Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.
Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. А с другой стороны — видение «Вознесение Христа». В искусстве Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Его образ вырастает в гигантский, если мы представим себе, что он, прославленнейший художник мира, одинокий и уединившийся от других, постепенно отказывается от всего, на чем покоилась его слава, мучится и терзает себя — «non vi si pensa, quanto sangue costa» — цитирует он тогда: «никто не думает о том, сколько крови это стоит», — чтобы в конце концов полностью отречься от материального искусства живописи и пластики, которые ему в том виде, как их понимали его современники, ожидая, что и он будет отвечать этому пониманию, более ничего не могли ему предложить, отказывается, чтобы ограничить себя сотворением здания во славу божию, в котором готически ирреальная линия вздымающегося купола должна была подняться над всем чувственным великолепием императорского и папского Рима и временами создавать старческими руками рисунки или пластические наброски, в которых на место триумфатора приходит ищущий, в этих работах также видно, сколько крови и душевных сил они потребовали, а на место преодоления, terribilit. Позже были разрушены и помещения, где проживал Эль Греко. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Это был единственный сын Эль Греко – Хорхе Теотокопулоса.
Пророк зрит наступление великого гнева, видит, как души мучеников и мучениц взывают об отмщении, души тех, кто был удушен, ждут слова Божьего и каждому из них дается белое одеяние. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Маврикия", 1580-1582 гг. ). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. На противоположной стене находятся огромные зеркала. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Причины недовольства короля остались неизвестны. Возможно, это Иеронима (1577, Глазго, Поллок-хаус). Святой Иосиф и маленький Иисус о чем мне это говорит.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Независимо от этой церемонии происходит что-то, о чем большая часть участвующих и не подозревает. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Подобные произведения, одновременно меланхолические и страстные, конечно, повлияли на Эль Греко, но гораздо больше — общее духовное окружение, оказавшееся способным подвести Эль Греко к тому, чтобы из всех тех элементов нового искусства выражения, которыми он овладел во Франции и в Италии, вывести последние следствия и полностью подчинить природные прообразы своему художественному вдохновению.
Во второй период своего творчества, в росписи потолка Сикстинской капеллы и в надгробиях Медичи, Микеланджело вырывается за пределы индивидуальной модели в тех своих образах, что противопоставляют индивидуальной нормальной форме сверхчеловечески героизированную — породу титанов, на место старых трансцендентных сил приходит обожествление человека. В целом многократное повторение канонических сцен характерно для византийского искусства. Еще сильнее «Снятие пятой печати».
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. То духовное возрождение и является ключом к пониманию великого мастера. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо диВеноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпаи яркой экспрессией.
Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Чаще, однако, перевешивает характер видения, как в «Воскресении Христа». Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Работал также при королевских дворах Франции, Испании и Швеции. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
К ним принадлежит ряд эскизов «Распятия», которые могут дать представление о художественном исповедании старого Микеланджело и его творческом завещании. Терезой и св. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии».
Запределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло воФранции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеиМаньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчество Корреджо.
К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. В 1519-1524 гг. Ксожалению, большинство созданных им запрестольных образцов погибло. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр.
Может быть, здесь сильнее всего ощущается, насколько Эль Греко, обладавший способностью ярко чувствовать, был вместе с тем рационально мыслящим художником. Так же в журналах за последнее время встречаются интересные статьи по теме. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. В Риме, мастер так же растет как портретист и ему заказывают портрет Винченцо Анастази (1575г). Все это предположение. Она должна была быть преемницей «языческой», не будучи отделенной от нее какой-либо пропастью, являясь в истории стилей всецело продолжением того преобразования, которое началось уже во времена императоров и относительно которого могло бы только оставаться неясным: что это — упадок ли, как это думали раньше, варваризация или ориентализация или же, как это думают ныне, прогресс и естественное продолжение развития. Настроению мешали «туристский» характер осмотра и реставрированное состояние давно лишенных своего содержания подземных коридоров более подробному рассмотрению препятствовали плохое освещение и торопливость гида-чичероне.
1. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). Декор: мраморные пилястры с золочеными капителями, по сторонам от зеркал, перед пилястрами – мраморные торшеры 1770 (восстановлены по оригиналам в 1980), античные статуи, вазы, церемониальные люстры.
Это более не важно для Микеланджело. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Третья, самая большая из сохранившихся картин «Христос исцеляет слепого», хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Сохранилось посвящен портрет женщины с меховой накидкой. Композиция странно переплетается в некие клубки, как, например, в «Медном змие», в которых вытянутые, гибкие фигуры перемешиваются друг с другом согласно таинственным законам страстной патетики, без оглядки на естественность поз или пространственное расположение.
В эволюции колорита Эль Греко краски теряют свою материальность, становятся легкими и прозрачными, а их цветовое звучание – все более холодным. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596--1600) так же является алтарным изображением. Дрезденская версия, самая ранняя из них, не подписана автором. В эволюции колорита Эль Греко краски теряют свою материальность, становятся легкими и прозрачными, а их цветовое звучание -- все более холодным. путешествовал по странам Средиземноморья и был покорён итальянским искусством.
От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Во французской литературе ее самым прекрасным цветком стала «Филотея» св. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Этого мы не знаем. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг. ). Итальянское искусство переживало тогда поворотный момент своего развития.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. За его левым плечом колонна, которая делит пространство полотна на две не равные части. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Для итальянцев и французов при всех изменениях цели тем не менее всегда оставалась характерной приверженность к последним остаткам объективизации окружающего мира, в Испании, напротив, без оглядки жертвовали последними принципами ренессансного понимания истины и красоты ради выражения внутренней взволнованности уже до Эль Греко, как можно увидеть на примере «Оплакивания» художника Луиса Моралеса, предшественника Эль Греко в Толедо, соединяли маньеризм Микеланджело с испанской экзальтацией.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Этим чудаком мы и хотим заняться, не с тем, чтобы взять его под защиту, сегодня в этом более нет нужды, но с целью проследить источники его глубоко примечательного искусства.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. В этот период венецианская школа живописи была величественна и находилась в своем апогее. Особенно это заметно в церковном образе Мадонна милосердия (1605, Иллескас, госпиталь де ла Каридад). К ведущим скульптурам-маньеристамотносят Бенвенуто Челлини. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Первые 25 лет своей жизни, художник работал на родине, одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» (ок. Картина была приписана художнику после того, как в 1983 году, с помощью рентгенограммы была обнаружена его подпись «Доменикос делал» (в другом переводе – «рука Доменикоса». Дрезденская версия, самая ранняя из них, не подписана автором.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Работал также при королевских дворах Франции, Испании и Швеции. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Ян ванСкорел оказал большое влияние на живописцев своего времени. Словно взрыв подействовало чудо на стражников: один, на переднем плане, брошен наземь, другими овладели пароксизм страха и изумление, тела их дико разметало в стороны, руки их направлены ввысь, будто они схвачены и взметены вверх ураганом. В Маньеризме заметна усталость стиля исчерпанность его жизненных источников.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Почему так произошло. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В конечном счете в основе образов Эль Греко всегда лежит человеческое чувство и не случайно зритель не может остаться к нему безучастным. 1545), Молодой человек с лютней (ок. Спальня Короля – расположена в центре старого замка, окна выходят в Мраморный двор.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. maniera – стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. В 1519-1524 гг. Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына.
В литературе и музыкетермин «Маньеризм» применяется ещё шире, чем в изобразительномискусстве и архитектуре. Ясно, что Ареопагитика вдохновляла мастера. Однако с 17 века большинствокритиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживалоупадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин«Маньеризм» относили к искусству, которому свойственны метафорическаянасыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Впечатление оказывалось скорее странным, чем воодушевляющим. Кто из посетителей Рима пропускал возможность осмотреть ту или другую катакомбу.
Сохранилось мало его работ: обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Нет, конечно. В силу этого общая картина естественно приобрела характер скорее археологический и оказалась построенной по предметному содержанию, по «древностям», а не в соответствии с общим историческим процессом. То был Тинторетто.
