Von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см. : Экспрессионизм). Экспрессионист, а, м. (искус. ). Определение «драма крика», связанное с экспрессионистской драматургией, можно отнести ко многим жанрам экспрессионистского искусства, в том числе музыкального. Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания.
В отличие от экспрессионистов Дос Пассос при высокой степени обобщенности характеров сумел сохранить их жизненность. Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства. Доминанта самосознания в построении героя верно уловлена экспрессионистами, но заставить это самосознание раскрыться спонтанно и художественно – убедительно они не умеют. После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, включая Ланга, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар. В Америке к экспрессионистам причисляют таких представителей абстрактного искусства, как К. Стилл, Д. Поллок, Х. Хофманн.
Экспрессион39ист, экспрессиониста, муж. Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин ОНил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела— резких движений и характерных жестов (биомеханика). Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. В других странах яркими представителями экспрессионистов были – Оскар Кокошка, Макс Бекманн, Жорж Руо, Эдвард Мунк, Ян Слёйтерс.
Экспрессионистический – ЭКСПРЕССИОНИЗМ, -а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. Визуальный «наезд» в своих художествах начали практиковать модернисты, футуристы и экспрессионисты ещё в начале XX в. Для экспрессионистов было вовсе не важным физическое подобие, они хотели выразить своё впечатление от предмета через образ. Художники-экспрессионисты создавали внутренне напряженные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небрежные движения кисти. Экспрессионист рэ, экспрессиониста, муж.
(рэ), экспрессиониста, м. (искус. ). А тут нас снова ждал грустный перечень самоубийств абстрактных экспрессионистов: Горки повесился в 1948 году, Поллок разбился пьяный на машине и почти одновременно застрелился Китчен – в 1956 году, а затем в 1970 до смерти себя изрезал Ротко, ужасающее было зрелище. Четыре величайших экспрессиониста в Эколь де Пари: Франк Купка, Амедео Модильяни, Хаим Сутин и Пабло Пикассо.
Доминанта самосознания в построении героя верно уловлена экспрессионистами, но заставить это самосознание раскрыться спонтанно и художественно убедительно они не умеют. Джой казалась личиночно-белой и обрюзгшей, болезненное изобилие плоти, затянутой в черное кружево, монструозная икона сексуальных снов немецкого экспрессиониста. Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка, Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин. Писали: импрессионисты и экспрессионисты имажинисты и конструктивисты, люминисты и неоромантики, неоклассики и беспредметники, лефовцы и перевальцы.
На ней была представлена блестящая коллекция современной живописи – Кокошка, Шагал, работы экспрессионистов и импрессионистов.
взвинченность худож. В 1912г. Коллизия развёртывалась обычно в условно исторической или фантастической обстановке и часто обнажалась до схемы. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство.
О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества.
Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. Чертами Э. отмечена проза Л. Франка, Ф. Кафки.
В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году.
(от лат. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Само название этого направления (от лат. В музыке предтечей Э. считается Вагнер, а собственно к Э. относят, прежде всего, «нововенцев» А. Шенберга (сотрудничавшего с «Синим всадником»), А. Берга, отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. в 1925). У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Барлах), в архитектуре (Р. Одним из ведущих жанров экспрессионистской лит-ры стала публицистическая драма, «драма крика», к-рой свойственны масштабность «вселенских» конфликтов, абстрагирован-ность образа человека, отрывистость «телеграфной» речи, резкость пластических ритмов (пьесы В. Хазенклевера, Г. Кайзера, Э. Толлера, спектакли Л. Йесснера и др. ). Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. фр. У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ).
Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). иск-ве 10—20-х гг. N. Y., 1978 Dube W. -D. – Гюбнер). Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой.
Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. В 1905г. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. представителей экспрессионизма своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга.
Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Вот таким образом в мире изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. По своим эстетическим принципам, творческим задачам и установкам Э. — это как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека, ПОСТ-культуры (см. : ПОСТ-) последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художественных формах. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.
Например, в драме Чапека R. U. R. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Вот таким образом отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф. Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919 «Превращение», 1916), Л. Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915 «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В. Маяковского.
Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Черты Э. усматриваются у молодых Прокофьева и Шостаковича, у Бартока, Онеггера, Мийо, Бриттена и др.
Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. кинематографа фильмов (напр., «Кабинет доктора Ка-лигари» Р. Вине, 1919). В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост».
Der Expressionismus in Wort und Bild. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Berlin, Stuttgart, 1984 Elger D. Expressionismus. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией.
Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Новый (и различный) взгляд на христианство стремились выразить Э. Нольде и Ж. Руо.
Э. как направление просуществовал в иск-ве недолго. на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). от фр ех pression — выражение, выразительность) — направление в европ. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая.
Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Оно характерно и для русского варианта Э. — нео-примитивизма Н. Гончаровой и М. Ларионова. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского.
иск-ва. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг.
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. Очень распространены мотивы боли и крика. В 1910г.
Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. (режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др. ). лат. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева.
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др. Экспрессионизм (от лат.
В 1912г. Перед угрозой цивилизационного научно-технического прогресса Э. стремился отыскать, сохранить, выразить некие изначальные принципы человеческого существования, первобытные инстинкты жизни, реализуя в этом плане один из главных тезисов эстетики Ницше- инстинкт против разума. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
В киноиск-ве нем. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк.
Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. еxpressionismе, от лат. Для всех представителей Э. характерно стремление как можно выразительнее зафиксировать свои переживания, свой чувственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный (как у Марка, Нольде, Кандинского, Шагала, Руо) опыт исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации облика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей. Здесь ощущение самой метафизики крика (некой неумолимо надвигающейся апокалиптичности бытия) передается не только изображением самой кричащей фигурки на мосту, но и всей системой композиционно-графической организации поверхности листа. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
интонации, устремленность к сознательной деформации картины действительности в произв. и австр. Принцип выражения преобладает над изображением. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы.
Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
Этим единством органического (животного, в частности) мира и космоса в целом идеями «мистико-имманентной конструкции» мироздания (усмотренной Марком еще у Эль Греко) пронизано все его творчество. Картон, масло, темпера, пастель. Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х. Вальденом в 1911. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Все остальное – хаос, сплетение случайностей. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер).
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Но она страшная. Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов. Принцип выражения преобладает над изображением12. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. К началу первой мировой войны оба объединения распались. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния.
«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер. художников, Э. не был идеологически однородным явлением. Berlin, 1975 Vogt P. Expressionismus. Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера, впоследствии — молодого Б. Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927 «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю. ОНила («За горизонтом», 1920 «Косматая обезьяна», 1922). На немецком языке писали также авторы т. н.
Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. интеллигенции.
Трагическое мироощущение, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке. Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1924 гг. Взгляд на мир, продиктованный действительностью XX в., определил стилистику Э. : его принципиальную «антиклассичность», отказ от гармонической ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростную экспрессию. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Художникам, назвавшим себя экспрессионистами, мир виделся в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных естественному, «природному» человеку.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. XX в. и особенно — немецкого авангарда. Ф. Марк вслед за Кандинским стремился к выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась от Берлинского сецессиона и образовала Новый сецессион. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени).
Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Декларированный как направление и метод в ряде манифестов нем. Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера.
Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Э. Мунк «Крик» (1893).
Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн). Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Отсюда и тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, характерным для этого стиля. Экспрессионистская музыка сложно воспринималась и вызывала противоречивое отношение критики.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Э. заявил о себе рядом значительных для европ. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна.
Он впервые говорит о другой Греции – трагической, опьяненной мифологией, дионисической и проводит параллели с судьбами Европы. Постановки пьес Бехера, Верфеля, Газенклевера, Кайзера, Толлера, К. Штернхейма режиссёрами Р. Вейхертом, Г. Хартунгом, Л. Йеснером, К. Х. Мартином способствовали выработке специфических приёмов экспрессионистской режиссуры и игры актеров. В Э. — истоки обостренно-контрастного видения мира, характерного для мн.
