В 1587–1592 годах Эль Греко написал знаменитое полотно «Апостолы Пётр и Павел». Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. «но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.
Через какие-то два десятка лет в Рим приезжает ученик Тициана Эль Греко и при виде фрески Микеланджело «Страшный суд» восклицает: «Буонарроти не мог хорошо писать». Однако надолго художник в Риме не задержался: в этот период в Риме буквально боготворили Микеланджело, Эль Греко же позволил себе критически отозваться об одной из его фресок, что вызвало ненависть коллег, Эль Греко пришлось уехать. Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.
Одно из самых значительных произведений Эль Греко. Эль Греко не имел последователей-современников и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма. В 1570 г. по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Говорят, что Эль Греко был взбалмошным, трудным человеком.
Эль Греко не имел последователей-современников и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского изобразительного искусства. От великого до смешного один шаг Еще мгновение и могло бы случиться, что вся композиция похорон, сделай этот шаг Эль Греко, показалась бы лишь зловещей буффонадой. Эль Греко пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. Недужное тело, еле передвигавшееся, носило одну из самых светлых голов века и недаром Франсиско Пачеко, посетивший Эль Греко, назвал его «великим философом».
Микеланджело, Тициан, Эль Греко — какое великолепное сплетение путей, подчеркивающих особенности школ, флорентийской, венецианской и новой испанской, усвоившей лучшие качества итальянцев и открывшей свой путь в искусстве. Искусство Эль Греко, в котором возобладало ирреальное, воображаемое начало, словно порождено велением времени. Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в Толедо, Испания, в монастыре Санто Домингос Эль Антигуо (исп. )русск. Среди романтиков XIX века лишь единицы, подобные Делакруа, видели в Эль Греко блестящего мастера. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.
Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года в Толедо. Умер Эль Греко в 1614 году, в возрасте 73-х лет и был похоронен в монастыре Санто Доминго эль Антигу, как того и желал. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства. По одной точке зрения, Эль Греко родился в деревне Фоделе близ города Кандия (современный Ираклион).
Манчини сообщает, что Эль Греко сказал папе, что если фреска будет сбита, он сам напишет новую, более пристойную и целомудренную123. Эль Греко не имел последователей-современников и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти— мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского изобразительного искусства. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. В Толедо Эль Греко окончательно перебрался в 1584 году: там он проживет отпущенные ему последние 30 лет, за которые создаст свои бессмертные шедевры. Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя.
Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Франциск и св. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Мерцающий воздух был накален, дрожал от страшного напряжения. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Особенно тем из читателей, которые собираются в Грецию будущим летом. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Он не воспринимал манеру римско. Картины Эль Греко, написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, не похожи на традиционные произведения церковной живописи. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Застыли фигуры людей. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. —Боль. Через миг мастерская художника была полна людьми. Это были еле уловимые призрачные частицы краски с лаком, напоминающие сверкающие капли людской крови, что делало изображение почти живым Да. Склонность просвещенного толедского общества к духовному самоуглублению отвечала внутренним устремлениям художника.
Интересна полемика художника иинквизитора оискусстве иего месте вмире религиозного фанатизма. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Однако понимания его творчество в Мадриде не встретило: венецианское многоцветье и микеланджеловские объемы были слишком чужды сдержанному и по-пуритански строгому вкусу испанских монархов прожив в Мадриде несколько месяцев, художник отправился в Толедо— старую столицу Испании.
Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Это была школа.
Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Все предельно сдержанно. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Смерть в 1598 году избавила его от непрерывных страданий. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего— в Ватикане. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
«Черный паук» Эскориала — так называли Филиппа II — скончался. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Августин и св. Эти картины с преобладающими тонами ультрамарина, призрачным светом ирреальным пространством, мно-гофигурными композициями открыли собой зрелый период творчества художника.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Тициан достиг при жизни всех громких званий и привилегий и именно в его студии встретил молодой Эль Греко Филиппа II — короля Испании, покоренного искусством Тициана и называвшего его «мой возлюбленный». Особенно ужасна левая рука кардинала. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Доменико (собст. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Но лишь для первого, беглого взгляда. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Поразителен был этот далекий век в Испании. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Между тем мир открыл его искусство не так давно: лишь к середине XIX века его картины признали заслуживающими внимания.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Монарх не замечал при жизни Эль Греко. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Искусство Эль Греко, уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя некоторые византийские традиции, достижения возрож-денческой культуры Италии и спиритуалистическую эс-тетику маньеризма, было порождено кризисным состоя-нием его времени. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Ильдефонсо4. Именно в Толедо Эль Греко и нарисовал наиболее известные свои картины впрочем, огромным успехом сейчас пользуется и его творчество римского периода. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Унизанные перстнями руки-щупальца. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия.