Ранее Эль Греко не писал портретов в полный рост, к тому же столь официальных. Иоанн и св. Картина была приписана художнику после того, как в 1983 году, с помощью рентгенограммы была обнаружена его подпись «Доменикос делал» (в другом переводе – «рука Доменикоса». В числе егоучеников был Мор. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Какова глубина, ширина этого пространства. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Где же происходит это событие. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
В этот период венецианская школа живописи была величественна и находилась в своем апогее. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Около 15671568 года и Эль Греко переезжает в Венецию и остается там, вероятно, до 1570 года. путешествовал по странам Средиземноморья и былпокорён итальянским искусством. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
1530) и Бартоломео Панчатики (ок. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав рядзамечательных алтарей. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. В этом незаконченном произведении явственно прослеживается влияние Венецианской школы.
В нижней части изображены чистилище и ад, а также три библейские добродетели. К ним относятся «Пьета» в палаццо Ронданини, «Снятие с креста» в соборе во Флоренции и рисунки последнего периода творчества мастера. Так же в журналах за последнее время встречаются интересные статьи по теме. Но даже самые «хаотичные» из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. В результате Маньеризм сталиназывать стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всегоримскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520-около 1600 гг. ).
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Город оказал на него огромное воздействие.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Умер Бронзино во Флоренции 23 ноября 1572.
Предполагают, что крайняя слева фигура, обращенная лицом к зрителю – это автопортрет молодого Эль Греко. Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Тогда это осталось лишь эпизодом. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Слава Богу, что так. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Скорел Ян ван (Scorel, Jan van) (1495-1562 гг. ), нидерландский художник.
БРОНЗИНО, АНЬОЛО (Bronzino, Agnolo) (1503–1572) итальянский художник, представитель флорентийской школы известный также под именем Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано (Agnolo di Cosimo di Mariano) иногда его называют Анджело Аллори (на самом деле это имя принадлежит наиболее известному из его учеников). То, что отделяет это позднее «Оплакивание» от ранних произведений, больше, чем просто опыт богатейшей жизни художника.
Подняв руки, протагонист смотрит не вперед, но ввысь. Христианское содержание в силу этого считается имеющим второстепенное значение по сравнению с происходящим в самом античном искусстве процессом новой ориентации вот таким образом для древнейшего христианского искусства и было часто избираемо имя «христианской антики». Этот этап отражал кризис художественных идеалов эпохи Итальянского Возрождения. В портретах, особенно таких, как Элеонора Толедская с сыном (ок. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Стену со стороны парка прорезают 17 окон. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Жилые королевские помещения Конверта называют Большими апартаментами, помещения старого дворца – Внутренними апартаментами.
В XVII в. это произведение находилось в коллекции семьи Фарнезе. Ильдефонсо4. Большая часть трудов и исследований, конечно, находится в сборниках. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
c. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Луки. Эль Греко — величайший мастер колорита.
Творческийпочерк сформировался главным образом под воздействием Тинторетто иМикеланджело. На заднем плане мастер изобразил пейзаж с горой Голгофой – местом распятия Мессии. Третья, самая большая из сохранившихся картин «Христос исцеляет слепого», хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий.
Маврикия», 1580-1582 гг. ). Но даже самые «хаотичные» из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. В третий период, в «Страшном суде», власть художника над телом уже столь велика, что он не только преодолевает модель в ее телесности, но, черпая из своего опыта, делает человеческую фигуру в ее движениях и позах свободным инструментом грандиозных индивидуальных концепций. Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом» или «Пьета Бандини»На изображении трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский.
