Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.
Останавливался, думая о чем-то. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. На смену приходит пафос утверждения жизни. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Рядом с ней – мать. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. В них уже намечается стремление художника к обобщению, разумеется, еще не доведенному до уровня символа: запечатленный им конкретный мотив приобретает значительность, напряженный лиризм. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Художник страдал бессонницей и паранойей. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
В 80-е гг. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Осенью он едет в Париж. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Делал несколько шагов.
Он был первым, кто заметил талант Эдварда. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года— художник Кристиан Крог. Любовников как будто скрывает мгла. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк наделяет природу значительностью, в ней появляется что-то необычное, завораживающее, возвышающее ее над обыденностью. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Природа для Мунка – особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Вскоре семья переселилась в столицу.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Всего он провёл там более полугода. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Это были первые опыты художника.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. В 1900-х гг. В 1884 г. он совершенствовался в Модуме у Фритса Таулова – пейзажиста, одного из наиболее интересных художников-импрессионистов в Норвегии, который давал уроки живописи на открытом воздухе. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). С их именами, к которым следует причислить и учителей Мунка, связан подъем норвежского изобразительного искусства последней трети ХIХ в. Будучи представителями нового поколения, они стремились преодолеть те влияния, которые ранее были привнесены на национальную почву из художественных центров Германии – Дюссельдорфа и Мюнхена.
Ребенком он пережил и смерть матери. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Всего он провёл там более полугода.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В течение 1909-1916 гг. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Его краски стали резче и интенсивнее. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве.
Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Но всего пару лет спустя молодой художник вышел из-под влияния академизма и решительно порвал с реализмом. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X.
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Йегера, Ю. А. Стриндберга и других писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма вечным мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Пластический язык обретает исключительную силу.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». носят пейзажный характер. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. De gustibus non est disputandum. Они свободны от излишней повествовательности.
Живое побеждает смерть. Лицо человека – застывшая безликая маска. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Осенью он едет в Париж. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
Эдвард родился в многодетной семье врача, но его сестры и братья умерли в детском возрасте, за исключением единственной сестры Ингер. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её25. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни.
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. 23 января 1944г. Достоевского «Преступление и наказание».
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Получается лучшая гармония красок.
Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Шел он не как все. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Он оставил после себя огромный архив. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Ей 26 лет и она замужем. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями – пронзительными полосами желтого, красного и синего.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Она называлась «Дорога никуда». Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Здесь он проживёт остаток жизни. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Создана картина в Берлине.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
На первом варианте небо написано в багряных тонах.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают метафорическое, символическое значение сюжету. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
Тяжелое детство, омраченное смертью двух близких людей и чрезмерной набожностью и строгостью отца-священника давало о себе знать на протяжении всей жизни Мунка и повлияло на его мировосприятие и творчество. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. В его судьбу вторглась война. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В автопортретах Мунка, романтических по духу в ранний период, полных тревоги, горечи и боли или мужественного смирения и усталости в зрелый, предстает путь его духовных странствий.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов26 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Недостаточная информация о душевном недуге художника не позволяет с уверенностью квалифицировать то или иное расстройство, однако крайняя подозрительность и выраженные идеи отношения, а также вербальные иллюзии и галлюцинации заставляют предполагать развитие приступов с персекуторным характером бреда. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Она была создана в преддверии нового этапа творчества Мунка, в период, когда постепенно стихают мрачные ноты исчезают мотивы отчаяния и одиночества, так долго звучавшие в его работах. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. В 1921-1922 гг. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Все вокруг мрачно и бледно.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В Германии у Мунка было много друзей. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Поиски заняли целых два года. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Мунк упорно учился. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Богема стала для него второй семьей. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
«Я почувствовал крик Природы»). «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком».
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
В целом всякое творчество автобиографично. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Только на кровати светится яркое покрывало. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В нем многое привлекало внимание. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Это было для него открытием. В них запечатлен духовный путь мастера. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Девушка появлялась и в созданном в 1894 году Пепле – в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. В сущности его картины 80-х гг.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он часто писал ночные пейзажи их загадочный сумрак, северные белые ночи, превращающиеся в его полотнах в некое видение, подобное сну.
Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Портреты художника – исследование человеческой души. Хрен редьки не слаще. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Мунк практически не использоваал прямых линий. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. При этом, впрочем, он лишь повторял сюжеты собственных живописных композиций, написанных, как минимум, годом ранее. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Эдвард Мунк родился в 1863 году. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Скорбь, которая ощущается в фигурах и лицах, становится здесь символом безысходной трагедии. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Его творчество резко изменилось. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Что за чертовщину они там плетут.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу.
Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
В этом высказывании прослеживается раздвоенность суждений и оценок, характерных для его личности в течение всей жизни. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В него вошло около трехсот листов.
И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Он называл это «лошадиным лечением». Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Стремление к внутренней свободе толкнуло молодого художника в среду богемной интеллигенции Осло.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Один из первых представителей экспрессионизма.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Всего он провёл там более полугода.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Проект остался нереализованным. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».
Он считал, что точно передать внутреннее состояние, по его собственному выражению, энергию жизни героев способны только взвихренные, волнообразные линии. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Все они основаны на личных переживаниях художника.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Его портреты превосходно отражали характер человека. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Восьмидесятые годы были достаточно спокойными: художник перебирал приёмы импрессионизма и пуантилизма, экспериментировал с палитрой, плавно эволюционировал от реализма к символизму. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. Изображенное существо лишено защитной оболочки и каждое воздействие внешних сил заставляет его испытывать невероятные мучения. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Проявлением болезни можно считать также периодически появляющиеся концепции на темы космоса, жизни и смерти, взаимоотношений между полами. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Он казался странным. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Но больше всего его раздражали пальцы. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа Христиания – богема и афористаческой Библии анархиста. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Он издает вопль. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Уже в середине 80-х гг. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
ориентация норвежского искусства меняется. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Правы все. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
Литография, на которой изображена английская скрипачка, превратилась в поэму о любимой женщине. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В конце 1880-1900-х гг. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».