Ошеломляет композиция полотна с единственным, точно найденным прорывом в чистое небо, символизирующим прозрение, словно окно в другой мир, лучезарный, чистый, полный дивного покоя. Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Поздно пришла слава к Эль Греко: ведь ему было в ту пору пятьдесят лет. Это не была нищета люмпена, подобная жуткой бедности, постигшей старого Рембрандта. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. А вместе с ней пришла нужда.
Доменико Теотоко-пули, 1541–1614) — испанский художник греческого происхождения. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Сейчас он находится вТоледо. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Это произошло в 1571 году. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Но что это.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). f. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Поразителен колористический строй картины, необычный для Эль Греко.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. В какую-то долю секунды глаза мастера и короля встретились. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Но участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду, происходящему ночью, в неясной таинственной обстановке, где нет внешних примет действия. Причины этой опалы неясны и по сей день одни считают, что Эль Греко напрасно нарушил неформальный запрет на изображении живущих людей другим кажется, что в его картинах содержание слишком уж доминировало над стилем. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. И художника как бы открывали вновь. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Расцвет его искусства наступил в Испании. Художник будто проходил первые круги чистилища. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Тишина стала ощутимой. Уроженец острова Крит, Доминикос Теотокопулос получил прозвище Грек.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. В 1570 году Эль Греко уехал в Рим, где написал несколько работ, в которых ярко проявилось его ученичество в Венеции16. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66.
Тем не менее, Гарольд Уэтей отрицал авторство Моденского триптиха и в 1962 году выпустил каталог-резоне со значительно сокращенной базой работ. Потому так ярко горели костры и высоко в небо тянулась гарь от сжигаемых еретиков. Магдалина глядит вдаль. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины: «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Однако надо сказать к чести Теотокопули, что он не все перенимал у своего учителя. Крит в те времена был владением Венеции. Сила воздействия достигается, прежде всего, необычайной интенсивностью и красотой колорита. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств).
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Эль Греко тех лет — уже не просто имя художника, это эпоха в живописи, правда, не сразу понятая ибо Толедо, конечно, не был ни Римом, ни Венецией, где шедевр заставлял вздрагивать сразу многие сердца. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. «Кающаяся Магдалина».
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Дубовые двери распахнулись. Страдания. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Вот таким образом им не страшны века, они поистине вечны. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и вырабатывал свой оригинальный стиль. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. В нижнем ярусе господствуют черный и золотой цвета, в верхнем набор цветов гораздо многообразнее. Во всяком случае, документы, записи тех лет не сохранили следов их встреч. Икак только это произошло, стало возможно пришествие вмир Спасителя— Бог вышел навстречу человеку. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микельанджело. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике.
Так же внезапно, как появились, придворные во главе с Филиппом исчезли. Но зато как ослепительны и прелестны ее краски. e. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Устало отвернувшись, монарх шепнул что-то в пустое пространство, окружавшее его. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. И вот, как по волшебству (или это лишь чудесное совпадение. ), о творчестве толедского художника громко заговорила вся Испания. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа.
При этом он был человеком Ренессанса. В пыльном луче солнца беззвучно плясала веселая букашка. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе.
А для тех, кто напрасно будет искать на географической карте Лепанто, уточним: Лепанто – это греческий город Навпактос, где на центральной площади Мигелю де Сервантесу сооружен памятник, в знак того, что великий писатель (тогда еще будущий) фактически лишился здесь одной руки. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. В истории бывало, что величие того или другого таланта определяло время. Стефан и Св. Рубеж XV–XVI вв.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Зеничев). В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Наконец, Эль Греко назначил своими судебными представителями Пребосте и своего друга Франсиско Хименеса Монтеро и согласился на оплату в 2093 дуката126. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Не осталось унего иучеников. i. Почему так произошло. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Портрет особенно типичен для творчества Доменико Теотокопули.
