Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров. Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника». На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей.
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим». Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Огромное пятно винно. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Композиция резко делится на две части. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». c.
Даи заявления, чтокартины должны быть скромны ипорядочны ине отвлекать отмолитвы демонстрируют кризис религии, когда костры инквизиции убивали вчеловеке веру. Фильм прекрасен тем, чтопомогает вобыденном увидеть красоту. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко. Тем не менее, результаты обширных архивных исследований, предпринимавшихся с начала 1960-х гг такими учеными, как Николас Панайотакис, Панделис Превелакис и Мария Константудаки, четко указывают на принадлежность семьи Эль Греко и его предков к греческому православию. Но все неузнаваемо преображено художником.
Через 300 лет в этой же технике будут работать импрессионисты. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия». Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Как пишет Т. П. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). 1572).
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова. Он не воспринимал манеру римско. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Мое оружие—это моикартиныВочередной разв фильме ожизни человека искусства подтверждается идея, чтоискусство—это волшебство, онокак цветок, который цветет разв столетье, онокак вечная юная женственность, онокак неуловимая улыбка Моны Лизы. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный». e. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов». О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Известно рекомендательное письмо друга Эль Греко итальянского художника-миниатюриста Джулио Кловио, которое он адресовал своему покровителю, кардиналу Александру Фарнезе.
f. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому.
В Италии на художника оказывает большое влияние живопись маньеристов, но не смотря на это с годами он вырабатывает собственный почерк и уникальную манеру письма. Но многие приемы абсолютно необычны.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Страдания.
Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. В 1576 году художник отправился в Испанию. Склонность просвещенного толедского общества к духовному самоуглублению отвечала внутренним устремлениям художника.
Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни». Интересна полемика художника иинквизитора оискусстве иего месте вмире религиозного фанатизма. Хорошие отношения с семейством Кастилья принесли бы Эль Греко крупные заказы на работу в Толедо. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия». Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями. Ильдефонсо. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу».
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами».
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения». Такие невозможно было получить смешивая краски на палитре. По словам Дж. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. 1576) и др. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».
В вытянутой по вертикали композиции господствует изображение Святого Мартина — прекрасного юноши-всадника на медленно идущем белом коне. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Именно эта техника позволяла ему создавать эффект свечения (света изнутри) и добиваться неповторимых оттенков. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном». Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Зеничев). Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Причины недовольства короля остались неизвестны. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605).
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Ониделают егочеловеком. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Стефан и Св. l. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма. Смерть. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа». Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, — продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. К концу жизни художник был практически разорен.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов). Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел».
В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег и без того ревниво относящихся к чужакам. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна». «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени.
Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). данным – ок. i.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Хмурые насупившиеся облака нависли над этим испанским городом, удобно расположившимся на возвышенной местности меж лугов и лесов.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача.
Крит в те времена был владением Венеции. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта».
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Он разработал убранство капеллы госпиталя, однако созданные им деревянный алтарь и скульптуры, по всей видимости, утрачены. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Священник рисует душу, ахудожник картиныВфильме раскрыта целая художественная эстетика отремесленного производства живописных полотен художественного салона Тициана досамых смелых идей вразвитии живописи.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане. Великий испанский художник Эль Греко был рожден в 1541 на Крите. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»).
«Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. одухотворения и оцепенелости.
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики.
О его жизни известно очень не многое. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. 1600). Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело.
Всеобвинения вискажении религии, богохульстве, выдаче грешников засвятых использовании ярких цветов выглядят миниатюрно смешными. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко». Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. В целом картины Эль Греко относят к венецианской школе живописи. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского». В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую.
Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». —Боль. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко.
К 1943 году Поллок выполнил шестьдесят рисунков работ Эль Греко, а в его библиотеке имелось три книги, посвященные критскому мастеру. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»). В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации».
Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя». Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Он грунтовал холст или доску, затем накладывал несколько слоев краски один на другой. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. 1. Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности.