Первые уроки живописи брал у местных иконописцев. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего».
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. неоднократно возвращался). Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Эль Греко за низкую цену картину не отдал. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. В ней кризис и отчаяние человечества побеждаются надеждой на спасение. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев.
семье. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности— мир земной и мир небесный. данным – ок.
Э. Г. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Картина принесла мастеру огромный успех в Толедо, а история, связанная с длительной тяжбой, была вскоре забыта. В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца.
Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. персонажи у Э. Г. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий.
на о. Крите в греч. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Однако вряд ли это справедливо.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо.
Творчество Э. Г. Тому есть несколько причин. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Город оказал на него огромное воздействие. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. мастеров.
Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Почему так произошло.
В нем нет чувственности, нет сладострастия, довольства и самолюбования. Как это возможно. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Выступающая из сумрака толпа с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов взволнованна, тревожна.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). В известной мере Эль Греко проявляет себя здесь как восточный художник, который воспринимает пространство не в глубину, а сверху вниз и стремится увидеть не столько далекое и близкое, сколько низкое и высокое. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. оно было вновь «открыто» и вызвало огромный интерес во всем мире.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. переворотов и усобиц ренессансный «титанизм» поблек и сменился поиском новых, мистических путей. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Искусство Эль Греко можно назвать вневременным, поскольку языком живописи он рассказывал о ценностях, выше которых нет ничего на свете: о любви, милосердии, прощении. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. атмосфере зап. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сейчас он находится вТоледо.
также принадлежит серия изображений Христа, св. долгое время встречало непонимание, но в 19–20 вв. «Что писал Господь на земле.
Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину. Художник изобразил мучеников, к–рые взывают к Божьей Правде, ожидая победы над силами зла. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным.
Но, похоже, художник работал и в скульптуре. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Удивительны лица разбойников.
Уникальность стиля Эль Греко заключается в том, что он, получив первые художественные навыки в иконописной мастерской, оставался в глубине души иконописцем до конца своей жизни. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. 1610–14). Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). К этому периоду жизни Э. Г. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. (El Greco), собств.
относятся полотна «Изгнание торгующих из Храма» и «Исцеление слепого», написанные под сильным влиянием итал. писал преимущ. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Вера мастера в духовное обновление Церкви выразилась в серии «Изгнание торгующих из Храма» (тема, к к–рой Э. Г. Да, то, что мы видим здесь ирреально. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз.
Не осталось унего иучеников. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Стефан и Св. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали по земле влачили 77 раз будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Полуфигура Христа, обхватившего крест, дана на фоне голубовато-серого неба с пронзительно яркими всполохами света. К примеру, если мы взглянем хотя бы даже беглым глазом на полотна Микеланджело да Караваджо (16-17 века), то увидим, что образ Иисуса кардинально отличается от множества других образов живописца. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Был известен своей благотворительной деятельностью. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. школ. Одна из его последних работ посвящена Апокалипсису («Снятие пятой печати», 1608–14).
для храмов и м–рей, хотя его своеобразная трактовка свящ. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. АХристос пребывает как будто отдельно от них. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело.
Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо— старую столицу Испании.
Будучи невероятно популярным и модным художником, Эль Греко старался ни в чем не отставать от своих богатых заказчиков и друзей из высшего света. Т е о т о к о п у л и, Доменико (1541–1614) исп. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. жил и умер в Толедо. Наиболее известные образцы энкаустики — так называемые«фаюмские портреты» (по названию оазиса Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны): посмертные живописные изображения усопших, отличавшиеся объёмной светотеневой моделировкой форм, особым живоподобием и яркостью образов.
Но каждый из них вэтот момент находится внутри себя, они видят Христа— но вто же время не видят. Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, втот момент, когда Истина влице Христа стояла перед ним. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает. Последовал судебный процесс.
Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Выбили у Меня два зуба. В его работах нет тщательно выписанных деталей.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз.
В грудь и голову принял 58 ударений. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Художник прожил вего доме до конца своих дней. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело.
Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. художник.
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Род.
картин, написанных Э. Г., наиболее известны: «Эспольо» или «Снятие одежд с Христа» изображающая момент перед Распятием (1577–79), «Распятие» (1580–85), «Христос, несущий крест» (1590), «Поклонение пастухов» (1605), «Моление о чаше» (ок. Ок. Но воздействие на художника магии искусства этого гения эпохи Возрождения было, безусловно, значительным, даже несмотря на проявленное им скептическое отношение к его творчеству.
1605), «Сошествие Св. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Художник держался на нем гордо и независимо. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. 1560 он поселился в Венеции, затем работал в Риме. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
При этом он был человеком Ренессанса. Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей. Однако творчество его сформировалось в художеств. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Человек в зелёном крепко держит верёвку, привязанную к руке Христа и готовится сорвать с него хитон. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком.
Э. Г. — Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо.
Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера. На левом переднем плане три Марии горестно созерцают, как в кресте высверливают отверстия для гвоздей. Ярко-красный хитон Христа в центре приковывает к себе всё внимание зрителей, а затем переключает взгляд на Его лицо. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. Они не предназначены для поклонения.
Э. Г. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Самым ярким иконографическим примером техники энкаустики считается образХриста Пантократора (VI век), находящийся в Синайском монастыре.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью.
Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». К концу жизни художник был практически разорен. сюжетов нередко вызывала конфликты с заказчиками. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Лишь только покорное и вместе с тем мужественное терпение.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Среди библ. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Духа», «Пир у Симона–фарисея», «Встреча Марии и Елизаветы» (все три написаны oк. Семейства, апостолов. Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо.
В 1576 году художник отправился в Испанию. Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. 1600).
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Нанесли 72 очень сильных ударений.
Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен.
Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Что, вобщем-то, справедливо.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Слава Богу, что так. Толпа, заполняющая всю верхнюю часть композиции, представляет собой низменный психологический пласт.