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. К 1943 году Поллок выполнил шестьдесят рисунков работ Эль Греко, а в его библиотеке имелось три книги, посвященные критскому мастеру101. Однако, это не совсем так. Это во многом предопределило особенности творчества художника, в частности, его технику письма.
Согласно французскому писателю Теофилю Готье, Эль Греко был предшественником европейского романтического движения во всей его жажде странного и экстремального80. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Лишь в начале XX в. оно было заново открыто и стало своеобразной сенсацией в живописи. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. Как пишет Т. П.
Но многие приемы абсолютно необычны. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Огромное пятно винно. 1600). «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Позади грешная суета, палящие неодолимые страсти.
Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. Несколько месяцев спустя, 18 сентября 1572 года Эль Греко уплатил членский взнос в римскую гильдию Святого Луки как художник-миниатюрист29. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть.
Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Луки. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. l. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Замерли все. Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601). Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы становятся все более ирреальными.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Жаркие июньские лучи лета 1579 года лились в высокие окна толедской студии Доменико Теотокопули. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Зал Эль Греко.
В 1570 году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610–14). Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы.
Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Любопытно, что спокойствию лица мужчины противопоставлено мятежное небо. Ониделают егочеловеком.
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Уже первые его картины преодолели нормы классической традиции и нарушили все каноны церковного искусства («Поклонение имени Христа», 1579 «Мученичество св. Великие мастера-гуманисты любили свободу, правду, жизнь рода людского.
Слава Богу, что так.
Да и само искусство толедского мастера пребывало в забвении вплоть до начала XX века. Крупный нос, чувственные губы говорят о доброте и жизнелюбии. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. И как ни странно, это отсутствие аффектации придает особую магию кисти Доменико. Художник и сам полюбил этот город.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Город этот на тот момент был религиозным центром Испании – и ярко воплощал в себе великолепное прошлое, процветающее настоящее и несколько сомнительное будущее страны в целом. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого.
В возрасте 26 лет, в 1567 году, он отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Неловко сломалось тело покойного, отягощенное стальными латами. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Но время сохранило самое главное – его картины. Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом4.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Думается, что автор вложил много черт собственного характера в этот свой холст. Огромный высокий лоб, чистый, выпуклый. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Так невероятно свежи и бесконечно современны приемы Эль Греко.
Последние годы Эль Греко внешне почти респектабельны. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. И эта борьба холодных и горячих красок как бы рисует мятущуюся душу великой грешницы. Тому есть несколько причин. Гениальное искусство не знает смерти и вот таким образом не требует немедленных фанфар.
По выражению современника Пальма-младшего, он, «как опытный хирург, устранял опухоли на теле больного, вправлял руки и ноги». Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающим-ся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым тонам («Пир у Симона фарисея», 1609 «Вознесение Марии», 1613). Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью. Однако вряд ли это справедливо. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Хорхе Мануэль Теотокопули родился в 1578 году, так же стал художником, помогал отцу в мастерской и продолжал повторять его композиции в течение многих лет после того, как унаследовал студию. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Также он считал, что манера Витрувия искажать пропорции с целью скомпенсировать расстояние до наблюдателя порождает чудовищные формы. Грек по происхождению. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
С 1577 жил и работал в Испании. Затем наступало как бы второе рождение образа.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской итальянской и испанской. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. До 2014 года осталось ровно 6 месяцев, а, значит, подготовиться к нему следует заранее. В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586–88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Ей стали близки и драгоценны пустынная тишина, простор вечно юной природы. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Любовь к людям, вера в них скрыты в этой картине. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Характерными элементами произведений Эль Греко был сильно вытянутые фигуры и необычные, фантасмагорические цветовые решения. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Смерть. Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко— его глубокая внутренняя религиозность ипонимание сути христианства. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Нет. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Именно под этим именем он и вошел в историю искусства. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. К концу жизни художник был практически разорен.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Вспомните голубые и теплые колеры «Троицы» Рублева, мерцающее золото «Джоконды» Леонардо, коричневую мглу изборожденную бликами тяжелого света, у Рембрандта или сияющего почти фосфорическими красками лунно-серебристого Эль Греко. Лишь блеск глаз да едва заметные движения рук выдают их волнение.
