Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале ХХ века. В 1915—1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель— её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками.
Александра Экстер – талантливый художник, ее творчество многогранно, а художественный опыт бесценен, работы находятся во многих музеях мира и в частных собраниях. 1915—1916— вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель— её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).
Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России.
Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года. Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством. Свои занятия традиционно начинала с Пуссена – гения композиции. В 1908 вместе с Бурлюком и Кульбиным организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-й и 2-й «Салоны» В. А. Издебского (1909/1910 1910/1911), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/1914 Рига, 1910), «Московского салона» (М., 1911), «Бубновый валет» (1910–1917 член общества), « 4.
Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга. Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914.
Александра Александровна Экстер – известная русско-французская художница. Система ее творческих взглядов складывалась в среде молодых художников-авангардистов, в числе которых были Александр Богомазов, Давид Бурлюк и их старший товарищ Николай Кульбин. Её детство июность прошли вКиеве– городе, открытом для контактов сЗападом имевшем тесные связи сКраковом, Дрезденом, Мюнхеном, Веной иПарижем. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ).
Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). В 1908–1914 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm».
Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест». Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество». В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе.
– в Москве, во ВХУТЕМАСе. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус. Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой.
Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Среди гостей иучеников упомянем Л. М. Лисицкого, И. М. Рабиновича, И. Г. Эренбурга, его жену Л. М. Козинцеву иеё брата, будущего кинорежиссёра Г. М. Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского. В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки». Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина.
Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер». В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916).
TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. В 1945 умер Г. Некрасов. Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме».
Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915. Художницей были также созданы и костюмы к первому в СССР фантастическому фильму «Аэлита» по одноименной повести Алексея Толстого. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х).
Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой.
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). «Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей». 1918–1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван-Димен (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва–Париж–Берлин, 1923). Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики.
Скончалась в 1949 году. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо. « Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ».
Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма. Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме. Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ».
Отныне художница работала восновном втеатре. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических. В Париже Ася Экстер преподавала в школе Фернана Леже, работала на киностудиях Франции и Германии. «Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ». Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников. Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910–1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905–1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912–1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография.
Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии.
Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. С 1907 года периодически бывала в Париже, где дружила с Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом и другими значительными фигурами авангардного искусства. Ее радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света с четкой и в то же время динамичной пространственной логикой. В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре.
В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. А. Экстер была участницей почти всех авангардных художественных выставок в России, в том числе в 1908 году вместе с Д. Бурлюком организовала в Киеве авангардную выставку «Звено», а в 1914 г. совместно с А. Богомазовым – выставку Кольцо.
Её заслуги ограничиваются не только замечательными произведениями, которые стали знаковыми в русском искусстве, но и изобретением (совместно с другими художниками) нового жанра Арт-Деко. Благодаря этим связям она встретилась с художником-футуристом и искусствоведом Арденго Соффичи – в период Парижских вечеров между ними возникла бурная, но непродолжительная связь, которую Соффичи весьма романтично и даже несколько фривольно описал в своих мемуарах, откуда она попала в мифические рассказы не очень компетентных критиков. Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». За границей Экстер занималась театральными и прикладными работами, создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер и др. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве.
Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой. Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Отец Аси был белорусом, мать – гречанкой.
Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников. Живу я ничего себе, много работаю.
В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ». Устроилась в Париже. Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес.
« Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
Да мало интересного, книг выходит мало и народу мало. Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены". Война помешала осуществлению этого проекта воФранции ипрошло целых десять лет, прежде чем в1925 вПариже состоялась Международная выставка декоративных искусств ихудожественной промышленности.
Проходила обучение в Киевском художественном училище. Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства. абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене). преподавала в Академии современного искусства в Париже.
Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо).
С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями. Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы. Работала в таких авангардных направлениях, как кубофутуризм, супрематизм и других. А. Экстер не оставляла преподавательскую деятельность и по приглашению французской стороны работала в Академии современного искусства, а также давала частные уроки. Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России. На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. То того нет, то другого. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Как театральный художник работала в Московском Камерном театре у полтавчанина Александра Таирова над костюмами и декорациями, а также в Киеве в Балетной студии Брониславы Нижинской (1918-1921).
Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах. В 1920-х гг. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ».
В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита). В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ). Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др. ), Франции (Салон Независимых – март 1912-го и др. ), в Италии.
Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время. Что делается в Москве.
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942.
В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Жил он под Нью-Йорком. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Занималась театральными и прикладными работами, в 1925-30 гг.
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов. Вопреки предвзятому мнению о модернистах сверхосторожного и ограниченного с исторической точки зрения искусствоведения, художники этого направления хорошо знали и высоко ценили многие аспекты искусства древности. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году. Что касается места, которое принадлежит ей в истории абстрактного искусства, оно еще подлежит утверждению.
