Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства. Von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см. : Экспрессионизм). Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка, Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин.
В отличие от экспрессионистов Дос Пассос при высокой степени обобщенности характеров сумел сохранить их жизненность. Визуальный «наезд» в своих художествах начали практиковать модернисты, футуристы и экспрессионисты ещё в начале XX в. Для экспрессионистов было вовсе не важным физическое подобие, они хотели выразить своё впечатление от предмета через образ. Для экспрессионистов все должно оставаться на стадии наброска, должно быть наполнено вибрирующим напряжением. В других странах яркими представителями экспрессионистов были – Оскар Кокошка, Макс Бекманн, Жорж Руо, Эдвард Мунк, Ян Слёйтерс.
Даже несведущему в искусстве человеку при рассмотрении картин импрессионистов и экспрессионистов будут заметны существенные отличия этих стилей. На следующем крупном аукционе произведений импрессионистов и модернистов (Sothebys, 25 июня) «немцев» не будет, зато будет австриец Эгон Шиле, а также французские фовисты, чьи полотна пользуются едва ли меньшим спросом, чем картины немецких и австрийских экспрессионистов. На ней была представлена блестящая коллекция современной живописи – Кокошка, Шагал, работы экспрессионистов и импрессионистов. Грамотная постановка ударения в слове экспрессионистов – один из главнейших признаков культуры речи.
А тут нас снова ждал грустный перечень самоубийств абстрактных экспрессионистов: Горки повесился в 1948 году, Поллок разбился пьяный на машине и почти одновременно застрелился Китчен – в 1956 году, а затем в 1970 до смерти себя изрезал Ротко, ужасающее было зрелище.
В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война). К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост».
В Э. — истоки обостренно-контрастного видения мира, характерного для мн. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др.
«Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. В экспрессионистских театрах (спектакли режиссеров К. Мартина, Л. Йеснера) актеры часто играли на наклонных сценических площадках луч прожектора вырывал из темноты героя, обращавшегося прямо к зрительному залу. Предисловие к антологии «Сумерки человечества»).
Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк. Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма.
Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. И уже ничто не имеет значения. Кричащее я художника вытесняет факт изображение заменяется выражением.
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга.
В своем привычном смысле термин попал в выставочный каталог «Синего всадника» в 1912 году. Экспрессионисты видели человека задавленным бездушным механизмом капиталистического мира. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Эволюция отд. Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух».
Но в отличие от символистов экспрессионисты, ориентирующиеся на интуитивизм А. Бергсона, сосредоточивают свои поиски в иррациональной сфере Духа. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. В. Кандинский, Ф. Марк и др. ), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства.
(режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др. ). Так нижний выполнен большего диаметра, чем верхний. Именно Харольду Розенбергу и Климентину Гринбергу мы обязаны изобретением названий живопись действия (Action Painting) и живопись цветных полей (Colorfield), с помощью которых были даны нарицательные имена в одном случае – красочной жестикуляции Де Кунинга и Поллока, а в другом – широким цветным полосам Ротко, Стилла и Ньюмана.
Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Koln, 1978 Richard L. Phaidon Encyclopedia of Expressionism. Экспрессионизм (от лат. В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Одним из ведущих жанров экспрессионистской лит-ры стала публицистическая драма, «драма крика», к-рой свойственны масштабность «вселенских» конфликтов, абстрагирован-ность образа человека, отрывистость «телеграфной» речи, резкость пластических ритмов (пьесы В. Хазенклевера, Г. Кайзера, Э. Толлера, спектакли Л. Йесснера и др. ).
Два объема в форме подковы установлены на опоры в форме столбов. В 1905г. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Der Expressionismus in Wort und Bild. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Принцип выражения преобладает над изображением12. Объемы сами по себе контрастируют.
Нольде советовал даже своим друзьям назвать группу не «Брюке», а «Ван Гогиана»), бельгийца Энзора, норвежца Мунка. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Периодом расцвета считаются 1905-1920 гг., т. е. время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (в Германии, прежде всего), когда именно Э. в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и потрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно — художественно-интеллектуальных кругов. Они же сделали палитру более светлой и свежей, а мазки смелыми. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами.
