Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Маврикия, 1580-82, Эскориал). В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. Впрочем, подобные объяснения характерны для нового и новейшего времен, при жизни Эль Греко никто его душевнобольным не считал. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз).
Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания.
Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. 1. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины: «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Скорее всего, процесс учёбы продолжался около трёх лет, а затем — и это уже абсолютно точно было в Кандии — мальчика отдали в обучение к одному из изографов (иконописцев) так называемой критской школы, опиравшейся на византийскую иконописную традицию в сочетании с некоторыми особенностями итальянской ренессансной манеры.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Что, вобщем-то, справедливо. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
И по крупицам восстанавливать биографию художника. По словам Дж.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Эль Греко не является исключением из этого правила. Христос был разгневан, увидев в Иерусалимском храме менял и торговцев, превративших священную обитель в торжище. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Как пишет Т. П.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписывает критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэтей сократил их число до 285 подлинных произведений, а немецкий исследователь испанского искусства Хальдор Синер признал только 137109. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Не избежал этой участи и Эль Греко. Впоследствии он неоднократно перестраивался.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно.
Как это возможно. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. e. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. В декабре 1566 года на аукционе «Оплакивание» было продано за невиданную цену — 70 цехинов (золотых монет имевших хождение как в Венеции, так и во всём Средиземноморье).
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Грек по происхождению. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Это тоже плод его фантазии. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Судьба художественного наследия Эль Греко сложилась печально, а его искусство оказалось чуждым эстетическим идеалам последующих эпох.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко— его глубокая внутренняя религиозность ипонимание сути христианства. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Что стало тому причиной. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
«Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. 1600). Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников».
В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Подобных путешественников в то время было множество. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Последняя дата была принята как в наибольшей степени достоверная. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Стефан и Св. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. С 1570 работал в Риме.
На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Зеничев).
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Многие свои работы мастер подписывал «О Kres» — «Критянин». Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Покинув Крит, Доменикос, больше не вернулся на остров. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Один из них стал для Эль Греко роковым.
Кроме того, в 1582 году в толедском суде, куда художника вызвали в качестве переводчика, он заявил, что «родился в Кандии» — тогдашней столице острова Крит, находившегося в XVI веке под властью Венеции. Однако вряд ли это справедливо.
Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Он соединил в своем творчестве Восток и Запад, навыки византийской иконописи и западноевропейской живописи. c. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Августин и св. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника.
В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. В 1967-1974 годах в венецианских архивах работал филолог историк и искусствовед Никое (Николаос) Панаиотакес (1935-1997). Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». f.
В документе он назван «стариком 65-66 лет от роду», что позволило утверждать: Доменикос Теотокопулос появился на свет либо в самом конце 1540 года, либо в 1541 году. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города.
Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. К одному из мастеров Георгиос Теотокопулос отдал в обучение юного Доменикоса. Учился, по всей вероятности, у местных иконописцев, еще сохранивших традиции средневекового византийского искусства. Венецианские мастера научили его организовывать многофигурную композицию в окружении яркого света. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Эту картину художник писал почти два года. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить.
Вероятнее всего, мальчик изучал ремесло в подворье монастыря Святой Екатерины Синайской, основанном монахами-синаитами в центре старого города в Кандии. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Будучи настоящим фанатом живописи Эль Греко, Панаиотакес отыскал в запасниках несколько важных документов, а затем в своих книгах и статьях попытался рассказать, какими были первые годы жизни Доменикоса Теотокопулоса. Мастерам критской школы заказывали иконы самые разные люди — православные монахи, священники, купцы, местные аристократы и даже венецианцы, для которых изографы разработали новую манеру письма — a la latina (то есть «на латинский манер»).
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Не осталось унего иучеников. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и вырабатывал свой оригинальный стиль.
1576) и др. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Однако, это не совсем так.
Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Maurice).
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Скажем пару слов о деталях данной картины. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан).
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Дэвис полагает, что религиозная среда Контрреформации и эстетика маньеризма стали толчком, приведшим к появлению индивидуального стиля Эль Греко. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Известно, что изначально художник создавал традиционные для поздневизантийской иконописи произведения, работая в Кандии. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось.
Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Известно по меньшей мере два изображения горы Синай, сделанных им позднее, в Италии.
Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. i.
Тогда же делался и полный расчет. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев.
Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Панаиотакес пишет о том, что после очередного восстания против венецианских властей, случившегося в 1526-1528 годах, отец художника, Георгиос, спасаясь от наказания (по всей видимости, он имел прямое отношение к восставшим), переселился из деревушки Кустагерако Селину, располагавшейся недалеко от нынешней Ханьи, в Кандию (современный Ираклион).
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Художник и сам полюбил этот город. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Мы не знаем, кто заплатил Эль Греко такую огромную сумму и почему. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Поступали ему заказы и из других мест.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. Первый факт: El Greco (или El Griego, на испанский манер) был учеником великого Тициана. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Причины недовольства короля остались неизвестны. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 10 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. К концу жизни художник был практически разорен. Неизвестно, сопровождала ли его супруга или Георгиос вступил в брак, уже обосновавшись в столице Крита, но зато мы знаем, что через несколько лет у него появились на свет сыновья. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Бассано, Якопо Тинторетто). Через пять лет после вступления в Гильдию Св. О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Современными учеными Эль Греко характеризуется как художник настолько индивидуальный, что не принадлежит ни к одной традиционной школе4. l. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». И, наконец, третий факт: Эль Греко был уроженцем Крита.
Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. данным – ок.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Скажем пару слов о деталях данной картины. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Практика создавать «филиалы» обителей на удалении была широко распространена в Средние века и позднее: возможно, вместе с монахами Синая в Кандию перебрались и мастера-иконописцы, которыми славился египетский монастырь. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Композиция резко делится на две части. Правая рука выглядит расслабленной. Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии.
Ильдефонсо4. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Так как фамилия Теотокис и производная от неё — Теотокопу-лос и в XVI и в XX столетиях считалась редкой, версия в пользу Фоделе «прижилась», хотя тот же Панайотакес и некоторые его коллеги, учёные-искусствоведы, справедливо полагали, что этот аргумент нельзя считать очевидным доказательством. С 1577 жил и работал в Испании. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах».
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Начался активный период творчества.
Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. При этом он был человеком Ренессанса. Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Прежде всего, остаётся спорным точное место появления Эль Греко на свет. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Причудливые изгибы судьбы живописца вдохновили его друга — монаха, проповедника и поэта Ортенсио Парависино написать знаменитые строки: «Крит дал ему жизнь и кисти, Толедо стал для него лучшей родиной, где, умерев, он шагнул в Вечность». В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Он изображает жертвоприношение Исаака. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Крит в те времена был владением Венеции. Однако, это не совсем так. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Сейчас он находится вТоледо. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Не сохранилось и личных писем живописца. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Луки.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Их влияние прослеживается в работах, созданных Эль Греко в 1567-1576 годах. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Вероятно, что здесь Греко стал учеником великого Тициана и испытал на себе влияние творчества Тинторетто. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микельанджело. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. 1572).
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Получив высокое звание, он открыл мастерскую в городе. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Лука, пишущий Богородицу с Младенцем» и «Оплакивание Христа с ангелами», в котором уже чувствуется слабое влияние живописи Ренессанса. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо.
Мы знаем об этом человеке мало. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Эта тема была близка Эль Греко.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. В частности, некий Леонидас Теотокис.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности.
На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. Почему так произошло. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Эль Греко это удалось. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Слава Богу, что так.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Сохранилось лишь несколько произведений: это «Успение Богородицы», «Св. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем.
Хотя и сегодня этот «ранний» период все ещё содержит много неизвестного. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». В документе 1563 года Доменикос назван «изографом».
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Это ещё одна загадка его биографии. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.
Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии.
Тому есть несколько причин. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Но, похоже, художник работал и в скульптуре. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Впрочем, Фоделе — красивое и тихое место, где туристы с удовольствием посещают руины византийского храма XI столетия и «дом-музей» художника, построенный специально для внимания путешественников.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Это значит, что начальное образование он получил вполне приличное. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий.
Город оказал на него огромное воздействие. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Сначала в 1531 году родился Ма-нуссос, а затем, через 10 лет, — Доменикос. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Тициан к тому времени уже умер, Тинторетто, Паоло Веронезе и Антонис Мор отказались ехать в Испанию. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами.
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
Однако только в Риме он смог обогатить свое представление о художественной эпохе в целом, почувствовать ее масштабность. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Сегодня у нас нет оснований сомневаться в этом. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.