В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. В течение 1910-х Экстер неизменно участвовала вмосковских ипетербургских модернистских мероприятиях. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. В 1918 после смерти мужа от холеры вернулась в Киев. Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ».
Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма). с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhorn Museum, 1980). Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба.
Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством. Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см. В 1921–1922 преподавала во ВХУТЕМАСе. Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление.
В 1924 году Экстер отправляется в Италию. Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус". Имя Экстер неразрывно граничит стеатром– оформление сценических постановок существенно расширяло возможности для расцвета её таланта.
Участвовала в создании парадной формы Красной Армии. Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра». Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. В 1885 семья переехала в г. Смела (ныне Черкесская обл. Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже.
Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. В их доме Александра Александровна организовала мастерскую и салон, ставший местом встреч многих киевских литераторов и художников-авангардистов. По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ».
В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ). Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга. У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. Раскрасить в зеленый, синий, красный цвет Фамиру, в кубизм Нерона, в футуризм «Три сестры», Бориса Годунова в симультанизм — смело, что и говорить.
в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Рабинович, И. И. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года.
В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер. Постепенно приводя своих студентов к Сезанну, часто повторяла: «Сезанн – это сегодняшний Пуссен». В 1921- 22 гг.
Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие. Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. Я выбрал и предложил ему по 30 долларов за каждую работу — мне стыдно было предложить меньше.
1917–1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. 1931). Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Тогда их вообще никто не покупал. Поставили в Камерном Театре «Виндзорскую проказницу» с декорациями ЛентуловаХудожник, сценограф и «Фамиру Кифаред» с декорациями ЭкстерХудожница-авангардистка, сценограф. Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ».
Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы.
Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. Последний потряс ее до глубины души. В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план. Именно она познакомила русский авангард с новациями французских и итальянских современников. Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье.
Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу.
А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу.
Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. Тышлер. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями. Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter.
Создала костюмы к фантастическому фильму «Аэлита» (1924 г., режиссер – Я. Протазанов). Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм.
Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ». Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ». В 1924 выехала в Италию для организации Советского павильона на XIV Международном биеннале в Венеции и осталась за границей.
В произведениях ощущается динамика цвета и форм. В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914). В 1914 оформила московские футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов». Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям.
Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. Вес» (1916 не издан). Постановка Ромео и Джульетты в 1920 году стала самым впечатляющим, самым барочным претворением в жизнь этого принципа вертикального построения сценического оформления. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923).
Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность. Родилась в Белостоке, её девичья фамилия – Григорович. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др.
Опыт абстракционизма вел её кновым художественным вершинам исполнения этих фигуративных иллюстраций. «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. То же можно сказать и о ее абстрактных картинах, вся мощь которых до сих пор остается недооцененной. Ретроспективные выставки прошли в Москве (ГЦТМ, 1986 ГТГ, 1988 Музей современного искусства, 2010) и в Петербурге (2002, ГРМ). В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Ее учениками были И. М.
Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). здесь разгулялось». В июне 1924 года ей наконец удалось выехать из Советского Союза под предлогом показа своих произведений на Венецианском биеннале. Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. Александра Экстер стала одним из основателей художественного стиля «Ар деко».
Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Индивидуальность проявлялась только в одном – насколько он способен понять законы жизни, насколько он готов пожертвовать во имя этих законов как раз своей собственной индивидуальностью, перевоплотиться в «чистый пластический элемент». Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена).
Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих).
Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Костюмы к «Аэлите» прекрасны. Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская.
Подолгу бывала в Париже, где несколько лет снимала мастерскую. В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ». В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». Открылся «Бубновый валет», не особенно интересный.
Оттуда они более не вернутся. Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями.
левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки. На родину художница больше не вернется. Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом.
Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). В 1924–1925 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке.
Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». А. А. Экстер родилась в 1882 году в городе Белосток, Гродненская губерния. Маринетти.
А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч. Родилась в Белостоке в 1882 году. Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-я Футуристическая выставка картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/1917) и др. В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". В Москве сейчас, как и везде, очень плохо с питанием.
Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение. За границей Александра Экстер продолжает работать.
В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех.
Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль.
Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера. Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ».
Она продолжила эти новаторства. она преподавала в московском Вхутемасе. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Лисимом.
Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М.
В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей.
Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. В свою очередь кино предоставило Экстер дополнительное или искусственное пространство и странные узоры костюмов и асимметрия и механические атрибуты оказались на месте в этом постоянно меняющемся окружении. Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино.
Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич. При этом работы художницы экспонируются и за границей. Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. Александра Экстер является одной из самых ярких представителей русского авангарда., но в.