действительности, а «выражение» ее сути. Все остальное – хаос, сплетение случайностей. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». И если психологию экспрессионизм отвергает, то разум, напротив, занимает в нем господствующее положение.
После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Он объяснил: Когда работаешь над большой картиной, находишься внутри нее. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919).
Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Работа отмечена новшествами, характерными для начала 50-х годов.
В 1911 г. вМюнхене появляется знаменитая группа «Голубой всадник», в которую вошли художники, чье творчество оказало огромное влияние на живопись XX столетия: Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк, Август Маке и др. Собственно, об абстрактном экспрессионизме. Ф. Марк вслед за Кандинским стремился к выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Например, в драме Чапека R. U. R. Хотя немало работ изображают людей: балерин, актрис и даже прачек.
Это помогало выразить зыбкие душевные состояния. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Гравюра «Крик» (1895) последнего фактически является квинтэссенцией экспрессионистской выразительности.
И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. На немецком языке писали также авторы т. н. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. В этот период времени у многих менялось мировоззрение, а новые открытия в науке позволяли взглянуть на окружающий мир другими глазами. Социальная напряженность тех лет и дала толчок для появления экспрессионизма.
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. XX в., отразившее глубокий кризис буржуазного сознания одно из проявлений авангардизма. Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Вновь, как и в символизме, звучит противопоставление Духа материи. Немецкие писатели-экспрессионисты И. Бехер, Ф. Вольф, Р. Леонгард уже в 30-х гг. Философско-эстетические воззрения экспрессионистов обусловлены влиянием теории познания Э. Гуссерля об «идеальных сущностях» интуитивизмом А. Бергсона, его концепции «жизненного» порыва, преодолевающего косность материи в вечном потоке становления. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж.
Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т. п. «Не индивидуальное, а свойственное всем людям, не разделяющее, а объединяющее, не действительность, но дух» (Пинтус Курт. Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Несмотря на то, что фигура Ницше является центральным фактором, который спровоцировал появление экспрессионизма, это было не единственной причиной рождение нового направления в искусстве. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф.
В Россци Э. не получил развития как самостоятельное течение. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. Германия также не осталась в стороне. По всей поверхности нижнего объема расположены ленточные окна. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией.
иск-ве 10—20-х гг. Художникам, назвавшим себя экспрессионистами, мир виделся в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному, «природному» человеку. фр. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт.
Этим объясняется восприятие экспрессионистами реального мира как «объективной видимости» («Объективная видимость» – понятие, усвоенное из немецкой классической философии (Кант, Гегель), означающее фактографическое восприятие реальности), стремление прорваться сквозь косную материю в мир «идеальных сущностей» – в подлинную реальность. В архитектуре (Р. – Только это может быть экспрессионизмом»). Экспрессионизм ставил целью реконструкцию человеческой общности, достижение единства Вселенной через символическое раскрытие архетипов.
Характерно, что в изобразительных искусствах Э. наиболее полно проявил сущность своего метода в графике (сатирические рисунки Г. Гросса, офорты Фотелера): мир виделся в столкновении контрастов (черное – белое), в преувеличенной резкости изломанных линий, замещавших реальное многообразие деталей и красок. Опираясь на искания идеалистической философии (интуитивизм Бергсона, феноменология Э. Гуссерля) исходя из подчеркнуто субъективного отражения жизни, Э. в полемике с натурализмом импрессионизмом провозглашал целью иск-в а не изображение совр.
Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Экспрессионисты отстаивают «позицию конструктивной воли» и призывают пересмотреть основы человеческого поведения в целом. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. В музыке (А.
интеллигенции. Она страшная, эта музыка. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. В результате объединение официально прекратило существование.
Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. в 1925). Э. заявил о себе рядом значительных для европ. Есть точки соприкосновения между видением мира у поэтов Кузницы (абстрагирование социальных явлений, космизм, урбанизм) и у нек-рых немецких экспрессионистов-л и риков.
