В девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа и одновременно возросло влияние на художника испанской мистики. Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя. Творчество Эль Греко повлияло на многих толедских художников, но его индивидуальной манеры придерживался только сын — Хорхе Мануэль, вскоре, однако, сменивший занятия живописью на архитектуру. Однако надолго художник в Риме не задержался: в этот период в Риме буквально боготворили Микеланджело, Эль Греко же позволил себе критически отозваться об одной из его фресок, что вызвало ненависть коллег, Эль Греко пришлось уехать. Но именно он сказал Эль Греко, назвавшего себя «всего лишь художником»: «Будь это так, я бы тобой пренебрег, но ты воздействуешь на людей«.
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, не были поняты современниками. Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения. Лучшие художественнее галереи мира начали сражаться за них ровно сто лет спустя, когда Эль Греко был заново открыт как художник и провозглашен и предтечей модернистской живописи 20 века. Блестящий расцвет испанской живописи начинается с появлением в 1576 в Испании художника Доменико Теотокопули, прозванный Эль Греко.
Мужчина, лицо которого видно над святым Стефаном (искусствоведы предполагают, что это может быть автопортрет художника) и мальчик, жестом как бы заостряющий внимание зрителя на совершающемся мистическом чуде, -- это сын Эль Греко. Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник». В течение почти трех столетий творчество Эль Греко совершенно не признавалось даже художниками и теоретиками искусства.
Эль Греко— не фамилия художника, апрозвище, отсылающее кего греческому происхождению. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства. Франсиско Пачеко, художник и теоретик искусства, посетивший Эль Греко в 1611 году осудил эту идею, а также его манеру письма широким мазком50. Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Современные художники также вдохновлялись искусством Эль Греко.
В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось.
Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались.
В 1576 году художник отправился в Испанию. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул».
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
На картине изображён Христос, смиренно принимающий жестокость в отношении к нему – совлечение одежд. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Именно венецианские художники научили Эль Греко рисовать и компоновать сложные, многообъектные ландшафты вдохновение он черпал во внутреннем свете – который, кстати, особенно хорошо давал о себе знать при работе в кромешной тьме. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Maurice). «Микеланджело – хороший парень, но рисовать он не умеет. » – от своего мнения Эль Греко не отступит до конца жизни.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. 1572). В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Скажем пару слов о деталях данной картины.
К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Особенно тем из читателей, которые собираются в Грецию будущим летом.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Художник и сам полюбил этот город. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Однако, это не совсем так. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Хорошие отношения с семейством Кастилья принесли бы Эль Греко крупные заказы на работу в Толедо. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
То немногое, что нам известно о работе Эль Греко на Крите, подсказывает, что, живя на родине, он был одним из многих и писал стилизованные лики и фигуры, расположенные на плоском золотом фоне. Поступали ему заказы и из других мест. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Художник изображает, как святые с чисто человеческим состраданием склонились над безжизненным телом графа, одетого в рыцарские доспехи.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Сейчас он находится вТоледо.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»).
До 2014 года осталось ровно 6 месяцев, а, значит, подготовиться к нему следует заранее. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар.
Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. И, если бы не неудачное выражение по поводу к тому времени усопшего Микеланджело, если бы не готовность грека «записать» более целомудренными фресками микеланджеловский «Страшный суд», то Эль Греко, возможно, прославился бы как художник Итальянского, а не Испанского Возрождения.
Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов.
Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты.
И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен.
Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. l. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Он изображает жертвоприношение Исаака. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны.
Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса, президента Кастильского совета (ок. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение.
1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Не осталось унего иучеников. f.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Один из них стал для Эль Греко роковым. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Однако вряд ли это справедливо. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Тому есть несколько причин. Профессию отца унаследовал его старший брат, Манусос Теотокопулос, который, кстати, сражался бок о бок с Мигелем де Сервантесом, автором бессмертного «Дон Кихота», в морском сражении при Лепанто, где силы католической Европы столкнулись с могучим турецким флотом и разбили его наголову. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось.
В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег и без того ревниво относящихся к чужакам.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Был известен своей благотворительной деятельностью. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца.
Композиция резко делится на две части. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел.
Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он исчитал его гениальным живописцем, мастером рисунка. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Возврат к воспоминаниям молодости не стал, однако, главным импульсом для создания этого во многом загадочного произведения. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Город оказал на него огромное воздействие. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. С 1577 жил и работал в Испании.
c. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Он не воспринимал манеру римско-флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Один из них, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо, он украсил скульптурами в других случаях Эль Греко конструировал сам каркас алтаря.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
При этом он был человеком Ренессанса. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Мы знаем об этом человеке мало. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях.
О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. Стефан и Св. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Его яркая индивидуальность изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами.
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Правая рука выглядит расслабленной. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз).
Ко времени приезда Эль Греко в Рим, Микеланджело и Рафаэль уже оставили этот мир, однако по-прежнему являлись примером для подражания молодых художников. Он соединил в своем творчестве Восток и Запад, навыки византийской иконописи и западноевропейской живописи.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Но все неузнаваемо преображено художником.
В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Луки.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Ильдефонсо4. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Эль Греко не является исключением из этого правила.
Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Слава Богу, что так. Как пишет Т. П. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Эту картину художник писал почти два года.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал этой церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
данным – ок. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Хорхе Мануэль Теотокопули родился в 1578 году, так же стал художником, помогал отцу в мастерской и продолжал повторять его композиции в течение многих лет после того, как унаследовал студию. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». e.
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Не сохранилось и личных писем живописца. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также.
1576) и др. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
«Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Зеничев). Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. По словам Дж.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Не избежал этой участи и Эль Греко. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века.
Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Любые изменения в иконописи считаются столь же недопустимыми, как изменения в тексе литургии. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. i.
Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Тогда же делался и полный расчет. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника.
Скажем пару слов о деталях данной картины. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
1600). Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков.
А для тех, кто напрасно будет искать на географической карте Лепанто, уточним: Лепанто – это греческий город Навпактос, где на центральной площади Мигелю де Сервантесу сооружен памятник, в знак того, что великий писатель (тогда еще будущий) фактически лишился здесь одной руки. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Августин и св. Причины недовольства короля остались неизвестны. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом.
Почему так произошло. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве.
В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, втот момент, когда Истина влице Христа стояла перед ним.
Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Но, похоже, художник работал и в скульптуре. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Впоследствии он неоднократно перестраивался. Это тоже плод его фантазии. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Эль Греко прибыл в Иберию, как странник, как скиталец, как завоеватель, мечтающий покорить этот суровый нравами край. Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
Это стало характерной чертой его зрелого стиля. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Грек по происхождению. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Вискусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, всвоей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы иТициана иТинторетто там определенно есть. Как это возможно. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек.
Подобных путешественников в то время было множество. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр.
Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ).
Эль Греко это удалось. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. К концу жизни художник был практически разорен. одухотворения и оцепенелости. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Но многие приемы абсолютно необычны. Это произошло в 1571 году. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Эта тема была близка Эль Греко. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Что, вобщем-то, справедливо.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Слева от него художник поместил колокольню Кафедрального собора, которая на самом деле при таком ракурсе должна была оказаться намного правее дворца. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Крит в те времена был владением Венеции.
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, — продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. На ней изображена гибель Святой Девы Марии.
Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. В земной зоне статична вся композиция, небесный ярус пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчеркнутым заметным перепадом масштаба.
В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника.