Не осталось унего иучеников. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»). Многие из его друзей узнавали себя в этом полотне.
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Скажем пару слов о деталях данной картины.
Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Дрезденская версия, самая ранняя из них, не подписана автором. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского». 1560-1567) из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим». Многое повидав прежде, чем осесть в Толедо в возрасте 36 или 37 лет, Эль Греко сумел в итоге превратить свой месседж в индивидуальный художественный стиль, столь узнаваемый и яркий. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Как пишет Т. П. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Приверженность Эль Греко к исключительно длинным и тонким фигурам, а также к удлиненным композициям, служившая и его целям выражения и эстетическим принципам, привела его к отбрасыванию законов природы и ещё большему удлинению композиций, особенно когда они были предназначены для украшения алтаря55. Сверкающие краски миниатюр с преобладанием красного и желтого создают впечатление драгоценного изделия.
Доминико всегда шел против установленных правил как в личной жизни, так и в создании своих полотен. В верхнем мире Марию возносят ангелы и архангелы, в отдалении святые на облаках со стороны наблюдают за событием. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно.
Он грунтовал холст или доску, затем накладывал несколько слоев краски один на другой. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. Поступали ему заказы и из других мест. Наиболее знаменита его картина «Похороны графа Оргаса».
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Подобно людям своего поколения, Сервантес успел разочароваться в реальном устройстве общественной жизни и предсказал с гениальностью провидца рождение нового людского божка – золотого тельца, культа денег, наживы и сопутствующего им материального «здравого смысла». Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. Главная же причина почему термин «Возрождение» распространяется на всю Европейскую культуру этого периода заключается в повсеместном росте и становлении буржуазного гуманизма, в расшатывании феодального миросозерцания, в растущем самосознании личности.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко». Он изображает жертвоприношение Исаака. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Уже привезенный в Рим среди других его работ, созданных в Венеции, Автопортрет (к сожалению исчезнувший), по словам Джулио Кловио в письме к кардиналу Фарнезе, привел в изумление римских художников. В нижней части изображены чистилище и ад, а также три библейские добродетели. К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. По словам Дж.
Действие происходит на земле и на небе, где Христос и Богоматерь, окруженные святыми и праведниками, принимают душу усопшего (ее в виде спеленутого младенца возносит на небо ангел). Многое здесь далось художнику с трудом. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Художник обращался к узкому кругу религиозных сюжетов (Изгнание торгующих из храма, Исцеление слепого, Благовещение), постепенно развивая и совершенствуя ренессансные изобразительные приемы. Один из его современников проницательно сказал о нём: «Это великий художник, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шёл всегда одиноко по своему пути». Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Мы знаем об этом человеке мало.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Размещено на реф. рфОдна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614). (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»).
Дело втом, что Эль Греко вырос всреде римо-католиков иконопись изападная живопись были ему равно близки. О мастерстве Эль Греко — портретиста позволяет судить созданный вскоре по приезде в Рим по заказу Фульвио Орсини Портрет Джулио Кловио (около 1570). Королю оно откровенно не понравилось и он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Однако, это не совсем так. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. А посетив Парму, высоко оценил Корреджо. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным. Ему чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. В них всегда чувствуется неутолённое томление духа.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов».
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Причины недовольства короля остались неизвестны. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Так же своевольно поступал Греко с освещением.
Он строит в картинах особое пространство, его можно назвать зыблющим, переливающимся. Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596--1600) так же является алтарным изображением. Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение». Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Их примеру последовал и молодой Доменикос. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию.
Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Казалось бы, неожиданной для элитарного круга Орсини и его просвещенных друзей выглядела картина Эль Греко Мальчик, раздувающий лучину (около 1570-1575).
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Крестьянин, который отличился в бою, мог стать кабальеро.
Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. В этом незаконченном произведении явственно прослеживается влияние Венецианской школы. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. В Риме Эль Греко заслужил уважение некоторых интеллектуалов, но также столкнулся и с враждебностью критиков32.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Герои Эль Греко всегда таковы – с тонкими лицами, большими и выразительными глазами. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. На переднем плане внимание привлекает белокурая продавщица голубей — тип пышной полуобнаженной венецианки, представленной в неустойчивой, «падающей» позе. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз).
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей.
В портрете четы Арнольфини предметы комнаты по средневековой традиции наделены символическим смыслом (горящая в люстре свеча, собака у ног – символ супружеской верности). Первые полученные в Испании заказы — картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора (1579, находится на месте) — еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов. В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году112.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия». 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. В вихре света и цвета растворяются «Вознесение Марии» и «Вид Толедо». Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. ????????? ????????????? 1541--1614). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Интересовался проблемами перспективы и даже написал на эту тему трактат. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов».
