Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Эль Греко. Красота игармония фильма отражается нестолько вкартинах ЭльГреко, сколько вактерах, декорациях, сюжетных ходах, светотенях, красках, контрастах, нуи, конечно же, вглазах художника.
Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна». Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. По словам Дж. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения».
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. Точная дата его переезда неизвестна, большинство ученых полагают, что это произошло приблизительно в 1567 году. Композиция резко делится на две части.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. Причины недовольства короля остались неизвестны. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. К концу жизни художник был практически разорен. Как это возможно. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя». Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года.
Стефан и Св. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим».
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»).
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел». 1. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Фигуры святых предельно абстрактны и плоски их светящиеся, удлиненные черты практически лишены всякой видимой телесности, в то время как представители реального мира в нижней части работы написаны в подчеркнуто реалистической манере в соответствии с традицией написания официального группового портрета. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни». Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Зеничев).
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Однако вряд ли это справедливо. Ониделают егочеловеком.
На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Что, вобщем-то, справедливо. данным – ок. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора.
Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов». К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Смерть. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Тому есть несколько причин. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко».
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания. В 1563 году, в возрасте 22 лет, Эль Греко уже был мастером местной художественной гильдии, предположительно во главе собственной мастерской. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов). В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. В 1585 году Эль Греко нанял помощника Франсиско Пребосте и основал мастерскую, в которой помимо картин, можно изготавливать алтарные рамы и статуи42. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа».
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
По словам Дж. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20.
Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Вообще, Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался кобразу Христа, Он был для мастера центральной фигурой. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Крит в те времена был владением Венеции. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта».
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. одухотворения и оцепенелости. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Ильдефонсо4. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Наследник традиций византийской школы изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Эль Греко сделал Толедо своим домом. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). На ней изображена гибель Святой Девы Марии.
Агрехи, какдождь, проникающий втрещины храмаМощным противоборствующим потоком красоте художника выступает образ кардинала, который чувствует себя орудием божественной кары, асам погружается вмрак ипустоту. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Несколько месяцев спустя, 18 сентября 1572 года Эль Греко уплатил членский взнос в римскую гильдию Святого Луки как художник-миниатюрист. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Кловио и Орсини свели Эль Греко с Бенито Монтано, богословом и приближённым Филиппа учёным Педро Чаконом и Луисом де Кастилья, сыном Диего де Кастилья, настоятеля Толедского собора34. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Как пишет Т. П.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника». Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия».
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Во время пребывания в Италии Эль Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и Итальянского Ренессанса. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Возможно, что описанный случай, сочтенный римскими художественными кругами оскорбительным, послужил одним из поводов к тому, чтобы в 1576 году Эль Греко уехал в Испанию» (Ф. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Причины недовольства короля остались неизвестны. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Но все неузнаваемо преображено художником.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Находясь во Франции, однажды в холодный зимний день он встретил на дороге обнаженного нищего, ударом меча рассек свой плащ и отдал нищему половину.
Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос125. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского». Экстатические образы похожи на бесплотные тени. 1600). Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Не осталось унего иучеников. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Ильдефонсо.
Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Город оказал на него огромное воздействие. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Но многие приемы абсолютно необычны.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»).
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605).
Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном». Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Почему так произошло. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия».
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Сейчас он находится вТоледо. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Однако ничего не получилось, более того, молодой художник утратил поддержку кардинала Фарнезе. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами». Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный». Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. 1576) и др. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации». Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Страдания. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать.
Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
—Боль. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Работы созданные в Италии, относятся к итальянской истории искусства, а те, что были написаны в Испании, принадлежат испанской истории». Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея. Современными учеными Эль Греко характеризуется как художник настолько индивидуальный, что не принадлежит ни к одной традиционной школе. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили.
Слава Богу, что так. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. При этом он был человеком Ренессанса. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. 1572).
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. На открытые аукционы полотна Эль Греко выставлялись чуть более 30 раз— исключительно на Sothebys и Christies, что и понятно: включить в каталог художника такого уровня могут лишь крупнейшие аукционные дома. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру. В 1576 году художник отправился в Испанию.