Его идеи изложенные прежде всего в работе по картине «Видимый человек» (1924), повлияли на становление теории «фильма-языка», которая, в свою очередь, оказала воздействие на таких художников, как Эйзенштейн и Пудовкин. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Однако центральным и наиболее характерным для Э. принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой «Die Brucke» («Мост») (организована в Дрездене в 1905 г. студентами архитектуры Э. Л. Кирхнером, Ф. Блейлем, Э. Хэкелем, К. Шмит-Роттлюфом, в которую входили также Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер и некоторые другие в 1911 г. она переселилась в Берлин и прекратила свое существование в 1913 г. после выпуска Кирхнером «Хроники Брюке», с которой не были согласны другие члены объединения) альманахом «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»), организованным В. Кандинским и Ф. Марком в 1911 г. (эта группа распалась в 1914 г. в результате начавшейся войны) и с галереей издательством и одноименным журналом «Der Sturm» X. Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг. ).
Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Вступ. На первый взгляд кажется, что экспрессионизм с его телеграфным стилем, декламациями, напоминающими призывы эпохи «бури и натиска», с его взрывными короткими предложениями, заново перепахавшими старое священное поле синтаксиса, уничтожил непролазную чащу придаточных предложений и упростил характерную для немцев чрезвычайно сложную манеру выражения. Произведения в экспрессионизме – не предмет эстетического созерцания, а след душевного порыва. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Одним из основоположников экспрессионизма считается постимпрессионист Винсент Ван Гог.
Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Литература экспрессионизма призывала к исправлению действительности, которое должно было начаться с преображения человека. Частное собрание. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). В 1949 году закончил работу над книгой «Теория фильма», вышедшей после его смерти в 1952 году на английском.
Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Если в формалистическом творчестве писателей и художников, объединившихся вокруг. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Eine deutsche Kunstrevolution.
Экспрессионизм (от лат. Сам термин «экспрессионизм» происходит от французского «expression», что означает «выразительность». Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.
Теоретик экспрессионизма Казимир Эдшмид писал: «Он (художник) не отражает – он изображает. XX в. Лит. : Waiden H. Expressionismus — Die Kunstwende. и австр.
Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Лит. : Экспрессионизм. Сб. Наиболее часто можно встретить определение «динамичный» и практически непереводимое и непонятное для других народов слово Ballung (сосредоточение, уплотнение) и производное от него причастие geballt. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности.
В литературных произведениях Э. отсутствовали живые характеры. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Декларированный как направление и метод в ряде манифестов нем.
Графика. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства.
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Тракль, Ф. Верфель, ранний И. Бехер). Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). В годы Первой мировой войны главной их темой был смелый антивоенный протест. Экспрессионизм картины усиливался выбором контрастных цветов, ярким выражением форм для того, чтобы вызвать эмоции у зрителей, не дать им остаться равнодушными. Не падающий камень, а закон тяготения – так определил сущность этого иск-ва Э. Утиц, один из его исследователей.
В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. Теперь есть лишь видимость всего этого. Но она страшная. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Киноискусство.
expressio, франц. Вслед за сюрреализмом абстрактный экспрессионизм продолжил «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума и логических законов, поставив своей целью спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, абстрактных формах и взяв за главный творческий принцип самопроизвольное, автоматическое нанесение красок на холст, происходящее исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Принципы Э. были характерны и для представителей других видов искусства первой трети XX в. В архитектуре они хорошо просматриваются у А. Гауди, в «Гетеануме» Р. Штайнера, у Г. Пельцига, Ф. Хегера, Ле Корбюзье.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Истина для экспрессионистов выше красоты.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Чаще всего импрессионисты обращались к пейзажу, поскольку в изображении природы находили больше всего повода «поиграть» подвижным светом, яркими красками и воздушной перспективой. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. – Гюбнер). Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер).
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. Экспрессионистские традиции в абстрактном искусстве продолжили абстрактный экспрессионизм и ташизм (Д. Для достижения ее использовались различные приемы. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
Оно характерно и для русского варианта Э. — нео-примитивизма Н. Гончаровой и М. Ларионова. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Возводя в культ творческий акт, экспрессионисты считают его единственным способом подчинить мир материи и изменить его.
