Картина Эль Греко Несение креста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). На глазах у них происходит чудо — человеку даруют зрение.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской.
В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. Эль Греко поселился в «мистическом» доме — в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле — речь в обоих случаях идет о конце времен. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Был известен своей благотворительной деятельностью.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. данным – ок. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Почему так произошло.
Лишь только покорное и вместе с тем мужественное терпение. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию. Нанесли 72 очень сильных ударений.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Удивительны лица разбойников.
Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году.
Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест в истории живописи. К концу жизни художник был практически разорен. Стефан и Св. Выбили у Меня два зуба.
Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает к Небесному Отцу и молится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Договорились быстро, поскольку в это время голова художника была занята уже абсолютно другим. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. Слава Богу, что так. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Наряду с женоподобными юношами с пухлыми губами и томными взглядами образ Христа кажется абсолютно иным.
Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной. С богословской точки зрения это очень точная мысль. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
И хотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Как это возможно. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. При этом видно, что Господь в молитве обращается к Богу-Отцу.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Сейчас он находится вТоледо. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Наиболее известные образцы энкаустики — так называемые«фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Эль Греко за низкую цену картину не отдал. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Уже будучи в Толедо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд с Христа» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Однако вряд ли это справедливо. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы.
Чем ближе мастер к концу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. С 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Отец и сын смотрят прямо на зрителя. Художник мастерски передаёт не только цвет, но и фактуру материала одежд присутствующих.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Эль Греко видит его в момент несения креста просветленным и освободившимся от всего земного.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
В искусстве он пошел своим самобытным путем. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). В это время он создал один из самых известных своих холстов — «Апостолы Петр и Павел».
Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Это хорошо видно в «Исцелении слепого». Художник прожил в его доме до конца своих дней. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
В грудь и голову принял 58 ударений. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело.
На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом — тот тоже был совершенно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. К примеру, если мы взглянем хотя бы даже беглым глазом на полотна Микеланджело да Караваджо (16-17 века), то увидим, что образ Иисуса кардинально отличается от множества других образов живописца. Сейчас он находится в Толедо. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Последовал судебный процесс. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Ивновь фигура Христа здесь— центральная. По-разному реагируют люди на происходящее. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образХриста Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Однако это не вполне справедливо — все же он совершенно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Город оказал на него огромное воздействие. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Как это возможно. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как иположено, значимые античные объекты Но там он долго не задержался.
Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Наверное, только в том случае, если Он Сам — источник этого света. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) И это всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. 1600). И эта внутренняя настроенность явно отразилась в его работах.
Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. Но при этом Христос, опять же и вместе с людьми — и как бы вне их. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Из-за разномасштабности, некоторые расположенные сзади головы оказываются крупнее передних.
На холсте мы видим Спасителя в благородном алом одеянии. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Тому есть несколько причин. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Не осталось у него и учеников. При этом он был человеком Ренессанса.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Вообще, многие искусствоведы, кто занимался творчеством Эль Греко, отмечали, что в Испании к нему пришел именно мистический настрой. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями и делами. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Не осталось унего иучеников.
И Его Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом с Ним. И вновь фигура Христа здесь — центральная. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Некоторые из них застыли в своих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Да, то, что мы видим здесь ирреально.
К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Слева — человек, который куда-то показывает и призывает следовать за собой. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. В нем нет чувственности, нет сладострастия, довольства и самолюбования.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали по земле влачили 77 раз будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз.
А Христос пребывает как будто отдельно от них. В этой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко — его глубокая внутренняя религиозность и понимание сути христианства. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Его работы можно увидеть в лучших музеях Европы.
В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению — до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Город оказал на него огромное воздействие. Самый известный — тот, который сейчас находится в Парме (1570–1575). Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им в Италии.
Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Слава Богу, что так. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Что, вобщем-то, справедливо. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей. Конечно, у него были и другие весьма значимые работы и немало.
При этом он был человеком Ренессанса. Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. Художник держался на нем гордо и независимо.