В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912). Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Любопытно, что, уезжая из Киева, а потом из Москвы, Ася не забывала забрать дорогие для нее предметы быта, произведения друзей, рисунки и вышивки народных художников, которыми она увлекалась. Родилась всемье акцизного чиновника. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.
Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича. Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкина. По замыслу Нижинской ее балетные постановки целенаправленно исключали «индивидуальность танцовщика». После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). Дягилев помог с переездом в Париж, Фернан Леже сразу же пригласил к себе в школу преподавателем.
Выступала с публикациями по современному стилю одежды. Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения». Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха.
Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер. После Венеции Экстер уехала в Париж для работы над экспозицией советского отдела Всемирной выставки декоративных искусств. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. В качестве дизайнера по костюмам Александра Экстер сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922 – 1923). Александра Экстер известна также и как художник многочисленных балетных миниатюр для английских гастролей труппы Брониславы Нижинской 1925 года. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Александра Экстер не эмигрировала в Европу.
Украины), а затем в Киев. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.
её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России.
При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса.
После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости.
– 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Она открыла в мастерской своего дома художественный салон на парижский манер, в котором собирались друзья – художники круга авангардного искусства в Киеве. В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи.
Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974).
Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май–июнь 1918). Нивинский, А. Г. Выросла в Киеве, где закончила гимназию Св. Ольги и Киевское художественное училище (педагог Н. Пимоненко). И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы.
Последнее довольно отрадно. Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды.
Трудно поверить, что произведения такой удивительной свежести ифантазии были выполнены вразгар войны одинокой ибольной художницей, находившейся награни нищеты, очём свидетельствуют её письма кхудожнику Симону Лиссиму. Не эмигрировали, нет, просто остались. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне.
Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. В 1924 году оформляла советский павильон в Венеции, затем в Париже, где осталась навсегда. Её привлекал фовизм.
Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году. В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910. Под стать героине и «артистический костюм» : ее голову покрывает широкополая охристая шляпа, на плечо, словно полупрозрачный плащ, наброшена взметнувшаяся волной красочная тень. Я долго разыскивал работы Экстер. В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали.
В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». Это был период нового взлёта её живописи.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. В 1907 году Александра уехала в Париж.
Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления.
В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области.
О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. Тоже и с бумагой и перед тем, как печатать книгу, приходится бегать по всему городу и ее (бумагу) искать —не говоря уже о том, что она стоит в 5-6 раз дороже. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич.
Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр). В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана. И хотя до Студии многие из них уже получили образование их талант и мастерство обрели «форму» только благодаря Экстер – ее ощущению и пониманию нового искусства, ее совершенному вкусу и безошибочной интуиции. Это был русский еврей, сын киевского банкира.
В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии.
Эта постановка стала настоящим триумфом. Окончив в1906 КХУ, вкоторое она поступила в1901 вольнослушательницей, мечтала продолжить образование вПариже. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. Первая посмертная выставка художницы состоялась в Париже в 1972 году, через пятьдесят лет после издания первой прижизненной монографии вторая открылась в Москве в 1987 году – с последней прижизненной выставки Экстер прошло тоже полвека.
Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов. Движение. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. После Революции принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 г., по её эскизам шили парадную форму для Красной Армии. Она посещала мастерские Бранкуши и Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу Ивану Аксенову, автору замечательной книги Пикассо и окрестности, посвященной кубизму. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище.
Довольно надоедливо. Александра вышла замуж за своего кузена Н. Е. Экстер, занимавшего по тем временам почетную должность адвоката. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Лучисты.
Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль.
Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». В 1925-30 гг. « Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера.
Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Ее детство и юность прошли в Киеве – городе, открытом для контактов с Западом, культурном центре имевшем тесные связи с Краковом и Дрезденом, Мюнхеном, Ееной и Парижем. Экстер никогда не делила искусство на старое и новое, видя во всем закономерную эволюцию. Родилась в г. Белосток. 1900–1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др.
Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), Нью-Йорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin).
В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. В этом произведении благодаря работе с цветом фигуративные реминисценции поглощаются самостоятельными, чисто беспредметными планами. Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь.
В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых. В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов.
Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919).
И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. С 1916 под влиянием К. С. Малевича создавала беспредметные картины. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Москва) вРоссии. В 1892–1899 училась в женской гимназии св. Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра.
Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами. По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912).
В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская.
Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Футуристы. Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917). Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание.
Проблемы пришли позже. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Особенно интересны ее самостоятельные композиции, привлекают внимание методы использования художественного коллажа. Профессиональное образование начала получать в 1901 году в Киевском художественном училище, но в 1903 году в связи с замужеством прервала обучение, возобновив его лишь в 1906 году.
Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914).