Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку. Экспрессионизм в живописи также раскрыл такие особенности изобразительного искусства, как завышенное напряжение цветового контраста, укрепление энергетики формы благодаря деформации и употребления открытых кричащих цветов. Оставаясь по своему содержанию культурой спорной и противоречивой, экспрессионизм в живописи оказал огромное влияние на развитие изобразительного искусства.
Зарождение экспрессионизма в живописи необходимо искать в многообразии и богатстве немецкой культуры, послужившей основой этому направлению в искусстве. Экспрессионизм в живописи оказал огромное воздействие на развитие изобразительного искусства, невзирая на всю внутреннюю особенность и противоречивость. Попробую только схематично, неподробно рассказать об экспрессионизме в живописи, потому что тема колоссальна. Творчество готических мастеров, таких как Питер Брейгель Старший и Эль Греко, оказало влияние на живопись экспрессионизма.
Экспрессионизм был вдохновлен искусством символистов, но выступал против академизма и импрессионизма в живописи. Ряд исследователей считает, что наиболее последовательно идеи экспрессионизма в живописи воплощали немецкие, австрийские и чешские художники. Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи.
Кафка и Г. Майринк). Работы Отто Дикса, выполненные до 1924 имеют много общих черт с рисунками последнего. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен.
Не осталась в стороне и Германия. Экспрессионизм в искуствеС 1947 Поллок начал использовать в своей живописи дерзкие, революционные методы, которые стали предметом бурных дискуссий и, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства.
Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века.
Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф и Э. Нольде, О. Мюллер). Школа Шёнберга отходит от крупных симфонических форм, ясно ощущая, что атональность препятствует конструированию монументальных полотен. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
В архитектуре (Р. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Позже возникла группа «Синий всадник». Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам.
Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Тенденции:1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм3) безудержная эмоциональность4) абстракционизм. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского.
Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911-1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес Мост через Рейн, 1912-1914, Галерея современного искусства, Берлин). Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Этот жанр уже достиг однажды высочайшего расцвета в немецком искусстве XVI века.
Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего "яростно"-эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере.
Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Он создал отмеченные тонким психологизмом образы своих современников («Теодор Хейс», 1950). У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального критицизма, — оперу «Воццек». В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора. До 1943 г. жила в Берлине. В творчестве Шёнберга и др. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
К началу 1930-х гг. Философ указывает на 2 типа эстетического начала, называющиеся им дионисическим и аполлиническим. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей.
Живопись участников группы оказала значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма. Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты Ночь, Морг и др. ), Карла Хофера и Отто Дикса.
Мы не французы, мы немцы. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий Голод, 1924 г цикл гравюр на дереве Пролетариат, 1925 г. ) Кольвиц сближается с экспрессионизмом при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению (Памяти К. Либкнехта, гравюра на дереве, 1919-1920 гг. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Принцип выражения преобладает над изображением. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.
Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии.
Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). С помощью кисти художники совмещали свой протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Эти явления стали предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы на рубеже XIX-XXвеков.
В 1919-1933 гг. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Известными экспрессионистами называют Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ханса Хофманна. Мы внутри, а не снаружи».
Уже в ранних офортах и литографиях, созданных под влиянием графики М. Клингера, обнаруживаются характерные для Кольвиц драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Социальная напряженность тех лет и дала толчок для появления экспрессионизма. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». В 1911 г. художник возвращается в Вену.
Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. К началу нового периода объединения Мост и Синий всадник распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
В Зальцбурге он работал в летней Академии художеств. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.
Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Кокошка занимался и преподавательской деятельностью.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Он показателен, как поворотный пункт немецкой культуры и искусства. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Возникла в 1905 году. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Вайоминг). Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи.
Родители – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924-1932 гг. ). В 1911 г. художник возвращается в Вену. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. В 1954 Гросс был избран членом Национального института искусства и литературы.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). expressio – выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг.
Экспрессионизм (от лат. Иногда его связывают с общим духом эпохи иногда подчеркивают черты, отличающие его от других течений. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. (Э. Хеккель Двое мужчин за столом, 1912г.
еxpressio – выражение), направление в европейском искусстве развивалось в середине 1900- 1920-х годах (первой четверти 20 века), проявившегося особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Именно эти художники стали писать на улице с натуры, подняв значение этюда. Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Она страшная, эта музыка. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Одни обращаются к формам древнего искусства и воспроизводят в крайне искаженном виде или подражают африканской скульптуре (члены объединения «Мост») другие же ведут автономные поиски абсолютно иного языка (линия Архипенко). Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
В действительности понятие экспрессионизма в скульптуре не отличается ясностью. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Принцип выражения преобладает над изображением12. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. и второй пол. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914). Только спустя время это творчество получило четкое определение. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. На немецком языке писали также авторы т. н.
Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением.
Новый стиль в искусстве, который стал настоящим открытием, как для художников, так и для зрителей, развивался очень быстро и стремительно. В произведении, полном антропологического пессимизма, автор не столько рассказывает историю, сколько дает волю своему мрачному мироощущению, рисует образами Босха, где каждый герой – не свершившаяся тризна по душе и оттого абсолютное чудовище. expressio, франц. Для него характерны мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому.
Она организовывала выставки экспрессионистов и не только сама коллекционировала работы Кирхнера, Хеккеля и Пехштейна, но и поддерживала покупку картин экспрессионистов крупными музеями. В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». В 1912г.
Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Дикарьи ребенок — его идеалы.
Германия. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Экспрессионизм -- это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие.
Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. В сложном взаимодействии с театральным экспрессионизмом развивалось творчество молодого Б. Брехта.
Работы Ницше, которые стали апогеем новой философской мысли, призывали к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры. Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Черпая вдохновение в психоанализе Зигмунда Фрейда, с его приматом подсознательных эмоций, в философии Анри Бергсона, подчеркивавшей значение интуиции и памяти и в работах таких писателей, как Достоевский и Стриндберг, писатели-экспрессионисты стремились донести до читателя реальность субъективных ощущений и своего внутреннего мира. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908).
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля.
Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, в искусстве прошлого. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами.
Здесь он создает картины на религиозные сюжеты. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Лени. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Отличающийся экспериментальным подходом к художественному творчеству, экспрессионизм использовал оригинальные новаторские приёмы выражения: различные смещения, преувеличения, упрощения, создание завышенного цветового контраста и напряжённых острых контуров для усиления энергетики формы. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). Кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Как всеобщий символ экспрессионистской графики выступает гравюра на дереве. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Они противопоставляли хаосу современности пафос «первозданно» свободного восприятия мира, стремились к обострённому самовыражению («экспрессии») с оттенком анархического бунтарства.
Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Почти каждый из экспрессионистов оставил обширное, весьма значительное графическое наследие. Предшественником экспрессионизма считается постимпрессионизм, многие художники начала 20 века, рисовали в этой манере, но не относили себя к этому течению. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы.
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
У многих художников под влиянием роста революционного сознания экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптуре и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). Декорации и реквизит сводились к минимуму и часто выполнялись не в реалистическом ключе, сжатые диалоги давались в телеграфном стиле, действие развивалось не хронологически, а движения актеров были условны и стилизованы. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Одним из основоположников экспрессионизма считается постимпрессионист Винсент Ван Гог. Например, в драме Чапека R. U. R.
Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме «Кабинет доктора Калигари». Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Среди них — «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911).
Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910-1925. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Экспрессионизм (от фр. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Живописная фактура его полотен становится более плотной и весомой.
Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание, Давос Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне Лесорубы, около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Среди них -- «Бегство в Египет» (1911-1912), «Благовещение» (1911). Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.
Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Наметился не только географический сдвиг в трактовке экспрессионизма выявилось стремление его не столько к поиску новаторских способов отражения физического мира, сколько к передаче его чувственного, даже несколько, глубинного восприятия. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными.
Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. Оставшимся мастерам запрещали работать, отстранили от преподавания. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения "Мост" (Э.
Серии Восстание ткачей (1897-1898 гг. ) и Крестьянская война (1903-1908 гг. ) представляют собой развёрнутое повествование о восстании и его разгроме. Мне такое ограничение не нравится».
Экспрессионизм (от лат. – Только это может быть экспрессионизмом»). В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Первая выставка Моста состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной.
Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. Но все же определить коротко и точно, что такое экспрессионизм, по мнению Владимира Нейштадта, не представляется возможным: «Подобное определение неминуемо впало бы в догматичность. Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885-1886 гг. ) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888-1889 гг. ). Картины Экспрессионизм.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. фигурки, связанные с культом плодородия и имеющие нарочито преувеличенные половые признаки или средневековая скульптура, особенно отталкивающие изображения чертей и нечистой силы и т. п.
Принцип выражения преобладает над изображением. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача.
Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др.
Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. В конце 1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новая вещественность» или «веризм». Экспрессионизм овладел почти всей художественной Германией и всеми областями искусства: литература, кинематограф и многое другое. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». В 1950-е гг. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, вот таким образом раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Визуальные композиции экспрессионистов ярки, трагичны и эмоциональны. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Не оставил Кокошка и портретный жанр.
Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Ко вторым относятся Освальд Херцог, Вильям Вауэр и Рудольф Беллинг, в дальнейшем примкнувший к абстрактному искусству. Экспрессионизм (от фр.
В результате объединение официально прекратило существование. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В 1927-1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.
Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
Очень распространены мотивы боли и крика. Экспрессионизм (от лат. С конца XIX века в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Хотя немало работ изображают людей: балерин, актрис и даже прачек. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник.
С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Эволюция отд. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому».
Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Однако эти сочинения лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями экспрессионизма как направления, В творчестве Веберна экспрессионизм перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Так же В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др. ), где произведения представителей были более созерцательны по образному строю и большее внимание уделялось живописно – декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков.
справа). В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 «Буря или Невеста ветра», 1914). В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения.
В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжёлыми массами. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. Некоторые приёмы живописи этих художников заимствованы из ксилографии, технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие.
Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество -- «мост» в искусство будущего. Они же сделали палитру более светлой и свежей, а мазки смелыми. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Родилась в Кёнигсберге. Экспрессионизм (от лат.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Невнятность идеалов, усложнённый язык индивидуализм художественных манер и неспособность к конструктивной социальной критике привели к закату экспрессионизма, который совпадает во времени с установлением относительной экономической стабильности в Германии после 1924г. «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он— его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г. А. Недошивин). в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
– Гюбнер). Одни художники ушли в беспредметничество (В. Кандинский и др. ), другие обратились к примитивизму (П. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (О. Кокошка, Ж. Руо). За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии.
Очень распространены мотивы боли и крика. художник обратился к античной тематике и написал два монументальных триптиха («Сага о Прометее», 1950 «Фермопилы», 1954). Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. В такой манере художник пишет не только евангельские композиции, но и портреты и картины с символическим содержанием («Автопортрет с Альмой Малер», 1912-1913 «Буря или Невеста ветра», 1914).
Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Такого экспрессионизма, как в Германии, безжалостно отразившего настроения того периода немецкой истории, не было больше ни в одной стране. Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры.
Умер Поллок 11 августа 1956. То, к чему стремятся художники нового направления, может быть названо зрительной музыкой. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Члены «Моста» вместе и жили и работали.
В этом была их схожесть с фовистами. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами.
Экспрессионизм отражает такие эмоции, как боль, разочарование и страх, в работах художников часто присутствует мотив крика. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Bracke).
Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. В 1927 г. посетила СССР.
В экспрессионизме было много противоречий. Фильм пробудил интерес к внутреннему миру человека. Возник как отклик на социальный кризиспервой четверти ХХ века (также на первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения). профессор берлинской AX изгнана оттуда фашистами.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Принцип выражения преобладает над изображением.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альмонах Синий всадник. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Экспрессионизм картины усиливался выбором контрастных цветов, ярким выражением форм для того, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не дать им остаться равнодушными. «Осень» экспрессионизма была трагичной. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого.
в 1925). Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. В экспрессионизме было много противоречий. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос "первозданно" свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих».
этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие.
«Мост»-Фриц Блейль, также члены дрезденской «Группы 1919» Кристоф Фоль и Бернгард Кречмар и это лишь некоторые имена. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев.
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Достоевского.
При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). В него вошло четверо художников-экспрессионистов. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией.
Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Ранний экспресионизм. Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А. фон Шамиссо (1916) и др. Само название этого направления (от лат. График и скульптор. В 1910г.
Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Его живопись станет нежней.
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. плакаты, созданные в 1920-е гг.
В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю модерн (югендстиль).
Некоторые произведения фигурировали на выставке «Дегенеративное искусство» в 1937 г., злобной насмешке над авангардом. Очень распространены мотивы боли и крика. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику.
Первым фильмом, который ознаменовал собой переход немецкого кино в русло экспрессионизма, был «Пражский студент» режиссёра Стеллана Рийе, снятый в 1913 г. «Пражский студент» впервые вынес на экран тему, которая впоследствии стала наваждением немецкого кино, -- тему глубокого, смешанного со страхом самопознания. Эта задача привлекла немецких скульпторов, объединившихся в группу «Ноябрь» (Хётгер, Эми Рёдер, Гарбе, Макс Краузе, Милли Штегер, Беллинг, Матаре). Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей. История новейшей западноевропейской живописи разветвляется и разделяется, начиная спостмодернистов, на два основных и резко отграниченных течения: первое исходитиз Сезанна, второе — из Ван Гога первое через Пикассо и Татлина находит выход в производственном искусстве (его предтечей надо считать современный русский конструктивизм) и тем самым пролагает дорогу жизненному искусству пролетариата второе через Матисса, Поля Клее, Кокошку и Кандинского упираетсяв тупик самодельной, субъективно-эмоциональной, по формам анархичной игрычистыми красками и линиями. Художники обращаются к литературным темам иллюстрируют романы Ф. М.
В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Экспрессионизму характерна усиленная выразительность, откровенность. Импрессионисты давали иллюзию реальности окружающего мира, а через экспрессионизм выражалась реальность настоящего времени и внутренних эмоций. Экспрессионизм выдвинул истину, забытую импрессионизмом. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому.
Картон, масло, темпера, пастель. Портрет доктора Нейссе (1927) – характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами. Кете Кольвиц – немецкая художница, экспрессионист. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. В 1917-1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов.
А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.
Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Любое полученное впечатление отражает движение от внешней среды к внутреннему миру человека, отражение воспринимаемого объекта в сознании воспринимающего субъекта. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна.
Ряд офортов из серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненый солдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные с развороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Экспрессионизм стремился предать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность иррациональность образов. В 1890 г. начала заниматься гравюрой – офортом, а позже литографией и ксилографией. е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г. Гросс, О. Дике). Также как и в импрессионизме, здесь сохранился такой элемент, как изображение мгновенного впечатления, который способен передать всю глубину переживаний. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения».
С 1953 г. художник жил на Женевском озере в Вильнёве. Ланга, П. В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует.
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Здесь он и скончался в 1980 г. Чаще всего импрессионисты обращались к пейзажу, поскольку в изображении природы находили больше всего повода «поиграть» подвижным светом, яркими красками и воздушной перспективой. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника— Арнольда Шёнберга и у его учеников— Альбана Берга и Антона Веберна. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер.
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Это— высшее достижение музыкального экспрессионизма. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью.
В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального. Предпочтение в картинах отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Германия также не осталась в стороне. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому.
Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М.
Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, Скульптор В. Лембург и др. Во второй половине 1920-х гг. Все остальное – хаос, сплетение случайностей. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. Первая мировая война 1914-1918 гг. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Первый воплощает то, что услышал в себе самом, второй — то, что увидел в себе. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева.
В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». На рубеже XIX-XXвеков в Германии и Австрии зародилось и получило развитие одно из самых неоднозначных направлений авангарда-экспрессионизм.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Среди первых выделяются В. Лембрук и Э. Барлах. Художники обеднения Мост (1905-1912гг. ). Вот таким образом можно отнести к этому направлению работы похожей направленности, но не в чистом виде, а как симбиоз новых интересных направлений. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в поэзии немецких поэтов Георга Тракля, Франца Верфеля и Эрнста Штадлера.
Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Но она страшная.
Кёльнский собор потрясен до основания». В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани. В новой манере были написаны преимущественно камерные пьесы. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
91 х 73, 5 см. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи.
В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Герман Бар писал об этом периоде: Вопль искусства в темноту, оно вопит о помощи, зовет дух: это экспрессионизм. литографии Демонстрация, 1931 г, Мы защищаем Советский Союз, 1931-1932 гг. ). Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Э. Мунк «Крик» (1893). В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Первый период.
После окончания Второй мировой войны художник вновь отправился в путешествие по Европе. Очень распространены мотивы боли и крика. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.
Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. Впечатления, полученные во время поездок по европейским странам, отразились в полных света и воздуха пейзажах («Вид Зальцбурга», 1950).
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос первозданно свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению (экспрессии), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль». (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессиониз получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет в солдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США). О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Многие художники, которых сейчас считают олицетворением этого направления, отрицали свою принадлежность к нему. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. В Германии художник был видным деятелем авангарда.
е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века.
Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения. Ярче всего принципы экспрессионизма выявились в искусстве Германии и Австрии.