становятся видными представителями социалистического реализма в Германии. Назад к тексту. Антиурбанистическим (в широком смысле, то есть антицивилизационным, антимилитаристским) духом наполнены работы М. Бекмана, Г. Гросса, О. Дикса.
Berlin, 1918 Edschmid K. Lebendiger Expressionismus. Эмоциональная атмосфера– ужас, глубокая печаль. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Неровные края по периметру привносят эффект вибрации.
Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму.
Поживем — увидим. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость).
Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Особенно полюбился данный стиль деятелям искусства Германии. XX в. Так на грани предметно-беспредметных изображений с агрессивно напряженными цветоформами работали участники группы «Cobra», состоявшей из нескольких датских (Йорн, Педерсен), бельгийского (Алехински) и голландских художников (Аппель, Корнель, Констант). В их работах нет ничего изобразительного, но они выполнены с такой эмоциональностью и энергией, что их смело можно назвать экспрессионизмом. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Возможны, однако, аналогии между немецким левым Э. и творчеством раннего Маяковского.
Сам автор отрицал параллели: «Каллиграфия – это письменность, а я не пишу писем. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Принцип выражения преобладает над изображением.
У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Марк Ротко Gelb und Gold (Золотое и золотое), 1956. Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев. По своим эстетическим принципам, творческим задачам и установкам Э. — это как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека, ПОСТ-культуры (см. : ПОСТ-) последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художественных формах.
Термин должен был определять сущность иск-ва, противоположного по своим задачам и методу уже исчерпавшим свои возможности направлениям – натурализму и импрессионизму (см. ) В Э. иск-во как будто бы дальше отходит от изображения объективной действительности: главным провозглашалось выражение субъективных представлений автора. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. expressio– выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. Художники-экспрессионисты продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матисс, Дерен, Вламинк). Мы сами создаем действительность.
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). «Экспрессионизм» означает «выражение».
Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Штейнер, Э. Мен-дельзон и др. лат.
Возможно, вот таким образом стиль развивался и был популярен в основном в Германии и Австрии. Характерные для него субъективизм позиции, страстность лирического «Я» художника определили существенное место Э. в нем. Картон, масло, темпера, пастель. Вайоминг). Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род.
С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). ст., под ред. Именно тогда в Дрездене возникла группа «Мост», объединившая таких художников, как Эрнест Кирхнер, Эрих Хекель, Эмиль Нольде, Отто Мюллер и др. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Август Маке в статье «Маски» сформулировал цели и задачи новой школы: «искусство превращает в понятное и постижимое сокровенную сущность жизни». Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. иск-ва.
Абсурдно отображать мир, как он есть, в его «ложной реальности». Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Члены объединения Мост (Э.
Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Живопись.
N-Y, собрание Виллиама С. Рабин. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Взгляд на мир, продиктованный действительностью XX в., определил стилистику Э. : его принципиальную «антиклассичность», отказ от гармонической ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростную экспрессию. Его можно найти в искусстве народов Океании и Африки, в средневековом немецком искусстве (особенно в готической скульптуре и живописи), у Грюневальда, Эль Греко (поздний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, представителей европейского символизма и стиля модерн, В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к Э. примыкали или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники.
Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. Экспрессионизм как художественное направление в литературе (а также в живописи, в скульптуре, графике) сложился в середине 90-х годов XIX столетия. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Я пишу скорее белым, чем черным: белый цвет не менее важен».
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Э. Мунк «Крик» (1893).
в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура.
«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». В начале 1910-х гг. Известными экспрессионистами называют Эдварда Мунка, Василия Кандинского, Ханса Хофманна. Чертами Э. отмечена проза Л. Франка, Ф. Кафки.
Это вызывающее «шок» искажение было подчинено внеэстетической задаче – прорыву к «полному человеку» в единстве его сознания и бессознательного. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др. ). XX в. Черты Э. характерны для киноязыка целого ряда мастеров того времени ибо немое монохромное кино требовало повышенной экспрессии от собственно визуальных элементов киноязыка — обостренного динамизма действия, контрастов света — тени, деформации предметов использования крупных планов, наплывов, утрированной жестикуляции, гротескной мимики актеров, создания предельно напряженного ирреального кинопространства и т. п. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров) героями многих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т. п. художников XX в. от лат.
Э. так или иначе проявился во всех видах иск-ва. Первое упоминание о нем встречается в журнале «Штурм», в публикации философа Воррингера 1911 года. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. интонации, устремленность к сознательной деформации картины действительности в произв. Именно эти художники стали писать на улице с натуры, подняв значение этюда.
Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. К началу 20 века, накануне первой мировой войны и во многом под влиянием ощущения тревожности, охватившего всю Европу, оформилось течение, получившее название «экспрессионизм», последователи которого избрали темой своего творчества отображение самых неприглядных и безрадостных сторон окружающей действительности. Важным литературным органом этой группы стал альманах «Голубой всадник» (1912), в котором художники-экспрессионисты заявили о своем новом творческом эксперименте. Франс Клайн Фигура Восемь, 1952.
Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Произведения архитектуры, выполненных в стиле «экспрессионизм» характеризуются эмоциональной выразительностью композиции. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. В 20 в. художники, особенно немецкие, сознательно стремились передавать при помощи искусства свои чувства и ощущения.
«Отныне не будет вереницы фактов, фабрик, домов, болезней, шлюх, крика, голода. Э. как направление просуществовал в иск-ве недолго. ст., М., 1966. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Конструкции эпохи экспрессионизма биоморфны, формы уподобляются объектам неживой природы. Оно существовало в1911–21гг. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В 1910г. «активистов», левых экспрессионистов, несмотря на наивность и расплывчатость провозглашенных идеалов, пронизывала надежда на революцией ноеобновление мира. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Здесь ощущение самой метафизики крика (некой неумолимо надвигающейся апокалиптичности бытия) передается не только изображением самой кричащей фигурки на мосту, но и всей системой композиционно-графической организации поверхности листа.
Перегруженный символами и метафорами язык намеренно затемняется – для того, чтобы лишь посвященные могли узреть его глубинный смысл. Stuttgart, 1983 JAhner H. Kunstlergruppe Brucke. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии.
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями.
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Для Э. характерна изломанность линий, контрастность цвета, деформированность пространства — в работах О. Кокошки, Э. Нольде, П. Клее, Э. Л. Кирхнера, М. Бекмана и др. Деформация не только искажала внешние очертания мира, но и эпатировала гротесковостью и гиперболичностью образов, совместимостью несовместимого. В основном архитекторы проектировали лишь выставочные павильоны и декорации. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве.
Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Кафка и Г. Майринк). Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э. Мир внешний, мир материи растворяется в бесконечном потоке субъективных экстатических состояний, приближающих поэта к разгадке «тайны» бытия. Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер. Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.
Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. (от лат. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Само название этого направления (от лат. Комиссаржевской 1925, Тбилиси, театр им. Наиболее заметное и плодотворное влияние Э. на художников следующих десятилетий проявилось как раз там, где возрождались старые, сохранившие по сей день свое значение экспрессионистские темы (кошмар войны и протест против нее в творчестве западногерманского писателя В. Борхерта, одинокий человек в тисках капиталистического города в рисунках Ф. Мазерееля). еxpressionismе, от лат. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма».
Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. от фр ех pression — выражение, выразительность) — направление в европ. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму.
Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. Berlin, Stuttgart, 1984 Elger D. Expressionismus. Прямыми предшественниками (или ранними представителями) Э. считают Ван Гога (Э. И все-таки именно Э. удалось передать многие характерные черты своей современности. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение».
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. 91 х 73, 5 см. Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. Наряду с собственно экспрессионистами сюда относили и фовис-тов (см. : Фовизм), кубистов (см. : Кубизм) иногда и некоторых постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм).
Холст, масло. В изобразительном искусстве выделилась графика. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Л. Б.
Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Очень распространены мотивы боли и крика. Критики соединяли их под общим названием Multiforms (полиморфные, многообразные формы).
Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Bracke). Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны.
Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Верфеля (Человек из зеркала, 1924, Москва, театр им. Драматургия. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта. Berlin, 1975 Vogt P. Expressionismus.