В этот период венецианская школа живописи была величественна и находилась в своем апогее. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар.
В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело.
Плоскостность, линейность, геометрические планы византийской традиции сменяются композициями с округлыми, более плотными формами и более свободной трактовкой. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. В целом многократное повторение канонических сцен характерно для византийского искусства. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления.
Вот таким образом описание картин Эль Греко требует языка сложных и богатых сравнений, что в некоторых случаях может быть удачным, а нередко ведет к чисто субъективной трактовке. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».
Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко. Как пишет Т. П. Во время пребывания в Италии Эль Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и Итальянского Ренессанса. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
Каптерева: В творчестве позднего Эль Греко, в котором мир предстает как единая одухотворенная стихия изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. Зеничев).
Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Ильдефонсо4. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97.
Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Композиция резко делится на две части. В них всё пребывает в состоянии движения и изменения.
Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами.
В этот время Эль Греко пишет ряд полотен «Христос исцеляет слепого». Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Эль Греко это удалось. И, пожалуй именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования.
Слава Богу, что так. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Как ив сюжете сисцелением слепого, Он, находясь среди людей, пребывает впостоянном общении сОтцом Небесным.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Из многочисленных мадонн Ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена». Августин и св.
В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Кризис вызвал неожиданный взлет национального испанского искусства. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий.
Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. Здесь представлены две сцены – одна земная другая на небесах. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко.
Ильдефонсо. Эль Греко было уже около 35 лет, когда он в 1576 г. приехал в Испанию. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна». В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Возможно, его учителем был известный критский иконописец Михаил Дамаскинос. В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Младшими современниками Сервантеса были драматурги Лопе де Вега и Кальдерон.
флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Внизу композиции в сумеречном ночном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Кроме того, он много писал портреты. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Третья, самая большая из сохранившихся картин «Христос исцеляет слепого», хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Картина была приписана художнику после того, как в 1983 году, с помощью рентгенограммы была обнаружена его подпись «Доменикос делал» (в другом переводе – «рука Доменикоса». Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Во время его похорон в 1312 году свершилось чудо: явились св.
Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Истоки его живописи многообразны. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа». Совсем по-эль-грековски выглядит кисть левой руки мальчика, длинная, узкая, «черная», еле держащая лучину.
Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчество Корреджо. Широкое распространение получает сатирическая литература. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Его творческая судьба складывалась удачно. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Большая часть трудов и исследований, конечно, находится в сборниках. Фигуры словно теряют материальность и вес. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Они вытягиваются, причудливо колеблясь, как языки пламени. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Стефан и сами опустили в саркофаг тело благочестивого графа. Греко был религиозен, но его религиозность странная: кажется, что у него была своя собственная религия, непохожая на общепринятую. Свет еще сохраняет материальность, золотистый огонь — теплоту.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса.
Эта работа напоминает средневековое искусство особенно в изображении челюстей ада – исключительно средневекового элемента. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Эта работа ранее приписывалось Тиноретто, позже Веронезе. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614). Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны. Как это возможно.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. В этих преобразованиях есть своя логика и система.
Лишь немногие работы Эль Греко этого периода признаны достоверными. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Все это можно увидеть в Гентском алтаре братьев Ван Эйков. У Эль Греко есть пейзаж «Толедо в грозу»: лихорадочные порывы света на тёмном, страшном небе, мгновенно обрисовывающие сверкающим контуром дома и башни. Зеничев).
Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). Когда в XVI веке Крит пришел в запустение и упадок, многие художники уехали в Венецию. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Вместе с тем реальный человек, не святой и не обитатель «царства небесного» изображается художником необыкновенно одухотворённым.
Живопись Эль Греко Испанское искусство 17 века Молитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание Христос, несущий крест, 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк Мария Магдалина, 1578 Музей изящных искусств, Будапешт Дама в мехах, 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541— 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее.
Августин и св. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Он превратился в подлинного «homo culto» — носителя высокоразвитой позднеренессансной культуры. Из дошедших до нас документов видно, что с 1585 года он арендовал у герцогов Эскалона 24-комнатный комплекс, который служил ему жилищем и мастерской до конца жизни.
Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Роман имеет сложный внутренний смысл. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Пребывание в Риме привнесло в стиль Эль Греко элементы маньеризма— причудливую перспективу, напряжённые позы и бурную жестикуляцию16. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Возможно, что в данном случае эта деталь отражает достоверность облика престарелого художника, страдавшего слабым зрением. Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо — город воинствующей веры и монастырей, надменной кастильской знати, враждебной королю. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Не сохранилось и личных писем живописца. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Указательным пальцем правой руки он демонстрирует зрителю разворот книги — прославивший его шедевр — миниатюры Часослова Фарнезе (Horas Farnesio завершен в 1546 году, находится в Библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке).
Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Вот, например, картина «Погребение графа Оргаса». В этой элитарной среде, в атмосфере Вечного города, в контакте с ведущими мастерами позднего маньеризма Эль Греко приобрел серьезные знания, расширил свой кругозор, жадно впитывая новые впечатления.
Но, похоже, художник работал и в скульптуре. При этом он был человеком Ренессанса. Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение», «Сошествие святого духа» и пр., трактуя их как сны, разворачивая действие и на земле и на небе, сочетая их в какой-то промежуточной среде между небом и землей. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником».
Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру. Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой".
Пьерро дела Франческа – один из самых великих колористов. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Эта тема была близка Эль Греко. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни». Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». Пропорции фигур, как правило, неестественно вытянуты.
На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов). Город оказал на него огромное воздействие.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации».
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
Этих реальных людей художник сделал свидетелями чуда – святые опускают в гроб тело Оргаса, а в это время душа Оргаса предстает перед престолом Бога. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Испания XVI в. – это мощная, богатая держава. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти.
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой". Луки.
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном». Эль Греко — величайший мастер колорита. Экстатические образы живописца похожи на бесплотные тени. Испанское государство походило на гниющий труп, но испанское общество было полно жизни.
Он не воспринимал манеру римско. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Эту картину художник писал почти два года.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу». Однако параллельно с ними быстро развивается реалистическая литература, яркий пример тому «Дон Кихот» Сервантеса. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Именно эта техника позволяла ему создавать эффект свечения (света изнутри) и добиваться неповторимых оттенков.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком.
испанская живопись становится явлением мирового порядка. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна.
Пейзаж «Толедо в грозу». Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане. Один из них стал для Эль Греко роковым. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Кандия была центром искусств, где восточная и западная культуры гармонично сосуществовали, где в течение XVI столетия творили порядка двухсот художников, организовавших художественную гильдию, по образцу итальянских.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Ранее Эль Греко не писал портретов в полный рост, к тому же столь официальных. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел». Религиозная живопись вообще как нельзя лучше отвечала потребностям и укладу жизни Испании того времени.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Он много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («человек с гвоздикой», «Человек в тюрбане»).
Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Сейчас он находится вТоледо. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Несколько месяцев спустя, 18 сентября 1572 года Эль Греко уплатил членский взнос в римскую гильдию Святого Луки как художник-миниатюрист. XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Впоследствии он неоднократно перестраивался. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили. Дэвис полагает, что религиозная среда Контрреформации и эстетика маньеризма стали толчком, приведшим к появлению индивидуального стиля Эль Греко.
Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. Зеничев). Появившись в 1567 году в Венеции, он пережил коренной перелом, с поразительной быстротой и смелостью стал осваивать доселе ему неизвестный изобразительный язык, овладел приемами масляной живописи, передачей перспективы и пространства, обобщающим широким мазком и особенностями венецианского колоризма. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен.
Первым подлинно великим испанским художником был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что и был прозван Эль Греко (ок. 1541 – 1614), настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Правая рука выглядит расслабленной. Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Портрет создает строгий исполненный спокойного достоинства образ. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Это способствовало укреплению свободолюбия испанцев. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. С 1577 жил и работал в Испании. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. За его левым плечом колонна, которая делит пространство полотна на две не равные части. Эль Греко — величайший мастер колорита. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. Впервые он применяет здесь «разноглазость» персонажей не только в размере и асимметрии глаз, но и в характере взгляда.
Тому есть несколько причин. Что, вобщем-то, справедливо. Вискусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, всвоей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы иТициана иТинторетто там определенно есть. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Почему так произошло.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). f. Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Исцеление слепого отражает влияние заимствованных в Риме маньеристических приемов.
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия».
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». f. Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
С одной стороны, он восхищался несравненным мастерством Микеланджело-рисовальщика с другой, считал его слабым колористом. Реализм художника – в умении показать в человеке духовное. Часть, на которой изображен Петр (меньшая треть), отходит на задний план, что символизирует борьбу характеров Петра и Павла, когда же центральное место в световом и смысловом балансе занимает изображение апостола Павла. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. В Мадриде хранится ее копия XVII века.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». В «Погребении графа Оргаса» Эль Греко представил целую галерею портретных лиц толедских идальго. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Так же в журналах за последнее время встречаются интересные статьи по теме.
