Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона.
Проанализировав памятники скульптуры Древнего Египта, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Во-вторых, что касается самих произведений искусства, то Винкельман, описание которого и здесь отличается большой тонкостью наблюдения и разграничения, следующим образом передает характер основных черт египетской скульптуры (т. Гигантомания, монументальность, ярко выраженная концептуальность, неповторимое своеобразие образов сделали египетскую скульптуру одной из интереснейших страниц мирового искусства.
Древнеегипетская скульптура была тесно связана с египетской архитектурой и в основном касалась храмов и погребальных могил. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры.
Такое же явление наблюдается и в рельефе. Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Прочность камня обеспечивала вечность существования.
Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Здесь мы видим нагого юношу идущего с мешком за плечами и с букетом цветов в опущенной правой руке там слуги и служанки, стоя или опустившись на колени, растирают зерна или месят тесто на камнях.
Новые качества приобретает искусство рельефа. Архаические произведения, каковы, например, статуи Анхвы в Британском музее и Метена (Амтена) в Берлинском музее, относятся к начальным временам 4-й династии.
С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, вот таким образом благоустройство будущей гробницы играло важную роль. Как правило используемыми камнями являлись известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства.
Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов.
Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва. Рано появляются и семейные группы. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых.
В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т. е. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона.
В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Этим они стремились создать образ могущественного царя. и лицо, покрывали слоем гипса. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Камень был излюбленным материалом, поскольку его прочность обеспечивала длительную сохранность.
Подобные одиночные известняковые статуи имеются в значительном количестве в музее Гизы. Он выступает также покровителем Земли — отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» -- истина. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Уже с середины III тыс. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Голова являет собой наиважнейшую часть фигуры, так как она служит душе усопшего указателем того места, куда она должна помещаться. Отдельно стоит отметить и египетские скульптуры, которые устанавливались в храмах. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Таким образом, дворы египетских храмов были своеобразными портретными галереями виднейших людей своего времени – везиров, полководцев, зодчих, верховных жрецов, биографии которых можно было прочитать на их статуях. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно. Новые черты появились и в рельефах. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Были распространены изображения сидящего человека, со скрещенными на груди руками, либо расположенных на коленях.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Все это легко объяснить, поскольку бога можно было изображать без привязки к какому-либо времени или быту. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Пожалуй, многие древнеегипетские скульптуры являются статичными.
Созданная приблизительно в 2650 до н. э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Фигуры из глины были всегда небольшого размера.
Когда вы вступаете внутрь, то будто окунаетесь в другой мир, который заполнен каменными резными фигурами, мифическими статуями, столбами и внеземной атмосферой. Самые знаменитые – три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь.
Это Абидос, Коптос и Он. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Эта богиня— мать, кормящая своего ребенка, спокойна, не растрогана, невозмутима или, говоря точнее, тут нет ни богини, ни матери, ни сына, ни бога это лишь чувственный знак мысли, не способной ни к какому аффекту, ни к какой страсти, а не правдивое изображение действительного события и в еще меньшей степени — правдивое выражение естественного чувства» («Курс археологии» Рауля Рошетта, 1—12 лекции, Париж, 1828). В этих хранилищах были установлены портретные статуи умершего фараона. Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память. Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
111, кн. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека.
Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени.
Писец сидит на земле, поджав под себя ноги, держит левой рукой на коленях папирус, а в правой – тростниковую палочку, служащую для письма и смотрит прямо, улыбаясь. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Возможно именно вот таким образом они пытались всеми возможными средствами сохранить тело человека в первозданном виде после его смерти. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Только при переносе храма на новое место стало ясно, насколько глубоко сквозь скалы могли видеть древние строители.
Однако отсутствует портрет в том виде, в каком мы его понимаем, то есть в качестве верного воспроизведения черт изображаемого. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные.
«Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. В культе мертвых Ка занимала очень важное место. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рассмотрим еще некоторые детали. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.
Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось.
Сохмет изображалась львиноголовой. Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. У группы статуй Древнего Царства изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки.
При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них — в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».
Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров.
Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую.
На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Изображение замерло на века в своей неизменности. Рельефные композиции дополнялись росписью2.
Жаркий климат Египта, заставлявший носить лишь самую легкую одежду, способствовал изучению нагого тела. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Ноги, как правило изображаются вместе. Этот храм – скальная гробница. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
Обычно цари или боги сидят на троне, держат руки на коленях и уверенно смотрят прямо перед собой. Назывались они хебседными.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. Такие рельефы показывают уверенную веру в будущее как, своего рода, невозмутимое расширение нынешней жизни.
Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Колени же, лодыжки и локти отмечены, как и в природе, выпуклостями. Ступенчатая пирамида Джосера. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину.
На самом деле можно было взять статую и изменить надпись, подставив другое имя. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В продолжение, читайте также о величайших храмах Древнего Египта в отдельной подборке на LifeGlobe. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ.
Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Выше я уже коснулся этой необходимости. Красный порфир особенно ценился греками и римлянами, а также медь. Их часто так и называли – колоссы. Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Несмотря на фронтальность положения фигур, мотивы их движения везде очень естественны.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс).
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Существует множество различных статуй с его изображением. Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств).
По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента.
Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. до н. э. Инструктированные глаза – визитная карточка египетских статуй их неповторимая деталь. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Слово увековечивается посредством письменности. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Программа базового курса. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас.
1.
Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. В них особенно чувствуется связь с народным искусством, они полны подлинной жизненной правдивости. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Египетские скульптуры и рельефы можно увидеть в храмах Абидоса, Фив, Эдфу, Эснах, Филе и Ипсамбула в гробницах, расположенных вокруг Мемфиса, Бени-Хасана и Фив и особенно в музее в Гизе. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь.
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике.
Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Главными были Ка и Ба. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Анубис считался братом бога Баты. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор.
Словарь терминов 100 000слов А-Я/ В. Н Розин, С. И. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Они располагались на глубине 33 метров. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Иногда фигуры царя изображались с соколом. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. У него нет практически никаких наземных сооружений. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. до н. э. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Это были сравнительно маленькие фигурки. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Ученые подсчитали, что пирамида Хеопса состоит из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где Вы можете наслаждаться тремя огромными пирамидами, построенными тысячи лет назад. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств).
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Со временем произошло постепенное смягчение этих черт и в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, которое характерно для лиц египетских статуй.
Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров. Тем не менее, египетская скульптура может в какой-то мере отличаться от периода к периоду. У него нет практически никаких наземных сооружений. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита.
Он перенес столицу на новое место, построил новый город Ахет-Атон, но его революции скоро был положен конец. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа.
Подобный прием исполнения распространялся на всю группу памятников того времени, являясь характерным стилистическим признаком портретов Раннего царства. Фигуры обычно раскрашивались. Но в египетской симметричной, прямолинейной и неподвижной позе нельзя увидеть, как недавно было сказано, «ни мать, ни дитя нет ни следа склонности, ни улыбки, ни ласки, словом, ни малейшего выражения чего-либо подобного. Изображения богов в египетской скульптуре играют второстепенную роль.
Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Громадные изваянные из камня сидячие статуи фараонов Древнего царства, найденные в одном из подземных коридоров храма Сфинкса, немецкие ученые (Швейнфурт, Борхардт и др. ) признают архаистическими произведениями уже 25-й и 26-й династий. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Другие коллекции в Америке можно посмотреть в музее Дж. Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи.
Статуи имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Царица изображена еще юной. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи.
Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Поклонение его двойнику, древнему богу солнца Ра, возникло из обожествления кобчика. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Окрашенный в темную краску мужчина с коротко остриженными волосами на голове, вся одежда которого состоит из передника и шнурка на шее, держит правую руку еще прижатой к груди, как в более древних статуях. Некоторые из них весили до тридцати тонн. Среди новшеств, возникших в то время, выделяют создание групповых скульптур, например изображающих мужа и жену. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Глаза отца сделаны из камня и меди.
В этом взгляде есть свой смысл и значение, все дело в том, что в Египте считали, что человеческая душа покоится в его глазах. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.
Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Вообще должно заметить, что такой близости к натуре, какую мы видим в скульптуре Древнего царства, египетское искусство изображая отдельные фигуры, никогда не достигало и на позднейших ступенях своего развития. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Если изображалась фигура на троне с ребенком на руках, то последний, обращенный прямо лицом к зрителю, составлял прямой угол с главной фигурой. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Главными были «Ка» и «Ба».
Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие.
Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Египетский народ почти всегда представлял себе богов в образах священных животных. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. 74), «никто, по-видимому, не оставил следа, который можно было бы назвать его собственным».
Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. Диодор говорил (I, 98): «Длину всего туловища они делили на 211/4 части и сообразно этому определяли взаимное соотношение всего остального». До сих пор не понятно, с чем это связано. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны лежать на коленях или на груди, с плетью и скипетром. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров.
Искусство было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Она выражается посредством простоты форм. Рано появляются и семейные группы.
Лица обеих фигур своеобразно выразительны. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Ни для кого не секрет, что самой известной египетской скульптурой является большой сфинкс.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Египетские гробницы требовали самого широкого использования скульптуры. Алебастр добывался в древнем городе Алабастрон недалеко от современной деревни Ассиут. Чем больше в изображениях отброшено второстепенных, частных признаков, тем сильнее выступает главное и существенное в образе, приобретающем многозначный смысл, возводящий его в категорию символа.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
До сих пор не понятно, с чем это связано. Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Но излюбленным материалом стала бронза. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения. И это еще цветочки. Многочисленные небольшие статуэтки музея в Гизе изображают целый штат прислуги умершего.
Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. 1, стр. Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства. Такое практиковалось часто и даже короли нередко узурпировали статуи, заказанные более ранними правителями.
Простым людям не строили пирамид. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. В Египте почиталось множество богов.
С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Египтяне считали, что у человека несколько душ и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.
Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Давайте начнем с Пирамиды Джосера.
Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Новые качества приобретает искусство рельефа. Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, свидетельствуют о том, что человек играл очень важную роль в древнем государстве.
Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой. У Нила располагался нижний храм. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера.
Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. К этому виду относятся типы сидящих и идущих фигур царя исполненных в круглой скульптуре и рельефе, а также изображение его ритуального бега. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
Существовали определенные правила изображения египетских богов: так, бога Ра следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса— с головой шакала. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. Особенности положения молодежи и состояние государственной молодежной политики в Республике Коми. II. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Эти фигуры, представленные сидящими, едва достигают одного метра высоты. Новые черты появились и в рельефах. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства.
Животный элемент менее заметен в изображениях Нейфы, всевидящей богини Саиса, но особенно в изображениях Осириса, великого бога умерших, культ которого был продолжением культа древнего божества, покровителя Абидоса и его супруги Исиды, «мудрейшей из всех людей и богов». Инкрустация глаз статуй – отдельная тема для исследований в египтологии.
Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. И действительно инкрустированные глаза древнеегипетских статуй – своего рода шедевры.
Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Письменность обладает божественным характером, она завещана богами.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками.
На колоннах и в залах было очень много надписей. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города.
Гораздо большей непринужденностью поз отличаются известные изваянные также из известняка (высотой приблизительно в 1, 2 метра) статуи Аменхотепа и его супруги или сестры Нефертити в музее Гизы, которые надо признать относящимися к позднейшему времени, 40-й династии. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Контуры прямы, линии мало изогнуты поза кажется неестественной и принужденной. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Ба означало то, что можно назвать чистым духом.
Царь считался прямым потомком Гора. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Даже грязь из реки Нил была сформована, обожжена и покрыта цветным глянцем.
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Приведу лишь один пример — часто встречающуюся фигуру Исиды, держащей на коленях Гора. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Статуи создавали в гробницы. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Назывались они хебседными.
Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка.
Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед.
В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Внешность храмов — настоящий шедевр.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» -- ритуалом обновления физической мощи фараона. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки. Среди тех и других мы находим кроме жрецов, провожавших умершего в загробный мир, фигуры носильщиков, мельников, булочниц, раздувательниц огня, мясников, пивоваров, бондарей и т. д. Все эти фигуры широкоплечи и коренасты в них (как указывает Штейндорф) уже можно заметить некоторый переход от архаической окоченелости к большей свободе поз и движений. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Один из слуг, сидя на корточках, с выражением горести положил левую руку себе на голову. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Анубис считался судьёй богов.
Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. На восточном берегу Нила строились храмы, посвященные великому богу Амону-Ра, объединившему весь Египет. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу.
Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц.
Речь идет о фигуре льва с головой царя. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские – в светло-желтый тон. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге.
В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. За исключением короткого амарнского периода фараоны всегда изображались наделенными огромной физической силой.
Розин В. М. Этот храм – скальная гробница. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.
Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного).
Бабахо В. Н., Левикова С. И. 49). Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам.
Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Со временем меняется и иконография царей. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. По другой версии, после землетрясения 27.
Культурология учебник для вузов/ В. М. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
Хрестоматия. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника.
Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали.
Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. 2, гл. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного).
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Скульптура Нового Царства развивается тремя путями: стремлением к гигантомании, к изысканности и декоративности, к жизненной реальности. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя.
Для этого египтяне стали делать мумии. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее — головная повязка короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта).
Бог Пта никогда не освещался солнцем. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). По мере облицовки пандусы снимались. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч.
Напротив, египетские изображения богов сохраняют устойчивый тип как уже говорил Платон («Законы», кн. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию. В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Внешность храмов — настоящий шедевр. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
Вот таким образом можно обнаружить, что художественные произведения, сделанные там мириады лет тому назад (и не просто, как обычно говорят, мириады, а действительно так, то есть десять тысяч лет тому назад), ничем не прекраснее и ничем не безобразнее нынешних творений. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
Скульптура Древнего Египта -- одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Хотя божества, покровители отдельных областей и городов Египта имевшие чисто земной характер (остаток древнего фетишизма), впоследствии нередко сливались со светлыми богами-небожителями жреческой религии, однако эти божества, несмотря на небесный свет их озарявший, не могли сбросить с себя земной оболочки. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.
Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры.
Скорее всего, это было и то и другое. И тем не менее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных портретов в основном знатных людей. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов.
Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы.
Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Скорее всего, это было и то и другое.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих.
Ни для кого не секрет, что роль скульптуры в древней цивилизации, пожалуй, определяющая. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Вот таким образом образ божества не стал центральным, не определял направление развития египетской скульптуры. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Данная скульптура и по сей день охраняет покой царей в долине пирамид. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен.
Ее высота 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей).
Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Широко применялся канонический тип статуи писца.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. После смерти Эхнатона все изменилось. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким.
На колоннах и в залах было очень много надписей. Руки лежат на коленях. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение.
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Независимо от своего масштаба, от колоссально больших статуй до малых фигурок, выполненных по обету, -- все они отвечают одним и тем же изобразительным законам.
Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Появляются портреты. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.
В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Это бог Гор в своем соколином обличье.
Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья).
51-а). Так зародился скульптурный портрет. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле.
Рано появляются и семейные группы. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона.
Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.
Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Портрет, напротив, типизирован. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя.
Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить – слишком много на это требовалось материала и человеческих усилий. Многие из великих фараонов вносили свой вклад в строительство этого храма, но некоторые из них были беспощадны к творениям своих предшественников. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Это некое существо, которое имеет голову фараона и тело льва.
Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем Царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Подобные памятники но глубине связывавшихся с ними религиозно-культовых представлений отличались от изваяний, находившихся в молельнях: последние были непосредственными объектами ритуалов, первые же, сохраняя определенное религиозное значение, в то же время, бесспорно использовались зодчими как один из основных декоративных элементов. ушедших дальше по пути художественного творчества. Только греки в этом отношении догнали и превзошли египтян. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели». Все без исключения статуи делались фронтальными. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период).
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Розин. По мере облицовки пандусы снимались. Только грани у нее как бы изломанны.
чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Аллеи таких сфинксов охраняли процессии, двигавшиеся с телом фараона к месту его вечного успокоения.
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа.
Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Известняковые статуи происходят из Саккарских гробниц, деревянные – из Меурских гробниц.
«Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением). Культурология учебник для вузов. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником.
Статуи Древнего царства портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. тонн.
Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. У Нила располагался нижний храм. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с деревнимЛуксором, где Вы можете столкнуться с захватывающей картиной многочисленных могил египетских фараонов периода между 16-ым — 11-м столетием до н. э. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры.
Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших.
Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Со временем меняется и иконография царей. жизнь натуры продолжалась в изображении. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Фигуры из глины были всегда небольшого размера.
У сидящих статуй прямая спина и статичная поза.
Рельефные композиции дополнялись росписью.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов.
Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ).
Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, абсолютному. В этом плане трактуется портретный облик царя. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа.
Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Портрет, напротив, типизирован. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Только грани у нее как бы изломанны.
Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды.
34. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. Их часто так и называли – колоссы.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII.
Храм был обнесен толстой стеной. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Храм был обнесен толстой стеной.
Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Благодаря им лицо кажется живым. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза.
Оказывается, этому факту есть объяснение: очень часто, дабы защитить тело умершего от разложения, его, в т. ч.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III.