В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Шёбнерг, А. Берг, А. Веберн) экспрессионисты выходят за пределы лада, мелодии ищут и создают новые звуковые системы (атональность). худож.
Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Этот пароксизм, воспринимаемый экспрессионистами как динамичность, шлифуется и доводится до совершенства во всех драмах эпохи, которая впоследствии получит название O-Mensch-Periode. Проектируя кинотеатр «Универзум» Мендельсон экспериментирует с контрастными полихромными декорациями фасадов, фактурой их отделки.
ст. Этим единством органического (животного, в частности) мира и космоса в целом идеями «мистико-имманентной конструкции» мироздания (усмотренной Марком еще у Эль Греко) пронизано все его творчество. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Художник-экспрессионист не смотрит, он созерцает.
кинематографа фильмов (напр., «Кабинет доктора Ка-лигари» Р. Вине, 1919). Иными словами, поэта интересует не само явление, а его изначальная сущность. Действительность художникам этого времени воспринималась крайне субъективно, через призму разочарования, тревоги, страха. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
Картины Клайна, часто сравнивали с восточными каллиграфиями. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос первозданно свободного восприятия мира их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению (экспрессии), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Тайное знание о мироздании принимает вид образов, которым присуща взрывная эмоциональность, создаваемая как бы «пьяным», галлюцинирующим сознанием. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Холст, масло. Е. Браудо и Н. Радлова, П. – М., 1923 Кайзер Г., Драмы. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам.
В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей. Художник любил крупный формат.
Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Превосходство поэта – в неучастии «в делах толпы», в отсутствии прагматизма и конформизма. Этим обусловлено отсутствие заботы об изысканности формы. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Страх первобытного человека перед лицом безграничного пространства вызывает в нем стремление «высвободить отдельный объект внешнего мира из его взаимосвязи и взаимообусловленности с другими вещами, вырвать его из потока событий, сделать его абсолютным». К началу первой мировой войны оба объединения распались.
Для всех представителей Э. характерно стремление как можно выразительнее зафиксировать свои переживания, свой чувственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный (как у Марка, Нольде, Кандинского, Шагала, Руо) опыт исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации облика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Бела Балаж (1884 – 1949) – либреттист и писатель. В музыке идеи экспрессионизма проявились в поздних произведениях Г. Малера, операх Р. Штрауса, а также в творчестве композиторов новой венской школы — А. Шенберга, А. Берга и А. Веберна. Искусство должно интересоваться не сиюминутным воздействием, а вечным значением фактов и вещей.
Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Вместо наблюдения выступает неуемная сила воображения вместо созерцания – видения, экстаз. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений. Только поэту, считают экспрессионисты, открывается космическая вибрация «идеальных сущностей». В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Вне этих объединений работали художники О. Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др.
С 1919 года в эмиграции (Австрия, Германия, в 1933 – 1945 СССР). Слова, написанные одним из тогдашних критиков по поводу драмы Райнхарда Зорге 3 «Нищий», можно отнести ко всем произведениям экспрессионистов: «мир стал настолько проницаемым, что каждую минуту из него выпархивают видения и фантомы внешние факты беспрерывно превращаются во внутренние переживания, а душевные процессы беспрерывно воплощаются во внешнем мире». Поэту отводится «орфическая» функция, функция мага, прорывающегося сквозь сопротивление косной материи к духовной сущности явления. музыку атональность построений и нервную экспрессию. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Сб.
Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. 1. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Э. Л.
Датой возникновения экспрессионизма принято считать 1905 год. Барлах), в архитектуре (Р. В этом была их схожесть с фовистами.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений. Преображение действительности, к которому страстно призывали многие экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин.
В Германии, где это направление достигло наибольшего расцвета, принципиально отличались художественная и общественная программы экспрессионистских журналов Штурм и Акцион (группа т. н. активистов: писатели И. Бехер, Л. Франк и др. ). Очень распространены мотивы боли и крика. Музыка. Экспрессионизм создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества.
И вот нет больше цепи фактов: фабрик, домов, болезней, проституток, крика и голода. Умер Поллок 11 августа 1956. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике).
