Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Как пишет Т. П. Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант.
В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). ценна, как жития великих мучеников или святых. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Их состояние художник передал через контрасты света и тени на лицах, через позы и жесты, через силуэты, которые кажутся трепещущими подобно языкам пламени. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе. Каждый из эпизодов легенды запечатлен в одной из этих пространственных зон. Стефан и Св. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко. Она словно пронизана сверхъестественным светом исходящим от мира горнего. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
По нескольким деталям, встречающимся на картинах Греко (опять-таки сближающим его произведения с произведениями Тинторетто), мы можем отметить в нем и превосходного натуралиста, несомненно, обладавшего способностью заставить других видеть натуру, понимать ее формы и чувствовать ее краски. Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Эль Греко. Зеничев).
фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении.
Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Стремление к пространственности, которое отличало «Поклонение имени Христа», кстати сказать, одну из самых пространственных картин Эль Греко, здесь исчезло.
Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную. При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно.
Итальянцы не смогли простить ему такое высказывание и Доменикос был вынужден покинуть Рим. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Отличавшая «Эсполио» плотная сочная живописная манера сменилась более гладкой, легкой, прозрачной. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. В картине нет, однако, ни малейшей пестроты.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Огромное пятно винно.
Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). 1600). Выбор не случайно пал именно на Испанию.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Но их облик фантастичен, прозрачные короткие «туники» плотно облегают мускулистые тела, которые вместе с тем кажутся лишенными материальной весомости, ноги босы, еле касаются земли, живые выразительные жесты сочетаются с условными, почти символическими. Перегруженная фигурами и напряженная по линейному ритму композиция статична. В картине «Апостол Андрей и Святой Франциск Ассизский» (1590 – 1595 гг. ) Эль Греко поместил рядом ученика Иисуса Христа и итальянского святого, жившего в XIII в. Тем самым он обратился к традиции сцен «святого собеседования», широко известных в итальянской живописи эпохи Возрождения.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. К концу жизни художник был практически разорен. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Сила воздействия достигается, прежде всего, необычайной интенсивностью и красотой колорита.
Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Он не воспринимал манеру римско.
В ней господствуют интенсивный синий тон, холодный серый и оттенки коричневого. «Мученичество святого Маврикия и Фиванского легиона» (1580-1581) Холст, масло. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, вот таким образом совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма.
Грек по происхождению. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них». «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Таким образом, в сцене собеседования святых ощущается незримое присутствие Спасителя.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Луки. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины. Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Апостол Андрей опирается на косой крест, на котором он был распят, а на руках Святого Франциска ясно видны стигматы. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Композиция резко делится на две части.
В июле 2013 года на лондонском аукционе Sothebys произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Краски контрастируют друг с другом, находятся в состоянии напряженного противоборства. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Гиацинт стоит прямо, левой рукой словно указывая на зрителя, а правую благоговейно приклонив к груди. Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Если толпа обнаженных мучеников призрачна, то с исключительной тщательностью написан весь передний план картины: обрубленный ствол деревца, цветы, покрывающие землю и змея, которая обвивает камень и поддерживает дощечку с подписью художника по-гречески. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). 1. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Здесь, кроме определенной самоуверенности художника, очевидно, проявились и его глубинные вкусовые пристрастия.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. данным – ок. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Центр общего внимания занимала человеческая личность: для натур более возвышенных и сосредоточенных основным двигателем творчества являлся вопрос о духовном спасении, для натур более рассеянных (или зараженных древним языческим духом) – вопрос об отношении к миру сему, радость от мира сего.
А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников— знатных жителей Толедо века XVI. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
Сила Святого Духа, нисходящая на апостолов и Деву Марию, вызывает в них духовный восторг и озарение. Изображение развивается на грани реального и воображаемого, материального и астрального. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Здесь в полной мере проявилось дарование художника: и удивительная способность создавать образы мистических видений и острый глаз портретиста и великолепное чувство цвета (особенно хороши золотые одеяния святых на фоне строгих тёмных костюмов остальных участников церемонии).
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Композиция картины тради-ционна для того времени: в нижней части, на земле, совершается погребение, а в верхней, на небесах, душа графа Оргаса предстаёт перед Христом, Богоматерью и святыми. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Но именно этот приём помог художнику создать ощущение устойчивости, равновесия. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. С 1577 жил и работал в Испании. Однако если для Италии XVI в. (и вообще для Европы) Греко является финалом, жутко-трагическим, безнадежным заключением известного периода, то для Испании он означает нечто абсолютно обратное.
(1610 – 1614 гг. ) показано событие, резко изменившее всю жизнь учеников Христа. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров. Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово.