В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Расцвет творчества художника связан с Толедо. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Здесь нет привычных эффектных мотивов. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя». Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия». Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Его имя не упомянуто в католических записях крещений, а его дядя был православным священником. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. Ильдефонсо. Драматичный и экспрессионистский стиль Эль Греко приводил в смущение современников, однако получил признание в XX столетии. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию. Что, вобщем-то, справедливо.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского». Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Эль Греко сделал Толедо своим домом. данным – ок. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. Он обращается к новому для себя сюжету. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. К концу жизни художник был практически разорен.
Поскольку Крит с 1211 года принадлежал к владениям Венеции, для молодого Эль Греко было абсолютно естественно продолжить свою карьеру именно там4. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. одухотворения и оцепенелости.
Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа).
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Последовал судебный процесс. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Человек в зелёном крепко держит верёвку, привязанную к руке Христа и готовится сорвать с него хитон. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело. Никос Хаджиниколау высказывает точку зрения, что «с 1570 года работы Эль Греко принадлежат не византийской или пост-византийской традиции, но западной-европейской. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты. По словам Дж. Причины недовольства короля остались неизвестны. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника». В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписывает критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэтей сократил их число до 285 подлинных произведений, а немецкий исследователь испанского искусства Хальдор Синер признал только 137. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, вконце которой он создал целый апостольский цикл.
Парадокс— критикуя и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния26. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». И, кажется, одним из первых осознал, что это невозможно сделать обычными изобразительными средствами. К итальянскому периоду его творчества относятся картины: «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Хорошие отношения с семейством Кастилья принесли бы Эль Греко крупные заказы на работу в Толедо.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Но все неузнаваемо преображено художником. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. 1576) и др. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. На картине «Страсти Христовы.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной.
При этом он был человеком Ренессанса. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Постоянно собирал библиотеку, которая всвое время была одной из самых блестящих вТоледо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Погружение в духовную атмосферу Толедо, средневекового города с древними монастырями, который являлся настоящим религиозным центром Испании, окончательно сформировало мировоззрение и своеобразный художественный язык Эль Греко. Толпа, заполняющая всю верхнюю часть композиции, представляет собой низменный психологический пласт. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Слава Богу, что так. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Композиции, проникнутые устремленным ввысь сильным движением, создают впечатление ослепительных видений, наполненных то просветленной радостью, то возвышенной скорбью. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами».
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения». И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности.
Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и вырабатывал свой оригинальный стиль. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Причины недовольства короля остались неизвестны. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел». Художник держался на нем гордо и независимо. Да, то, что мы видим здесь ирреально.
Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном». Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»).
Ильдефонсо4. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Увидеть эти художественные шедевры если не в одном ансамбле, то поблизости друг от друга — большое счастье.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Взгляд коня полон человеческой выразительности. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью.
Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. Как это возможно. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Эль Греко, хотя и очень сдержанно, но стремится подчеркнуть чувство, объединяющее трех Марий. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Что, вобщем-то, справедливо.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Искусство Эль Греко можно назвать вневременным, поскольку языком живописи он рассказывал о ценностях, выше которых нет ничего на свете: о любви, милосердии, прощении. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна. c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Это хорошо видно в«Исцелении слепого».
Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Стефан и Св. Как это возможно.
Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера.
Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Крит в те времена был владением Венеции. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна».
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Кандия была центром искусств, где восточная и западная культуры гармонично сосуществовали, где в течение XVI столетия творили порядка двухсот художников, организовавших художественную гильдию, по образцу итальянских6. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».
Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным.
Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа». Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. По словам Дж. Город оказал на него огромное воздействие.
Удивительны лица разбойников. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Эль Греко сделал Толедо своим домом. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Эль Греко за низкую цену картину не отдал.
Лучи света от летящего голубя озаряют стоящую фигуру Марии, сплетения облаков и головки херувимов подобны гирляндам из нераспустившихся бутонов. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Художник применяет столь высокий горизонт, что земля поднимается отвесно, а изображенные на ней фигуры словно соскальзывают вниз.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго.
Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта— и как светского портретиста и как мастера религиозных полотен. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане.
Однако, это не совсем так. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). В период 1570-х гг король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями.
Некоторые ученые полагают, что Филипп не одобрил изображение современников в религиозном сюжете37, другие полагают, что работы Эль Греко нарушили основное правило Контрреформации о главенстве содержания изображения над стилем38.
Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. — Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы.
Однако вряд ли это справедливо. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»). Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный». С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. АХристос пребывает как будто отдельно от них. «Что писал Господь на земле. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса».
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. Современные научные исследования выделяют важность Толедо для полного развития зрелого стиля Эль Греко и подчеркивают способность живописца приспосабливать свой стиль к окружению58. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Тому есть несколько причин. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Сейчас он находится вТоледо. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. f. Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии.
В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта». Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Это один из завершающих эпизодов Страстей. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу». Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией.
1572). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14).
По-разному реагируют люди на происходящее. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. В тот же период, другими исследователями были предложены альтернативные, более радикальные теории.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности. Сейчас он находится вТоледо. После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме она напоминает гигантский драгоценный узор.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим». В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Они не предназначены для поклонения. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. 1600). Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия». «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Но многие приемы абсолютно необычны. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко». Почему так произошло. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605).
Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микельанджело. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации». Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов». В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Фарфорово-бледный лик Христа с огромными, полными слез глазами, обращенными наверх и тонкие кисти рук, спокойно лежащие на вертикальной перекладине, свидетельствуют о смирении перед волей Отца, пославшего Его для искупления грехов человеческих.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Был известен своей благотворительной деятельностью. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей. На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Не осталось унего иучеников. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни». Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66.
Через послушание Богу этот человек вырастает ввысь как столп, за который может уцепиться божественный сын человеческий. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В 1570, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же, он познакомился с творчеством Микельанджело.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
В терновый венец на голове Иисуса вплетены едва заметные зеленые побеги в ореоле ромбовидного нимба, что дает надежду на спасение через страдание и физическую смерть. Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, — видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета— жжёной умброй.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Но поскольку о. Крит в те времена принадлежал Венецианской республике, то в возрасте 26 лет он отправился в Венецию и поступил на обучение в мастерскую Тициана. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века.