взвинченность худож. Непростое время, наступившее после Первой мировой войны, знаменовало собой начало крайне странной эпохи в Германии. Позже возникла группа «Синий всадник».
Э. не был монолитным течением. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914).
(1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. В. Мейерхольда Человек-масса, 1923, Москва, Театр Революции, пост.
Но с приходом к власти нацистов все изменилось. художников, Э. не был идеологически однородным явлением. Перелистывая страницы экспрессионистской программной литературы, мы не раз натолкнемся на одни и те же шаблонные выражения, такие как «внутреннее напряжение», «сила расширения», «огромное накопление творческой концентрации» или «метафизическая игра интенсивностей и энергий». Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения.
Одним из безусловных художественных завоеваний левого Э. были его впечатляющие массовые сцены: пренебрегая созданием характера, экспрессионисты умели передать динамику охватившего сотни людей порыва, выразительность одновременного жеста тысяч рук. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности.
Они оказали серьёзное влияние на формирование такого течения, как абстрактный экспрессионизм. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20в. : повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.
Только в более поздний период сложилось современное понимание Э., которое также не отличается четкой определенностью границ (хронологических, стилистических, персоналистических). Не осталась в стороне и Германия.
Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. В музыке предтечей Э. считается Вагнер, а собственно к Э. относят, прежде всего, «нововенцев» А. Шенберга (сотрудничавшего с «Синим всадником»), А. Берга, отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель).
Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Вот таким образом в мире изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от франц. Штурма (А.
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Среди них можно назвать Кандинского, Шагала, Пикассо. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». XX в. и особенно — немецкого авангарда.
Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом) и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями». Все становится связанным с вечностью» («Экспрессионизм в поэзии»).
Картины Экспрессионизм. Ротко пришел к своим Цветным полям после ряда работ исполненным между 1946-1949 годами. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Koln, 1991.
Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. В произведениях левого активистского крыла Э. с неоспоримой правдой личного свидетельства передана характерная черта времени – Столкновение конца и начала, неизбежность крушения старого мира, обновляющее дыхание революции. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. поэзии (Г. В киноиск-ве нем.
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). В. Мейерхольда 1924, Ленинград, театр Пролеткульта, пост. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. Новый (и различный) взгляд на христианство стремились выразить Э. Нольде и Ж. Руо. Руставели). Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э.
Термин впервые употреблен в 1911 г. издателем экспрессионистского журнала Штурм (Берлин) Г. Вальденом. N. Y., 1978 Dube W. -D. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. В начале 50-х годов Клайн использовал в своей живописи только черный и белый цвета. Однако эта ясность оказалась обманчивой и полной скрытых ловушек. А. Грипиг), Георга Кайзера (Газ, 1923, Ленинград, театр Пролеткульта 1923, Ленинград, Большой драматический театр), Фр. Поллок).
В творчестве Шёнберга и др. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
Э. родился в Германии накануне первой мировой войны (достигнув здесь и в Австрии наибольшего развития). Эдшмид провозглашает «диктатуру духа», который должен придать материи форму. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. И если одни его приверженцы утверждали право иск-ва на аполитичность, то творчество т. наз. Экспрессионизм, как пишет Казимир Эдшмид, выступает против «расщепленности, атомарности импрессионизма», который стремится отразить все переливающиеся оттенки природы он также нападает и на переводные картинки мелкобуржуазного натурализма с характерным для него маниакальным стремлением самым тщательным, фотографическим образом зафиксировать природу и повседневную жизнь. В архитектуре (Э. В 1912г.
Громкие декларации о рождении новой культуры, казалось бы, плохо согласовались со столь же яростными проповедями крайнего индивидуализма, с отказом от действительности ради погружения в субъективные переживания. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. В экспрессионизме было много противоречий.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. В Вене с 1924 году начал активно писать рецензии на кинокартины. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку.
Самое важное в объекте предельно заострялось, результатом чего был эффект специфического экспрессионистского искажения. Верхний объем окон не имеет.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен.
Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. W., 1961 Hamann R. Hermand J. Expressinismus. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925.
По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.