В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. Картина, написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, проникнута возвышенной красотой изощренным ритмом линий и цветовых созвучий.
Никос Хаджиниколау высказывает точку зрения, что «с 1570 года работы Эль Греко принадлежат не византийской или пост-византийской традиции, но западной-европейской. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Возможно, что и лица святых – молодого Стефана и старого Августина – тоже портретны.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный». В нижней части композиции изображена траурная церемония. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства. Франческа был величайшим монументалистом, хотя и оставил после себя портреты (портрет герцога Урбинского и его жены).
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения». Однако, это не совсем так. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Изысканная техника, виртуозность манеры, демонстрация мастерства не соответствует скудости замысла, вторичности и подражательности идей. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. Однако сейчас предполагают, что он писал ее в Венеции, затем перевез в Рим. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Не избежал этой участи и Эль Греко. На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
Увлеченный классической архитектурой, он произвольно комбинировал ее мотивы из популярного в то время трактата Себастьяно Серлио (1551, Венеция). Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул».
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин).
Как пишет Т. П. О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Его композиции порой напоминают отражения в волнующейся водной поверхности.
Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают гроб с бездыханной Богоматерью.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Первые 25 лет своей жизни, художник работал на родине, одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» (ок.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Но на греческой земле Доменикос Теотокопулос жил и работал недолго. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне. Однако вряд ли это справедливо.
Эль Греко не является исключением из этого правила. Художники 16 века продолжали чтить своих великих ренессансных предшественников и считали, что следуют их заветам. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите.
Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Эль Греко теперь рассматривается как художник, сформировавшийся на Крите ряд работ пролил свет на его ранний стиль, некоторые из них были написаны в то время, когда он все ещё был на Крите, некоторые во время его венецианского периода, а некоторые во время его последующего пребывания в Риме. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Превелакис заходит даже ещё дальше, выражая сомнения, что Эль Греко вообще практиковал католичество. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Его дар монументалиста прекрасно виден во фресках «Сон Константина», «Приезд црицы Саавской к царю Соломону» и др, с их поразительным чувством линейного и пластического ритма, с предельной упрощенностью форм для усиления эпической торжественности, величавости образов, возвышенных над случайным, обыденным.
Это тоже плод его фантазии. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта».
Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Его живопись не понравилась Филиппу II и Эль Греко не стал придворным художником – он поселился в Толедо. Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Правый глаз Кловио кажется потускневшим, словно незрячим. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Скажем пару слов о деталях данной картины. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Один из самых ранних вариантов Изгнания торгующих из храма с подписью по-гречески «Доменикос Теотокопулос, критянин» находится в вашингтонской Национальной галерее. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Огромное пятно винно.
Такие невозможно было получить смешивая краски на палитре. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Подобных путешественников в то время было множество. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников».
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя». Но даже самые «хаотичные» из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. Через 300 лет в этой же технике будут работать импрессионисты.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений.
Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. В XVII в. это произведение находилось в коллекции семьи Фарнезе. Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место.
Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Художник и сам полюбил этот город.
Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами». Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». В Риме, мастер так же растет как портретист и ему заказывают портрет Винченцо Анастази (1575г). Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Тогда же делался и полный расчет. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Композиция резко делится на две части.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника». В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Причины недовольства короля остались неизвестны. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Как правило, это были небольшие картины, написанные темперой на деревянных досках. Художник хоть и обучался у Тициана1, его работы несхожи с работами его учителя.
Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. На рубеже ХVI – ХVII вв.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф.
То немногое, что нам известно о работе Эль Греко на Крите, подсказывает, что, живя на родине, он был одним из многих и писал стилизованные лики и фигуры, расположенные на плоском золотом фоне. Словно сотканная из бледного золота, картина лишена какого-либо оттенка приземленности. В Маньеризме заметна усталость стиля исчерпанность его жизненных источников. Автор пытался разобраться в таком явлении, как человек.
Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Его поиски в области сюжетной композиции свидетельствуют и о приверженности тому, чему он научился в Венеции и о влиянии новых впечатлений.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605). Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей. Ярче всего его дарование открылось в области портрета. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. По словам Дж. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». Вероятно, что здесь Греко стал учеником великого Тициана и испытал на себе влияние творчества Тинторетто. Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом» или «Пьета Бандини»На изображении трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский.