Картины лучших современных экспрессионистов – в галерее русских художников Les Oreades.
Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие. Проблема экспрессионизма в России решалась неоднозначно. Банальность, уродливость и противоречия послевоенной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения и тревоги, которые они передавали при помощи угловатых искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату.
Основными принципами течения стало сознательное искажение реального мира, придание предметам утрированных и угловатых форм. Эти специфические свойства произведения послужили основой идеи плоскостности картины, созданной Клементом Гринбергом. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Полотно, с которого следует начинать разговор про лучшие картины импрессионистов. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Художники искали новые, агрессивные образы, стремились выразить средствами живописи тревогу, дискомфорт. В тот период творчества, когда создавалась «Олимпия», Мане был увлечен японским искусством и вот таким образом намеренно отказался от проработки нюансов темного и светлого. К началу 20 века, накануне первой мировой войны и во многом под влиянием ощущения тревожности, охватившего всю Европу, оформилось течение, получившее название «экспрессионизм», последователи которого избрали темой своего творчества отображение самых неприглядных и безрадостных сторон окружающей действительности. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Эволюция отд. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др.
Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. Они были недовольны своим архитектурным образованием, они начали сходиться для коллективных сеансов рисования с натуры. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века.
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения.
В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов.
Всего их в короткой жизни Маке было 78. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов.
Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Мне такое ограничение не нравится». Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли. Кёльнский собор потрясен до основания». Экспрессионизм (от фр.
Франс Клайн Фигура Восемь, 1952. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо.
Как и большинство новаторских направлений, это течение не сразу было принято в обществе. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов.
Из-за этого его современники не увидели объемности изображенной фигуры, посчитали ее плоской и грубой. Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире. Это вызывающее «шок» искажение было подчинено внеэстетической задаче – прорыву к «полному человеку» в единстве его сознания и бессознательного. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. И уже ничто не имеет значения. Мы внутри, а не снаружи».
Экспрессионизм не приемлет подчеркнуто дорогой отделки избыточного декора и вообще лишних вещей. Философско-эстетические воззрения экспрессионистов обусловлены влиянием теории познания Э. Гуссерля об «идеальных сущностях» интуитивизмом А. Бергсона, его концепции «жизненного» порыва, преодолевающего косность материи в вечном потоке становления. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. Очень распространены мотивы боли и крика. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства.
В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета. Восприятие мира через художественное и личное представление позволило художникам вести разговор со зрителями с помощью таких необычных художественных проявлений. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа.
Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Актёры, отвергая необходимость достоверного раскрытия психологии человека, утрировали жест и мимику, создаваемые ими образы приближались к маске. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
Очень распространены мотивы боли и крика. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Холст, масло.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. Германия также не осталась в стороне. Теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид писал: «Он (художник) не отражает – он изображает. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем.
Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Bracke).
По крайней мере, если такие произведения в обозримом будущем появятся, они произведут фурор. В этом была их схожесть с фовистами. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Лени. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века.
была развита так называемая «бесформенная живопись». К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Она неоднократно повторялась в его творчестве. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
Картон, масло, темпера, пастель. – справедливо задавался вопросом В. Нейштадт. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран.
Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917).
Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх.
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную варварскую непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Его живопись станет нежней. Члены «Моста» вместе и жили и работали.
Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм). Частное собрание. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Далеко, не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже, Марк, Кольвиц, Гуттузо) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой 20-го века.
Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, ldquoСиний всадникrdquo представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Вне всякого сомнения, пристальное внимание к феномену сновидения также роднит психоанализ с экспрессионизмом.
Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества.
В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. В результате объединение официально прекратило существование. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Термин экспрессионизм впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала Штурм (Der Sturm). Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого.
Дега сравнил известность Мане, завоеванную посредством «Олимпии» и мужество, с которым он принял критику, с историей жизни Гарибальди. Мир внешний, мир материи растворяется в бесконечном потоке субъективных экстатических состояний, приближающих поэта к разгадке «тайны» бытия. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм.
Сложились различные ответвления экспрессионизма. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм».
Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Экспрессионизм (от лат. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. с его светлым, аполлоническим в своей основе началом.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Фото выше позволяет понять, что представляет собой картина «Голубые танцовщицы». Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Тема танцовщиц была близка Дега. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени).
Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Наиболее важное в творчестве: автоматизм – творческий процесс, а не получаемый результат. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. В их работах нет ничего изобразительного, но они выполнены с такой эмоциональностью и энергией, что их смело можно назвать экспрессионизмом. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке.
За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX. Этот «апостольский» лозунг действительно охватывает всех разнородных, по другим признакам, поэтов экспрессионизма». На немецком языке писали также авторы т. н.
Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Экспрессионизм как художественное направление в литературе (а также в живописи, в скульптуре, графике) сложился в середине 90-х годов XIX столетия.