Он расширил Королевские апартаменты: король и королева имели апартаменты в старом здании (для частной жизни) и в Конверте (для приемов). Грек по происхождению. Художник близко сошелся с Иероним да лас Куэвас, которая родила ему внебрачного ребенка. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Интерьеры. Ансамбль строений, который «одел» старый замок в три здания с фасадами, смотрящими в стороны садов, принято называть Конверт. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Но, что прежде всего бросается в глаза, это — разница в величине фигур. Это был комплекс довольно старых зданий, яки сдавали всем желающим. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Художник хоть и обучался у Тициана1, его работы несхожи с работами его учителя. 1540) (все – в Уффици), художник последовательно применяет маньеристические живописные приемы для достижения декоративности и изящества форм.
Важность этого новшества очевидна. В этом незаконченном произведении явственно прослеживается влияние Венецианской школы. At ego nescio quid. ». Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Первые 25 лет своей жизни, художник работал на родине, одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» (ок. Духовидцем называли Эль Греко его толедские современники и не без основания. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
В качестве источника употребляемых при этом изобразительных схем указывались простонародные «девоционалии» (предметы и обычаи культа), посредством которых распространялись, главным образом с Востока, определенные образные представления в новом христианском мире. В такой же компактной группе из четырех фигур трагическая выразительность и страстная одухотворенность образов достигает апогея. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Однако это не вполне справедливо— все же он совершенно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Этот легендарный сюжет ль Греко изобразил в высшей степени примечательным образом. Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Несколько месяцев спустя, 18 сентября 1572 года Эль Греко уплатил членский взнос в римскую гильдию Святого Луки как художник-миниатюрист29.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. С античной декоративной живописью здесь соединилась «как бы образная символика», которая, согласно Вильперту, может быть рассматриваема в качестве самостоятельного создания христианского искусства и которая была обусловлена тем, что христианские художники старались вводить в изображения новые мотивы со строгим учетом их символического значения.
Кловио дал рекомендацию к кардиналу Алессандро Фарнезе, документ сохранился. Маньеризм (Mannerism итал. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Наиболее известный пример – двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг. ) Джона Лили, породивший термин "эвфуизм", означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Или «Пьета Ронданини».
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. «Nescio. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место. Французская коллекция Лувра заслуживает тщательного осмотра, так как это самое значительное собрание картин французской школы, начиная с эпохи Средневековья и кончая серединой XIX века. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Игнатием Лойолой. Но этим, однако, суть данного периода в истории искусства далеко не исчерпывается. 1541--1614). Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. И в заключение один пейзаж Эль Греко — «Толедо в бурю».
Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578-1580 гг. ) Джона Лили, породившийтермин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный ивычурный стиль. Во многом эта картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом» или «Пьета БандиниНа изображении трое обнимают мертвого Иисуса Христа: Богоматерь, мать Христа, Мария Магдалина и Иосиф Аримафейский. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Игнатием Лойолой. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Согласно Пачеко, беспокойность, неистовость и иногда кажущаяся небрежность манеры Эль Греко были связаны с обдуманными усилиями достичь свободы стиля50. Вот, его «Святой Иосиф» в Толедо, с прижимающимся к святому Христом и хором ангелов над головой святого: перед нами — не запечатление человека, как это могли сделать тысячи художников до Эль Греко и сотни тысяч после, не считая фотографов.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. К ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Ян ван Скорел оказал большое влияние на живописцев своего времени. Слева, у края, — евангелист, коленопреклоненный, с вытянутыми вверх руками. В 1530 получил заказ в Пезаро, но через два года вернулся во Флоренцию. Духовидцем называли Эль Греко его толедские современники и не без основания.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Возможно, его учителем был известный критский иконописец Михаил Дамаскинос. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. По словам Дж.
Большая часть трудов и исследований, конечно, находится в сборниках. Второе направление было дедуктивным. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. В числе его учеников был Мор. Кто не вспомнит перед этим портретом о Великом Инквизиторе, порождении сновидения из «Братьев Карамазовых».
Часть, на которой изображен Петр (меньшая треть), отходит на задний план, что символизирует борьбу характеров Петра и Павла, когда же центральное место в световом и смысловом балансе занимает изображение апостола Павла. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии Игость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, азатем принялся за Микеланджело: дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Однако, это не совсем так. l. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
в них приходит трогательное признание смиренного рвения. Писал в основном портреты и картины на религиозные темы. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Сохранилось описание личной библиотеки Эль Греко, где наряду с книгами по архитектуре, греческими классиками и итальянскими поэтами (Петрарка, Ариосто, Тассо) – находятся и теологические труды. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. 15601567) из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Причины невозможности брака с женщиной неизвестные (возможно невельможне происхождения или то, что Эль Греко оставался иностранцем без знания испанского языка). На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Все выведено из равновесия и на место тектонической ритмики приходит другая. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Так, в Венеции он не удержался. В Мадриде хранится ее копия XVII века.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. e. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений. Они должны были стать образцами и для итальянских катакомб. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений.
????????? ????????????? 1541--1614). Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Для Маньеризма характерныудлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливыеэффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой и яркие цвета.
Но надо всем этим стоит и нечто высшее — чудо и дух, поднявшийся над границами лишь земной истины, красоты и закономерности. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают. В Маньеризме заметна усталость стиля исчерпанность его жизненных источников.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. 1560-1567) из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). В XVII в. это произведение находилось в коллекции семьи Фарнезе. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
Рисунок в Луврском музее — «Повар»- составлен из кухонных элементов. Прежде всего, это были благоговение, медитация и возвышение чувств.
Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают гроб с бездыханной Богоматерью. «Что я вижу, — говорит святая Тереза, — это — белое и красное такое, как в природе нигде не найдешь, оно светит и лучится ярче чем все, что можно увидеть и это — картины, какими их не писал еще никто из художников, прообразов к которым нигде не найти, но они — есть сама природа и сама жизнь и самая великолепная красота, какую только можно измыслить». Искусство Маньеризма в целом характеризуется превалированием формы над содержанием. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Администрация музея тоже так считает. Передача пространства, освещения, движения, ритмики форм и интервалов между ними – все это обладает особой силой выразительности. Но все это, кажется, его не удовлетворяло. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Однако вряд ли это справедливо.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Основания для приближения были еще и потому, что Фульвио коллекционировал картины. Еще с начала XVI века на севере шел процесс брожения, прежде всего в Германии. В этот время Эль Греко пишет ряд полотен «Христос исцеляет слепого». Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Однако сейчас предполагают, что он писал ее в Венеции, затем перевез в Рим. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Доменикос довольно быстро получил в Риме покровителей из семей Орсини и Фарнезе.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. i. Произведения IV —V вв.
Если бы мы не знали этого, то вряд ли смогли отгадать: ночью, в церкви, которой впрочем совсем не видно. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. В этот время Эль Греко пишет ряд полотен «Христос исцеляет слепого».
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. На горе установлены три креста, для Христа и двух разбойников, которые были казнены вместе. f. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Исходя из работ школы Фонтенбло, прежде всего Приматиччо, художники, такие как скульптор Жермен Пилон, Дюбуа, Фремине или художник Туссен Дюбрейль, гравер Белланж, создавали произведения (как, например это показывает бюст Жана де Морвилье Пилона) исполненные той страшной силы духовного выражения, что после портретов императоров второго-третьего столетий была незнакома искусству, перед нами портрет, в котором физический облик — лишь отражение неистовствующего внутри огня, это подобно тому, что Эль Греко запечатлел в своем автопортрете, написанном несколькими годами позднее. При этом он был человеком Ренессанса.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Иногда в сказочных тонах, как в «Молении о чаше», которое можно было бы назвать цветной сказкой. Прекрасный хуложник Камиль Коро (1796-1875) служит водоразделом между эпохами романтического искусства и импрессионизма и соответственно – собраниями Лувра и музея дОрсе, где выставлена французская живопись начиная со второй половины XIX века. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Однако сейчас предполагают, что он писал ее в Венеции, затем перевез в Рим. Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» (1596-1600) так же является алтарным изображением. В этом однако и состоит характер своеобразной картины. Эти черты хорошо заметны в картинах Пьета (1565) и Сошествие во Ад (обе в галерее Уффици). Так, «маньеристскими» именуют литературныепроизведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис ииспользование причудливо-фантастических образов.
Зеркальная галерея – зал для балов, торжественных мероприятий. Этот поворот основывался в первую очередь на его духовном развитии. Поскольку Крит с 1211 года принадлежал к владениям Венеции, для молодого Эль Греко было абсолютно естественно продолжить свою карьеру именно там4. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Его искусство становится анатуралистическим. Лица стилизованы весьма искусная (теперь сказали бы — компьютерная) компоновка этих элементов в пространстве создаёт эффект формы и светотени. Первые произведения искусства, что увидел парень, – это иконы.
Высотой 12, 5 м, длиной 73 м, шириной 10, 5 м, крытый коробовым сводом, зал построен Ж. Ардуэн-Мансаром и Ш. Лебреном (1678–1686). Пример этому — «Три Марии у гроба» Белланжа, в особенности Мария, вся исполненная той духовной концентрации сладостного созерцания чуда, о котором сказано: «тот мир больше не мой и я больше не я, но в сердце сердца моего живут лишь истина и блаженство». Произведения средней руки, вроде огромных помпезных полотен XIX века, здесь соседствуют с подлинными шедеврами, как, например, знаменитый "Жюль" (он же "Пьеро") Антуана Ватто или "Завтрак" Франсуа Буше. Как это возможно. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. художник приобрел широкую известность.
Парадокс— критикуя и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния26. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Французские искусствоведы Захария Аструк и Поль Лефорт способствовали широкому возрождению интереса к его картинам. Виден ведьминскнй шабаш необузданно сплетающихся тел и линий форм, светящихся из темноты, словно тела были разорваны на части и надо всем этим, как обманчивый свет, скользящие вокруг огоньки, словно бы речь шла о нечистой силе. Его источниками были чувства и ощущения именно в них искалось единственно верное и возвышающее.
В юности изучал иконопись, в возрасте 26 лет отправился в Венецию, как и многие греческие художники3. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Маньеризм (Mannerism итал. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Но прежде всего Эль Греко изображал библейские сюжеты. Но дело не сводится только к цвету. Любил книги и Эль Греко.
Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. СкорелЯнван (Scorel, Jan van) (1495-1562 гг. ), нидерландскийхудожник. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. С 1577 жил и работал в Испании. Но однако и нижняя часть делится, собственно, на две половины: церемонию и чудо. Рисунки натурщиков времен его молодости демонстрируют максимально возможно верную, натуралистическую передачу индивидуальных и в то же время политичному совершенных телесных форм (подготовительные рисунки к картону «Битвы при Кашине»).
Искусство древних христиан было большей частью — во всяком случае, раньше — предметом специальной науки и изучалось вне зависимости как от классического искусства древности, так и от последующего средневекового искусства. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. С високоосвитченим Фульвио Орсини Эль Греко сошелся ближе. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
Не осталось унего иучеников. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Художник хоть и обучался у Тициана1, его работы несхожи с работами его учителя. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой и яркие цвета. Эта работа ранее приписывалось Тиноретто, позже Веронезе. Однако, как бы ни были сложны для восприятия создания Эль Греко, они не производят впечатления зашифрованных ребусов.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Позже он посетил Парму, познакомился и высоко оценил творчество Корреджо. Внутренняя структура образа угадывается даже в его самых сложных картинах, построенных на ритмическом созвучии красочных пятен, линий, геометрических фигур – треугольников, овалов, полуовалов, прямоугольников. Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами.
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. «Ya era loco», говорит сегодня церковный служка, провожающий иностранцев к картине. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).
Фигуры скученны, как если бы художник оказался беспомощен в их пространственном распределении. maniera — стиль, манера), термин, употребительный в теорииизобразительного искусства. Сейчас он находится вТоледо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Но влияние католических схем значительно больше и композиция Эль Греко гораздо ближе к церковных образов и схем католичества (Пьеро делла Франческа – Мадонна дель партий, Мадонна милосердия Доменико Гирляндайо и другие).
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Можно ли побывать в Лувре и не увидеть знаменитую на весь мир Венеру Милосскую, древнегреческую статую богини Ники, несравненную Джоконду Леонардо да Винчи. Обстановка: кровать, два кресла, двенадцать складных стульев, обитых парчой с золотой и серебряной вышивкой. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
К югу от Большого канал помещался Зверинец (не сохранился), к северу – дворцы, построенные на месте деревни Трианон (Большой Трианон Людовика XIV, Малый Трианон Людовика XV и Деревня Марии-Антуанетты). В середине своей жизни он как бог властвовал над всем, что могло быть построено исходя из принципов художественной системы Ренессанса и разрешал все лежащие в ее основе проблемы, доходя до последней возможности, он достиг, как импрессионисты в прошлом столетии, границ, дальше которых идти было уже невозможно и эти границы не остались сокрытыми для такого глубокого ума, как Микеланджело, который именно в таких работах как «Страшный суд» смог выразить, что попытка передать все, что движет человечеством, через завершенность и напряжение материальных форм была сокрушительной. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Некоторые произведения Эль Греко производят впечатление свободной художественной импровизации.
Писал в основном портреты и картины на религиозные темы. Мальчишка с факелом на холсте Похороны графа Оргаса (1587, церковь Сан-Тома, Толедо), предположительно является изображением сына Хорхе. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Или они рисуют фигуры и сцены, производящие впечатление иллюстраций к «Филотее». Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. В 1937 году историк искусства Родольфо Палуччини выпустил важное исследование, повлёкшее за собой значительное увеличение числа работ, приписываемых Эль Греко.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Аллегории сезонов: «Лето» и «Зима», 1563 г. (Музей Изобразительного искусства, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь», 1566 г. и «Вода», в Венском музее Изобразительного искусства. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
К сожалению, большинство созданных им запрестольных образцов погибло. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг. ). Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают гроб с бездыханной Богоматерью. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
В Мадриде хранится ее копия XVII века. Тому есть несколько причин. Картина состоит из двух частей: внизу написано погребение, вверху графа встречают на небе.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). «Ya era loco», говорит сегодня церковный служка, провожающий иностранцев к картине. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Такова, например, торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса» (1586-1588 гг. ). Развитие и всю духовную и материальную культуру определяют не массы, как полагало прошлое столетне, но духовно направляющие личности и хотя, как и прежде, сикстинский потолок, капелла Медичи или «Страшный Суд» представляли собой важный арсенал формальных решений, но именно от рассмотренных поздних произведений Микеланджело исходил тот импульс, что был решающим для итальянского искусства второй половины XVI века, как это нам может продемонстрировать второй великий художник, оказавший решающее воздействие на становление Эль Греко.
Эта работа ранее приписывалось Тиноретто, позже Веронезе. Терезой и св. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Что подобное опасение оправданно, доказывается живописью катакомб. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
За его левым плечом колонна, которая делит пространство полотна на две не равные части. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Цепляет внимание, красный, переходящая от ярко-красного в кроваво-красный, а за тем в бордо, местами выполненный одними лессировками, для того что бы создать игру светотеней, тяжелый плащ именно он является главным цветовым пятном полотна. Триптих привлекает внимание тем, что это одно из ранних сохранившихся произведений Эль Греко, созданное вскоре по прибытии в Италию. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Кандия была центром искусств, где восточная и западная культуры гармонично сосуществовали, где в течение XVI столетия творили порядка двухсот художников, организовавших художественную гильдию, по образцу итальянских6. Часть, на которой изображен Петр (меньшая треть), отходит на задний план, что символизирует борьбу характеров Петра и Павла, когда же центральное место в световом и смысловом балансе занимает изображение апостола Павла. Что, вобщем-то, справедливо. Тяжбу художник выиграл.
В 1585 году художник арендовал дом маркиза де Виллены, где и жил почти всю жизнь. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Сегодня эта материалистическая культура стоит перед своим концом.