подхваченной Проспером Мериме, Жозефом Равелем, Жоржем Бизе и проч., в своих «Испанских письмах» Теофиль Готье впервые употребил словосочетание «гениальный безумец» применительно к Греко. Во 2-й пол. Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Тереза и Луис де Леон создавали потрясающие мистические поэмы. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы.
И естественно, католическое искусство оставалось, в основном, церковным, в то время как искусство протестантское стремилось к светской самостоятельности. Дионисийство Эль Греко органично вписалось в художественные поиски романтиков. Фернандо Эррера писал свою Араукану – испанскую Энеиду, посвященную борьбе доблестных испанских конквистадоров с отсталыми языческими, но исполненными первобытного достоинства, племенами индейцев-арауканцев. Родился на греческом острове Крит в 1541 г. О родителях, детстве художника достоверных сведений нет.
Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Этот костюм, включавший в себя каркас, скрывал истинные формы тела, подражая по форме металлическим доспехам.
Он завещает монастырю Пуриссима Консепсьон де Нуэстра Сеньора (Бенитас), тому самому монастырю, откуда происходит данная картина, свой портрет точно такого же размера. испанского королевского двора по сравнению с французским и итальянским была нарицательной, особенно несмотря на расхожее сейчас представление об испанских страстях (сформировавшееся, в частности, под влиянием оперы «Кармен»).
Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи. Уэтей и другие ученые отвергли мнение о том, что Крит принял какое-либо участие в его формировании и поддержали исключение ряда произведений из списка работ Эль Греко110. Но одновременно в Испании наступает Золотой век культуры, SiglodeOro (с 1580 по 1681). Эль Греко – визионер.
Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Зеничев). Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. 9. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. На протяжении своей жизни он написал огромное количество полотен. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Люди, вышедшие из-под его кисти, порой похожи как братья, (как например, на некоторых портретах толедских ильдаго). Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Пирамидальное построение картины получает дополнительную усложненность, т. к.
фигура кардинала состоит как бы из двух наложенных друг на друга треугольников. Новое слово в исследовании Эль Греко было сказано, когда в начале 80-х гг.
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. 1576) и др. Но в этой идентификации возникли сомнения, т. к. XVI в. аристократы все чаще появляются в черном бархате.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. 1600). e. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Войны кипели вокруг Испании. Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Так полагал Мейстер Экхарт. Св.
Он не устремлен пристально в упор на зрителя, как, например, в «Пожилом дворянине» или в «Автопортрете». Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600).
Лучшие умы Толедо группировались в различных академиях наподобие итальянских. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых. И здесь мы видим складки, которым больше подходит не «струящиеся», а «взмывающие».
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Хорхе Мануэль смотрит искоса, слегка наклонив голову и изящно отставив мизинчик. При создании изображений святых художник порой отказывался от привычной постановки – во весь рост. Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным.
Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Древняя столица Испании оставалась наковальней ума. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
«Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. И благодаря этому его портреты до сих производят глубокое впечатление на зрителя. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу.
В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14).
Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. Ребенок сам по себе имел ничтожное значение в ту эпоху, он был важен только для системы престолонаследия. Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Он не воспринимал манеру римско. В Филадельфии же считают, что это портрет Хиеронимы де лос Куэвос. Капитан Дрейк, «Дракон», как его называли в Испании, наводил ужас на испанских мореплавателей.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Испанцы, кстати, не любят, когда о них судят по этому произведению. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. Страдания. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. c. Ониделают егочеловеком. В Англии правила королева Елизавета, невестка Филиппа II. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. А сторонники теории доньи Хиеронимы упоминают о ее типично испанской внешности. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
11. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. По количеству дворян к началу Новейшего Времени Испанию догоняла лишь Речь Посполитая, где огромная масса шляхтичей также сформировала особый рыцарский, шляхетский дух, унаследованный современными поляками в форме пресловутого «польского гонора», который вполне сравним с испанской гордостью.
В качестве экспертной оценки она руководствуется в основном мнениями Камона Азнара, Уетея и Майера. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность». Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко.
Поля сочинений Палладио и Витрувия были испещрены собственноручными заметками Эль Греко. Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Духовная жизнь отличалась высокой духовностью. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Наследник традиций византийской школы изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано.
В некотором смысле, для Эль Греко это — посмертные портреты, пусть и людей, умерших века назад, а не в годы, близкие настолько, чтобы писать портреты по памяти. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Он работал поточным методом, написав не менее пятисот полотен. Его греческое имя— Доменико Теотокопули— было непроизносимым для испанцев, вот таким образом его звали Доменико Грек или просто Эль Греко.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека.
Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой». Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Несомненно, он имел особенное пристрастие к этому типу внешности. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св.
Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
В источнике 2-й пол. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Изображений эль-грековских священников сохранилось немного, но пожалуй, можно сказать, что художник предпочитал изображать их во весь рост (а не погрудно, как в портретах идальго). Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Но это принципиально другие возможности. Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе.
Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. В 1576 году художник отправился в Испанию. Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Огромное пятно винно. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. XVI в. становится одной из главных деталей мужской одежды. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании. Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Луку, покровителя живописцев.
Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. И зритель ясно понимает: этот монах — несомненный сибарит. Вообще, этот портрет стоит особняком в творчестве Эль Греко, так как в лице этого тринитария, как ни пытается художник избавиться от этого впечатления, пожалуй, скрыто больше joiedevivre, чем во всех его портретах, вместе взятых исключая только портрет Хиеронимо де лос Кабальос. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Не случаен и выбор места жительства. Об идее светоносности см. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». многочисленные портреты Филиппа II). Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. Это граничит с тем, что они были придворными живописцами.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное.
Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. В военное время сложилась привычка дешево ценить жизнь другого человека. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Творили Луис де Гонгора и Франсиско де Кеведо, создавая классику испанской литературы. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Лопе де Вега, путешествуя со своей труппой, сочинил порядка полутора тысяч пьес, заложив попутно основы испанской драматургии. Ренессансная норма не была совершенной для Эль Греко, но художник обращался с нею свободно, очевидно, всё-таки свободнее большинства, коль скоро современники говорили о странности его картин. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Крит в те времена был владением Венеции.
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. P. «Портреты Эль Греко – очень показательный материал для исследования испанского характера.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. человек, знающий имя своего отца. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В широких энергичных мазках использованных для лица Анастаджи, уже проступает стремительность манеры его дальнейшего периода творчества.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. На протяжении веков целые поколения испанцев были воинами. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св. К концу жизни художник был практически разорен. Если только заказчиком не был сам король. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью. личность изображенного абсолютно не соответствует данным известным о Боссио.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Чем значительней модель, тем чаще ее изображали. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими». Их художественная ценность была желательна, но имела второстепенное значение.
Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ).
Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Значение живописи Эль Греко оценили Делакруа и Жерико. Испанские коллекции в этом смысле более добросовестны. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Его основной специализацией были, как уже сказано выше, религиозные полотна – алтарные образы (ретабло). Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. Терезы и других испанских мистиков XVI века. И то лишь под конец жизни, поддавшись мрачным настроениям заката, тогда же, когда он создал два своих знаменитых и единственных пейзажа, «Вид Толедо» и «Вид и план Толедо». Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Об этом свидетельствует большое количество портретов королей. Манера написания лица соответствуют стилю Эль Греко двух последних десятилетий XVI в. Несравненное мастерство Эль Греко в этой картине становится еще более заметным при сравнении с женским портретом (24), который приписывается Эль Греко и находится в США, Филадельфия, Музей изящных искусств.
Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. —Боль. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Ильдефонсо4.
Возможно, таков был облик его любимой женщины. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени.
Каптерева: «В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Эль Греко теперь рассматривается как художник, сформировавшийся на Крите ряд работ пролил свет на его ранний стиль, некоторые из них были написаны в то время, когда он все ещё был на Крите, некоторые во время его венецианского периода, а некоторые во время его последующего пребывания в Риме65. Особенности присущего им сознания можно понять, рассмотрев, например, общепринятую одежду.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного».
National Galery of Art. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Существовали и другие академии – графа Фуэнсалида (к которой, видимо, принадлежал Эль Греко), викария собора Диего де Айяла, архиепископа Сандоваль-и-Рохаса, расположенная во дворце Буэнависта в излучине Тахо и описанная Тирсо де Молина в своей книге «Толедские виллы». В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45.
Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. одухотворения и оцепенелости. Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан. К этому времени Эль Греко уже получил уроки иконописи у известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Находясь в Италии, Эль Греко познакомился с творчеством других итальянских мастеров: Корреджо, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто и др., причём к творчеству многих из них, в том числе и Микеланджело, подходил не только как к образцам, но и критично. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц.
Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Эль Греко получал очень много заказов.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
В жанре пасторали была написана неповторимая «Диана» Хорхе де Монтемайора исполненная прелести и лукавства, Неизвестный автор сочинил первый плутовской роман «Ласарильо из Тормеса», в своем роде прадедушку Фигаро. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам.
Больше заказов от короля он не получал. i. Например, если последние отрицали или сводили к минимуму роль церкви и святых как заступников, посредников между человеком и Богом, то контрреформаторы эту роль всячески подчёркивали.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
Vol. «Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Этот своего рода каталог был удобен заказчикам, которые могли заказать молельный образ по своему вкусу.
В испанских городах возникают академии, служившие пристанищем многочисленным гуманистам. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме.
При взгляде на них не возникает ни малейших сомнений в его религиозности. В отличие от «Джулио Кловио» и «Неизвестного из Копенгагена», выполненных в сугубо итальянских традициях, для «Анастаджи» характерно уже нечто иное. Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек.
Петра и Павла» (из Стокгольма или Эрмитажа), также серию «Апостоладос», созданную для Толедского собора. Несмотря на то, что как художник он сформировался в атмосфере гуманистической Италии Позднего Возрождения, за всю свою жизнь он создал только одно полотно на языческий сюжет — «Лаокоон». Это настолько заметно, что в Эпоху Просвещения он даже заслужил эпитет мракобеса. Он пишет их поясные изображения, применяя схему, опробованную в портретах. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым.
Как пишет Т. П. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Washington, 1982.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Петра и Павла», хранящихся в Барселоне, Стокгольме и Эрмитаже. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Большое свободное пространство вокруг головы дает ощущение воздуха.
Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид. Сформировались целые классы населения, которые веками занимались только войной.
На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Главные действующие лица в «Кармен» — цыганка и баск, представители самых нелюбимых «нацменьшинств» в Испании.
И вообще все великие трудились для идеи. Самыми распространенными цветами становятся черный, белый, серый, коричневый, т. е.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Из дошедших до нас документов видно, что с 1585 года он арендовал у герцогов Эскалона 24-комнатный комплекс, который служил ему жилищем и мастерской до конца жизни46. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз— исключительно на Sothebys и Christies, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Хорхе Мануэлю взгляд придает игривость и изящество. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Мы уже говорили о любви к темным цветам, появившейся со времени введения инквизиции.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Он держит одну руку на сердце, а другой, видимо, придерживает оружие. Отношения с ней были весьма напряженными, т. к. Реплика этого портрета хранится в Прадо.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Так что в данном случае логичнее говорить не о странностях, но живописном почерке, может быть, слишком смелом для современников.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Бывает, что портретист извлекает лишь одну черту доминирующую и добивается поразительного сходства».
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Наиболее полный каталог произведений Эль Греко составлен Тицианой Фратти. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Но — не в мировой. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет».
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Смерть. Но многие приемы абсолютно необычны. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. По словам Дж.
Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Самая впечатляющая цифра повторов – изображения св.
Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно». Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения.
Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Руками таких миссионеров был крещен и очищен от язычников огромный южноамериканский континент, да так основательно, что он не может оправиться от этого до сих пор, (а население Аргентины, например, представляет собой более чистую белую расу, чем жители Испании сейчас). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
И тогда возникает один из самых главных вопросов, что же такое было в живописи Эль Греко, что, при всём признании живописного таланта автора, ощущалось зрителями как некое нарушение норм и вызов общественному вкусу. f. Зеничев).
ниже. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Франциска – всего 120 картин, варьирующих шесть вариантов иконографии. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности. В XVI в. испанцы отказываются от струящихся одежд готики и заковываются в костюм-броню. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Художник писал портреты своих толедских современников — представителей знатных аристократических родов, духовенства, писателей, поэтов, ученых.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
Крестьянин, вооружившись против мавров, выходил из крепостной зависимости. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. 1572). Но все неузнаваемо преображено художником.