Картина испанского живописца Эль Греко "Благовещение", была написана в 1596-1600 годах. Картина Эль Греко Благовещение: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Эль Греко неоднократно возвращался к теме Благовещения, которая была близка его душе. Картина Эль Греко Благовещение продана на аукционе Sothebys в Нью-Йорке за 5, 877 млн долларов.
Картина Эль Греко «Благовещение» написана в 1576 году и стала своеобразным итогом его учебы в Риме.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. И отошел от Нее Ангел. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Остальные же находятся в потрясении и, словно сраженные излучением божественного огня, откидываются назад со взволнованными жестами.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус).
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. В период 1570-х гг король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний. Почему так произошло.
Цвета картины – яркие, нарядные, по-южному щедрые. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко». 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Однако вряд ли это справедливо. Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон. Крит вто время принадлежал Венецианской республике.
Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. Причины недовольства короля остались неизвестны. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. В заметных научных работах второй половины XX века, посвященных Эль Греко, была проведена переоценка многих интерпретаций его творчества, а также его предполагаемого византийства65. Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. c.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Доминирующие – красный и синий. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего».
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в Толедо, Испания, в монастыре Санто Домингос Эль Антигуо (исп. )русск. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Как и у Эль Греко, накидка Марии удивительно прозрачна и невесома. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, происходящему ночью, в неясной таинственной обстановке, где нет внешних примет действия.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). Эль Греко сделал Толедо своим домом. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
одухотворения и оцепенелости. Облака также созданы как бы из блестящего, подсвеченного изнутри вещества.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Из дошедших до нас документов видно, что с 1585 года он арендовал у герцогов Эскалона 24-комнатный комплекс, который служил ему жилищем и мастерской до конца жизни46. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
Но все неузнаваемо преображено художником. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Слава Богу, что так.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Они не предназначены для поклонения.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств).
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.
Здесь нет привычных эффектных мотивов. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Иконографический лик взирает на верующего и сообщает ему опыт присутствия, раскрывая истину о себе, свою красоту, говорит о своём подобии Богу и открывает сердце верующего для молитвы». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. При этом он был человеком Ренессанса. Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Как это возможно. e. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. l. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Колорит напоминает краски стеклянных витражей.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Взгляд коня полон человеческой выразительности. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Ильдефонсо4. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Как это возможно.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. f. По словам Дж. Удивительно прозрачной изображена кружевная накидка Марии: она струится. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Евангелие от Луки 1:26-38. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. i. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком.
Что, вобщем-то, справедливо. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Художник не избежал изображения традиционного символа этой добропорядочности – в правом нижнем углу он расположил корзину со швейными принадлежностями: они также в идеальном, абсолютно чистом состоянии, да и сама корзина сплетена из идеальных веточек лозы. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. — Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления.
Что, вобщем-то, справедливо. Цикл картин, предназначенных для мадридской коллегии августинцев, основанной придворной дамой Марией де Арагон, с течением времени оказался разрозненным, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Основные цвета картины: синий, золотисто-желтый, красный и белый.
Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Но многие приемы абсолютно необычны. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Именно в Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном от церкви. Город оказал на него огромное воздействие. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Можно сказать, что цель художника – создание идеального образа – полностью достигнута. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Свет и цвет неразделимы, ведь свет также, как и вся картина создан цветом. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Тому есть несколько причин. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа). Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Сейчас он находится вТоледо. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь.
Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Вживописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять ивоспринять. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Не осталось унего иучеников. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Тем не менее, Гарольд Уэтей отрицал авторство Моденского триптиха и в 1962 году выпустил каталог-резоне со значительно сокращенной базой работ. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Он обращается к новому для себя сюжету. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Сейчас он находится вТоледо. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».