Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. «крик» — самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
Фюреру, кстати, неудавшемуся художнику и автору не плохих, но посредственных акварелей, экспрессионисты тоже не нравились. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. На его фоне изображены мужчина и женщина. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Все они основаны на личных переживаниях художника. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Графические работы Мунка имеют острую выразительность.
Холст, масло. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Эдвард Мунк «Крик» (1893).
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Норвежский экспрессионист Эдвард Мунк создал «Крик» (норв. Он оставил после себя огромный архив. В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую и известную картину, однако в случае с Мунком не возникает сомнений – его Крик знают даже люди, не питающие слабости к искусству.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Мунк вырос в очень религиозной семье. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Многие свои лучшие картины я начинаю почти бессознательно. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Сам Мунк, был болезненным ребенком. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Его портреты превосходно отражали характер человека. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. 91 73, 5 см.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.
Творческое наследие Эдварда Мунка пропитано болью и боязнью жизни, общества и реальности. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Она входит в раздел «Страх жизни». Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Всего он провёл там более полугода.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Все последующие романы были обречены.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Одна из самых ярких форм выражения эмоций – крик.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В историю искусства он вошел как один из первых экспрессионистов. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
64, 5 54 см. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Он впал в депрессию, замкнулся в себе, перестал посещать уроки живописи, порвал связи с друзьями и заново переосмысли свою жизнь. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Однако самой значимой стала вторая по счету картина. Он казался странным. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Достоевского «Преступление и наказание». До того, как в 2015 году наследие Мунка перешло в общественное достояние52, Музей Мунка выступал как официальный правообладатель в вопросах, связанных с коммерческим использованием его картин.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Однако в творчестве этого художника есть еще множество не менее символичных и достойных внимания произведений. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Фигура мужчины – в самом углу картины.
Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В нем многое привлекало внимание. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Он был очень религиозным человеком. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
Изначально она называлась Отчаяние. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло).
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию».
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Толпы поклонников готовы часами отстоять в очереди в выставочный зал, чтобы один раз увидеть Крик живьем. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса.
Мунк оставался холостяком до самой смерти. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Картина Мунка стала эмблемой экспрессионизма (от лат. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Мунк провел восемь месяцев в психиатрической клинике, но продолжал работать. Ей 26 лет и она замужем. Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Возвращаясь к Мунку, нужно отметить, что им были созданы четыре версии «Крика», в которых он использовал разные техники – масло, темперу и пастель.
Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Осенью он едет в Париж.
Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.
В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни». Трудное детство – сложные отношения в семье, ранняя смерть матери и сестер – сформировало противоречивую, неуравновешенную и крайне сложную натуру, преследуемую страхами, без которых, по признанию художника, его «жизнь превратилась бы в лодку без весел». Делал несколько шагов. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
De gustibus non est disputandum. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Его поза выражает подавленность или отчаяние. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Этот пронзительный «крик природы», который раздается повсюду. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Холст, масло. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Много картин находится в Бергене. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Холст, масло.
А те-же экспрессионисты людям чувственным, но не любящим бередить себе душу, могут и не нравиться, но не могут именно на них не производить никакого впечатления. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
120, 5 141 см. 119, 5 118, 5 см. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Образ продается и покупается до сих пор.
Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Это было для него открытием. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Шел он не как все. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Почувствовав опасность для своей свободы, художник отправился в путешествие, но Тулла преследовала его по всей Норвегии и за рубежом. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Ребенком он пережил и смерть матери. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. На фоновом пейзаже «Крика» мы видим мост и несколько персонажей – это залив Осло-фьорд, каким его можно увидеть, поднявшись на холм Экеберг в Христиании (именно так называлась раньше столица викингов Осло).
«Крик природы»). Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как "На следующий день", "Переходный возраст". Правы все. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Останавливался, думая о чем-то. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Картон, масло, темпера, пастель. В конце 1880-1900-х гг. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов28. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, опьянение, в котором хочу пребывать. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Создана картина в Берлине. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890).
Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. Образ береговой линии, о которой говорит Мунк, относится не только к конкретной серии картин, но, вообще говоря и ко всему его творчеству. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. expressio – «выражаю»), а настроение отчаяния, тоски, отчуждения и одиночества, характерное для нее, является ключевой темой этого направления в искусстве. Хрен редьки не слаще.
Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Снова оборачивался и медленно продолжал путь, предпочитая держаться близко к стенам домов. В 22 года Эдвард Мунк встречает свою первую любовь. Милли Таулов.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Один из первых представителей экспрессионизма. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Изначальное название, данное Мунком картине, было Der Schrei der Natur (нем.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Немудрено, что в искусстве господствовали преимущественно негативные эмоции – разочарование, тревога, страх.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Череда бессонниц и вдохновений прервалась 23 января 1944 года в Экели, близ Осло. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Я страдаю бессонницей и лучше писать, чем ворочаться в постели». Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Любовников как будто скрывает мгла. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы.
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».