Скрестив руки, немного отставив правую ногу, он молчал. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. «Микеланджело – хороший парень, но рисовать он не умеет. » – от своего мнения Эль Греко не отступит до конца жизни. Фра Хосе де Сигуэнса писал: «Здесь находится картина изображающая святого Маврикия и его воинов, написанная рукою Доменико Греко, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения.
Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Маврикия» (1580–82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Лучшие, самые славные годы жизни он проведет здесь. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Еле колышутся в воздухе факелы. Как это возможно. Композиция резко делится на две части.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. данным – ок.
Но к чему эти горькие параллели. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Причины недовольства короля остались неизвестны. Так после долгой зимней ночи наконец наступает поздняя заря. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. По словам Дж.
И, если бы не неудачное выражение по поводу к тому времени усопшего Микеланджело, если бы не готовность грека «записать» более целомудренными фресками микеланджеловский «Страшный суд», то Эль Греко, возможно, прославился бы как художник Итальянского, а не Испанского Возрождения. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
1576) и др. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Внутренней неброской экспрессией пронизан холст. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. В изображенные живописцем мгновения Магдалина счастлива, ее постигло чудесное очищение. Куда-то незаметно ушла византийская техника, приобретенная ранее Доменико.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Их надо видеть. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
Но все неузнаваемо преображено художником. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. c.
1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. «Мужская голова».
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. одухотворения и оцепенелости. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90.
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. На склоне лет Эль Греко создает пейзажную композицию «Вид Толе-до» (1610–14), в которой сумел выразить свое восприятие мира. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116.
Как поистине печально, что случай не столкнул Сервантеса и Эль Греко и что художник не оставил нам портрета, который был бы настоящим памятником великому творцу «Дон-Кихота». Старость настигла художника. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Двадцатилетний Доменико увидел, как могучий старец Тициан, схватив кисти «толстые, как метла», с яростью юноши бросился к чистому холсту и, намесив на палитре груду сверкающих красок, швырял их на полотно, намечая твердыми ударами основные массы фигур.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей. Maurice).
Этот холст — великий рубеж в творчестве Доменико. Город оказал на него огромное воздействие. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Художник внес в искусство Испании огромную духовную наполненность, ощущение дисгар-моничности, пылкую фантазию, условность изобразительных приемов. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В «Мученичестве св. Профессию отца унаследовал его старший брат, Манусос Теотокопулос, который, кстати, сражался бок о бок с Мигелем де Сервантесом, автором бессмертного «Дон Кихота», в морском сражении при Лепанто, где силы католической Европы столкнулись с могучим турецким флотом и разбили его наголову.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Крайне малое число художников Земли выдерживает такое испытание. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Ведь по одним и тем же каменным плитам мостовой Толедо ступали Сервантес, Лоне де Вега и Эль Греко. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников— знатных жителей Толедо века XVI. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Маврикия», 1580 и др. ). Андрей», 1590-95 «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600).
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Мы поражаемся, как мог папа Иннокентий, написанный в Риме Веласкесом и воскликнувший при виде его холста: «Слишком правдив. » — как мог промолчавший дон Гевара принимать столь зловещее свое изображение.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Британский историк искусства Дэвид Дэвис прослеживает корни стиля Эль Греко в его греческом христианском образовании и воспоминаниях о литургических и церемониальных аспектах православной церкви. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Ни одна мышца королевского лица не дрогнула. Но, больной, потерявший заказы и доходы, Доменико не согнулся, не сломался. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Что, вобщем-то, справедливо. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Странно, но судьба не свела их. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. И, пожалуй именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. 1572).
Тяжелые веки чуть прикрывают мудрые глаза, внимательно глядящие на мир. Эль Греко не имел последователей, его искусство на протя-жении трех столетий (XVII–XIX вв. ) было забыто. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега.
В этот период художник создает самую необычную и смелую картину «Снятие пятой печати» (1610–11), посвященной теме Апокалипсиса, в которой он сумел ярко и убедительно передать чувство трагического восприятия мира и обреченности. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.