Мы не французы, мы немцы. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). Сам термин «экспрессионизм» происходит от французского «expression», что означает «выразительность».
Выполнена она пастелью на бумажном листе размером 65х65 см и принадлежит к позднему периоду творчества художника (1897 г. ). Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. «Искусство действия» квинтэссенция идеи о превалировании творческого акта над его результатом, с другой стороны оно воплощает другую характерную тенденцию искусства 20-го века – стремление уничтожить грань между искусством и действительностью, растворить художественный жест в окружении, спонтанно протекающих процессах жизни. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
В настоящее время картина хранится в Музее искусств им. Акция – так, обобщая, называют «искусство действия», заменяющее художественное произведение жестом, разыгранным представлением или спровоцированным событием. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. – Только это может быть экспрессионизмом»). Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В.
Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Своими корнями «искусство действия» уходит в первые десятилетия двадцатого века, в творчество футуристов, дадаистов и сюрреалистов. Экспрессионизм (от лат. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Родился в Витебске 24 июня.
В 1910г. Возник он как острая и болезненная реакция на Первую мировую войну и революционные движения. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Для выражения своих чувств и эмоций художники использовали яркие, кричащие краски или темные оттенки, делающие картины мрачными и пугающими. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами.
Но с приходом к власти нацистов все изменилось. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам. Кафка и Г. Майринк).
В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы).
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Кокошка, Ж. Руо). Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Неровные края по периметру привносят эффект вибрации. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма».
Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным. Заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании. Август Маке в статье «Маски» сформулировал цели и задачи новой школы: «искусство превращает в понятное и постижимое сокровенную сущность жизни». Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта.
Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Все становится связанным с вечностью» («Экспрессионизм в поэзии»). И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода.
Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Автоматизм в их версии, перестал быть механической стенографией и приобрел свойства индивидуального почерка, со временем превратившегося в устойчивую стилистику.
Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. В ранний период своего творчества, до 1920-х гг., он использовал характерные для экспрессионизма свободный выбор очень ярких красок и рисунок, состоящий всего из не скольких сильных линий. Наиболее же яркими представителями экспрессионизма в скульптуре 20 века были Эрнст Барлах и Альберто Джакометти. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Именно протест против старой культуры зародил футуризм.
Маслом по холсту написаны не все перечисленные в статье известные картины импрессионистов. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). В 1917 он вернулся в Вену. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. В настоящее время картина принадлежит Музею Орсе в Париже.
Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны.
Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались.
В основном теперь его полотна изображали пейзажи и религиозные сюжеты. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. 91 х 73, 5 см.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от фр. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Этим обусловлено отсутствие заботы об изысканности формы.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Картины, написанные им, передают глубокий смысл, вскрывая социальные проблемы. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх.
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. Принцип выражения преобладает над изображением12. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Поживем — увидим.
На городских картинах показаны преступления и разврат бывших солдат, потерявших себя. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма».
А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями.
Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. Возникла в 1905 году. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор.
Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. – Только это может быть экспрессионизмом»). В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. Художник любил крупный формат. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Холст, масло.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Превосходство поэта – в неучастии «в делах толпы», в отсутствии прагматизма и конформизма. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов».
Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
Bracke). Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
expressio — выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Он погиб в 28 лет на фронте во время франко-прусской войны.
Еще в годы обучения в лицее он стал увлекаться живописью. Многие критики считают, что по гармонии цвета и композиции «Голубых танцовщиц» можно считать лучшей работой художника на данную тему. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Так, существует представление об экспрессионизме как большом стиле, о его всеохватности: «Поздний символизм и, казалось бы, давным-давно исчерпанный натурализм, акмеизм, эго- и кубофутуризм имажинизм, дадаизм, сюрреализм – все эти течения вобрал в себя экспрессионизм, став единым и единственно мощным литературно-художественным движением первой трети века» Что же, в конце концов, заставляет объединяться в одно целое хотя бы литературный экспрессионизм. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Вайоминг).
Администрация была вынуждена поставить охранников вокруг нее. В экспрессионизме ландшафт потрясенной души предстает как потрясения самой действительности. В архитектуре (Р. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.
Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского.
Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Переехав в Париж, завел знакомство с К. Моне и О. Ренуаром. Эта выставка стала судьбоносной для мира искусства. В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице.
– Гюбнер). Впечатленный (не в лучшем смысле) работой Моне, название которой на оригинальном языке звучит как «Impression, soleil levant», журналист Луи Леруа впервые ввел в оборот термин «импрессионизм», обозначив им новое направление в живописи. К сожалению, художнику судьбой был уготован короткий жизненный путь. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг.
Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т. expression – выразительность) – модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверие первой мировой войны. Предшественниками экспрессионизма считаются Венсент Ван Гог – голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист, Джеймс Энсор – бельгийский художник – символист, Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина.
Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Так они придавали обычному пейзажу эмоциональную глубину, черты настроения и признаки времени. Среди представителей выделялись Макс Пехштейн иОтто Мюллер. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Несмотря на это, после Второй мировой войны популярность искусства экспрессионизма в Европе была очень низкой, во многом из-за господствующих в обществе антигерманских настроений экспрессионистам все еще не могли простить националистические взгляды, которыми многие из них бравировали в начале века. Германия также не осталась в стороне.
По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Вайоминг). Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер.
Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Объединенные общими идеями и мировоззрениями, художники начали создавать группы единомышленников. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Только поэту, считают экспрессионисты, открывается космическая вибрация «идеальных сущностей». Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить.
Известные представители экспрессионистского кинематографа, в творчестве которых прослеживаются все эти тенденции: Ф. В. Мурнау, Ф. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Кандинский и др. ), другие обратились к примитивизму (П. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Стремление обнажить перед зрителем пороки общества, показать зло во всех его обличьях привело к появлению в произведениях многих экспрессионистов настроения разочарования и пессимизма.
Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: ldquoФалангаrdquo (1901 – 1904 гг. ), ldquo Новое мюнхенское художественное объединениеrdquo (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – ldquoСиний всадникrdquo. Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Умер Поллок 11 августа 1956.
В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить.
Клод Моне написал его в 1872 году с натуры в старом порту французского Гавра. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего.
Э. Мунк «Крик» (1893). После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник.
В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен». Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Собственно, об абстрактном экспрессионизме. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»».
Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Только тогда о нем стали говорить в широких кругах, а слава его начала быстро расти.
Только проходя сквозь человеческую душу, это впечатление приобретает истинное значение — и потому столь ценно для экспрессионистов свободное проявление чувств. Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга.
Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов.
Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Одна из них – это «Розовое платье», написанная в 1864 г. По всем признакам полотно можно отнести к раннему импрессионизму: колористические контрасты, внимание к цвету, солнечное освещение и остановленное мгновенье, то самое, что назвали «впечатлением». В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Экспрессионизм (от лат. Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. В нем реализуется одна из ведущих идей модернизма о процессуальном характере искусства.
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Однако его, пусть и немногочисленные, полотна по праву включают в список «Лучшие картины импрессионистов». Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Художники-экспрессионисты продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен, Вламинк). Все пороки бытия, уродливость и неразрешимые противоречия реальности вызывали у экспрессионистов чувства тревоги, раздражения, отвращения, которые они переносили на свои полотна при помощи гипертрофированных форм, угловатых и искорёженных линий, темной гаммы, грубых и быстрых мазков. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Аполлоническое начало противостоит дионисическому как искусственное противостоит естественному, осуждая все чрезмерное, непропорциональное. Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов.
Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому.
Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». В экспрессионизме было много противоречий. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. Цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, способен вызывать определённые эмоции, ему приписывали символическое значение. 21 Веберна.
В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. Именно вот таким образом музейные работники, критики, торговцы живописью да и сами художники неоднозначно трактовали этот термин.
Ланга, П. Действительность художникам этого времени воспринималась крайне субъективно, через призму разочарования, тревоги, страха. Не осталась в стороне и Германия.
Позже возникла группа «Синий всадник». Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. «Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским.
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Именно тогда в Дрездене возникла группа «Мост», объединившая таких художников, как Эрнест Кирхнер, Эрих Хекель, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и др. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы.
Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. «Не индивидуальное, а свойственное всем людям, не разделяющее, а объединяющее, не действительность, но дух» Датой возникновения экспрессионизма принято считать 1905 год. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Создавая композицию, художник свободно льёт, наливает краски на полотно. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ).
Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. В качестве модели выступала одна из кузин художника Тереза де Хорс. Она страшная, эта музыка. А. С. Пушкина в Москве.
В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). В творчестве Шёнберга и др.
Одни художники ушли в беспредметничество (В. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане.
Живопись Джексона Поллока поддерживается проекцией действия. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца.
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов. Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997).
Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Картины Экспрессионизм. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура.
В 1912г. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Но она страшная. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
Принцип выражения преобладает над изображением. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Отто же стремился запечатлеть все эти образы. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников.
Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. По его мнению, на этот вопрос дает ответ Курт Пинтус в предисловии к составленной им антологии современной немецкой поэзии «Сумерки человечества» : «Если стихи, собранные здесь, не принадлежат к какой-нибудь одной замкнутой литературной группе или школе, то все же должно быть нечто, что объединяет поэтов этой симфонии.
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. N-Y, собрание Виллиама С. Рабин.
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Художника обвинили в аморальности, вульгарности. В 1914 г. на полях сражений погибли художник Август Макке и поэты Альфред Лихтенштейн и Эрнст Штадлер. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). С 1920 по 1925 годы в берлинских киностудиях появилось такое явление, как экспрессионистский кинематограф. Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций.
В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями. Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты Ночь, Морг и др. ), Карла Хофера и Отто Дикса. Члены «Моста» вместе и жили и работали.