В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. В изобразительном искусстве выделилась графика. Вне этих объединений работали художник, график и писатель О. Кокошка, скульптор, график и писатель Э. Бардах, художник и график М. Бекман, скульптор В. Лембрук. Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары».
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями.
Так как при всей сложности жизни и пороков общества все же нет той реально гнетущей обстановки, на почве которой возродилось это направление в искусстве. Наконец, неодушевленным предметам приписывалась собственная воля и сознание, а человек, напротив изображался как механическое устройство или существо, подобное насекомому. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. На немецком языке писали также авторы т. н. В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо.
Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. XX в. Так на грани предметно-беспредметных изображений с агрессивно напряженными цветоформами работали участники группы «Cobra», состоявшей из нескольких датских (Йорн, Педерсен), бельгийского (Алехински) и голландских художников (Аппель, Корнель, Констант).
XX в., отразившее глубокий кризис буржуазного сознания одно из проявлений авангардизма. В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Его можно найти в искусстве народов Океании и Африки, в средневековом немецком искусстве (особенно в готической скульптуре и живописи), у Грюневальда, Эль Греко (поздний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, представителей европейского символизма и стиля модерн, В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к Э. примыкали или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию.
Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э. герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Германия также не осталась в стороне. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Koln, 1991.
В начале 1910-х гг. действительности, а «выражение» ее сути. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Экспрессионизм в живописи – это возможность продемонстрировать через свои эмоции отношение к чему-либо.
Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Она страшная, эта музыка. Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. В экспрессионизме было много противоречий. Собственно, об абстрактном экспрессионизме.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. «активистов», левых экспрессионистов, несмотря на наивность и расплывчатость провозглашенных идеалов, пронизывала надежда на революцией ноеобновление мира. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Путь, по которому пошел экспрессионизм, мы называем логаэдизацией, суть которой в том, что система ужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Поллок). Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Э. так или иначе проявился во всех видах иск-ва.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». музыку атональность построений и нервную экспрессию. Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом) и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом).
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Stuttgart, 1983 JAhner H. Kunstlergruppe Brucke. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Его едва ли не главная особенность состояла в том, что объект в нем подвергался особому эстетическому воздействию, в результате чего достигался эффект именно характерной экспрессионистской деформации. Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков.
Наряду с собственно экспрессионистами сюда относили и фовис-тов (см. : Фовизм), кубистов (см. : Кубизм) иногда и некоторых постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм). Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). худож.
Нольде советовал даже своим друзьям назвать группу не «Брюке», а «Ван Гогиана»), бельгийца Энзора, норвежца Мунка. В архитектуре (Р. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Очень распространены мотивы боли и крика. Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя.
Антиурбанистическим (в широком смысле, то есть антицивилизационным, антимилитаристским) духом наполнены работы М. Бекмана, Г. Гросса, О. Дикса. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник».
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф. Ланга, Г. В. Пабста).
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Л. Б. 91 х 73, 5 см.
Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе.
Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Основной вклад в его развитие принадлежит американцам – Клиффорду Стиллу, Джексону Поллоку и Хансу Хоффману. Опираясь на искания идеалистической философии (интуитивизм Бергсона, феноменология Э. Гуссерля) исходя из подчеркнуто субъективного отражения жизни, Э. в полемике с натурализмом импрессионизмом провозглашал целью иск-в а не изображение совр. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. В 1910г. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года.
Однако центральным и наиболее характерным для Э. принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой «Die Brucke» («Мост») (организована в Дрездене в 1905 г. студентами архитектуры Э. Л. Кирхнером, Ф. Блейлем, Э. Хэкелем, К. Шмит-Роттлюфом, в которую входили также Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер и некоторые другие в 1911 г. она переселилась в Берлин и прекратила свое существование в 1913 г. после выпуска Кирхнером «Хроники Брюке», с которой не были согласны другие члены объединения) альманахом «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»), организованным В. Кандинским и Ф. Марком в 1911 г. (эта группа распалась в 1914 г. в результате начавшейся войны) и с галереей издательством и одноименным журналом «Der Sturm» X. Вальдена (Берлин, 1910-1932 гг. ). Гравюра «Крик» (1895) последнего фактически является квинтэссенцией экспрессионистской выразительности. К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.
Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Eine deutsche Kunstrevolution. Предпочтение отдавалось цветам предельно контрастным с тем, чтобы усилить воздействие на зрителя, не оставить его равнодушным. В этом была их схожесть с фовистами.
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Импрессионисты пытались передать свет и цвет особенными именно эти черты делали картины импрессионистов уникальными. В результате объединение официально прекратило существование.
Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике). Berlin, 1918 Edschmid K. Lebendiger Expressionismus. Принципы Э. были характерны и для представителей других видов искусства первой трети XX в. В архитектуре они хорошо просматриваются у А. Гауди, в «Гетеануме» Р. Штайнера, у Г. Пельцига, Ф. Хегера, Ле Корбюзье.
Только спустя время это творчество получило четкое определение. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Характерные для него субъективизм позиции, страстность лирического «Я» художника определили существенное место Э. в нем. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель). поэзии (Г. «Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы.
Прямыми предшественниками (или ранними представителями) Э. считают Ван Гога (Э. Среди её членов были такие великие художники ХХ века, как Василий Кандинский, Пауль Клее, Франц Марк. Периодом расцвета считаются 1905-1920 гг., т. е. время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (в Германии, прежде всего), когда именно Э. в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и потрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно — художественно-интеллектуальных кругов. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
W., 1961 Hamann R. Hermand J. Expressinismus. В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Тракль, Ф. Верфель, ранний И. Бехер). XX в. Черты Э. характерны для киноязыка целого ряда мастеров того времени ибо немое монохромное кино требовало повышенной экспрессии от собственно визуальных элементов киноязыка — обостренного динамизма действия, контрастов света — тени, деформации предметов использования крупных планов, наплывов, утрированной жестикуляции, гротескной мимики актеров, создания предельно напряженного ирреального кинопространства и т. п. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров) героями многих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т. п.
Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). – Только это может быть экспрессионизмом»).
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Только в более поздний период сложилось современное понимание Э., которое также не отличается четкой определенностью границ (хронологических, стилистических, персоналистических). Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии.
Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен.
Оно существовало в1911–21гг. expressio, франц. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм.
Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914). Картины Экспрессионизм. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Некоторые из работ позднего периода творчества Микеланджело, с искаженными пропорциями и участками необработанного камня, могут быть названы экспрессионистическими.
Позже возникла группа «Синий всадник». Эмоциональная атмосфера– ужас, глубокая печаль. Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л. Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Представители: писатели Г. Кайзер, В. Газен-клевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени.
художников XX в. от лат. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Эволюция отд. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения.
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Позиция автора должна была быть выражена открыто, а способом воздействия становилась сама прямота и бескомпромиссность, с какой автор обнажал законы социальной механики и сокровенные человеческие побуждения, не страшась, что эффект окажется шоковым. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Bracke). Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Драматурги-экспрессионисты отвергли театральные условности, несущественные для выражения главных идей своих пьес. Для немецкого экспрессионистического кино 1920-х и 1930-х годов характерно использование необычного угла съемки и подвижной камеры, что подчеркивает важность субъективной точки зрения.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». Штейнер, Э. Мен-дельзон и др. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. XX в. Лит. : Waiden H. Expressionismus — Die Kunstwende.
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Об этом говорит сам пафос деформации исходных викторианских представлений о счастливом и безоблачном детстве человека, которое Фрейд превратил в кошмарную сексуальную драму.
Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому.
Э. родился в Германии накануне первой мировой войны (достигнув здесь и в Австрии наибольшего развития). Koln, 1978 Richard L. Phaidon Encyclopedia of Expressionism. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т. п. В творчестве Шёнберга и др. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего.
И если одни его приверженцы утверждали право иск-ва на аполитичность, то творчество т. наз. Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М. Пехштейном и Э. Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В. Кандинский.
Кафка и Г. Майринк). в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Вайоминг). Среди них можно назвать Кандинского, Шагала, Пикассо. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ).
expressio– выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20в. : повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Умер Поллок 11 августа 1956. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала 20 века, Первую мировую войну и революционные движения.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх.