Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".
В 80-е гг. Осенью он едет в Париж. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас3.
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Только на кровати светится яркое покрывало. Кто мы.
Впервые «Крик» (тогда ещё под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года6. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Его краски стали резче и интенсивнее. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В 1921-1922 гг.
Это были первые опыты художника. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Вслед за первым опытом в монументальной живописи последовал второй, не менее важный для определения позиции художника, его взгляда на общественное, воспитательное значение искусства. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Уже в середине 80-х гг.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Первой из них стала картина «Отчаяние» (поначалу известная как «Настроение на закате»), выполненная в относительно реалистической манере и больше напоминающая набросок: похожий на самого Мунка человек в шляпе с низкой тульей стоит у перил моста на фоне кровавого неба, двое других мужчин в цилиндрах удаляются прочь4. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов. Мунк практически не использоваал прямых линий. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.
Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счёт, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы»8. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её23.
В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. В Германии у Мунка было много друзей.
С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28.
Лицо человека – застывшая безликая маска. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Продажа гравюр и крупные заказы на монументальную декорацию общественных зданий обеспечили Мунку стабильный доход.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
В 1900-х гг. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
В него вошло около трехсот листов. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Недавно итальянский антрополог высказал мнение, что Мунк, возможно, видел другую мумию во флорентийском музее ибо она больше напоминает фигуру на картине12. В его судьбу вторглась война.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Живое побеждает смерть. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания «Крика». Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. В конце 1880-1900-х гг. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Создана картина в Берлине.
Мунк упорно учился. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой обширно использовал специфический для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Эдвард Мунк родился в 1863 году. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет12, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние13. В течение 1909-1916 гг. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Пластический язык обретает исключительную силу. В другом варианте центральная фигура напоминает главного героя картины «Меланхолия»: опущенная голова, очерченные тёмными кругами глаза3. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Помимо «Крика», в неё вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние6. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Проект остался нереализованным.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Вскоре семья переселилась в столицу. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». носят пейзажный характер.
В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
В сущности его картины 80-х гг. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В первый раз она, как и предыдущие варианты, выставлялась под названием «Отчаяние», но позднее вошла в историю под названием «Крик»6. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
В них запечатлен духовный путь мастера. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
В его творчестве эта работа считается самой известной и поначалу это был рисунок, затем гравюра и окончательный вариант – пастельная картина. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мумия, скрюченная в позе эмбриона, с открытым ртом и прижатыми к щекам руками, также поразила воображение Поля Гогена (он сделал с неё серию набросков)10 предполагается, что она послужила прообразом для центральной фигуры на картине «Человеческое горе» и старухи в левой части картины «Откуда мы пришли. Портреты художника – исследование человеческой души.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло).
Все это очень серьезно повлияло на болезненно, остро воспринимавшего человеческие страдания Мунка. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. На смену приходит пафос утверждения жизни. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В 1890-е годы – первом десятилетии XX века Мунк жил то в Париже, то в Берлине, ездил по Франции и Италии.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Достоевского «Преступление и наказание».
Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Всего он провёл там более полугода. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11.
Наконец, в 1893 году он пишет новый вариант картины, который в конце концов и войдёт в историю под названием «Крик»: относительно реалистическое изображение человека сменяет искажённая, бесполая фигура, напоминающая скелет5. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4.
Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Тончайший серебристый тон акватинты лишь подчеркивает изящную хрупкость линии берега, фигуры женщины, веток деревьев. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Один из первых представителей экспрессионизма. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Сам Мунк дал ей немецкоязычное название «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Они свободны от излишней повествовательности. Его творчество резко изменилось. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. XIX в. Мунк совершил первую поездку во Францию, а с 1889 по 1892 год он жил преимущественно в этой стране. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».
Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. Юноша, стоя на мосту, зажав уши, кричит от отчаяния и страха и этот вопль превращается в своеобразный символ.
Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка. Всего он провёл там более полугода. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Осенью он едет в Париж.
В это же время А. Стринд-берг написал роман Красная комната, в котором жестокость возводится в высший культ. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Но возможно и обратное прочтение: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Богема стала для него второй семьей. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Рядом с ней – мать. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями.
Всего он провёл там более полугода. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Осенью он едет в Париж. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Биограф Мунка Атле Нэсс осторожно предполагает, что окончательный выбор названия был подсказан стихотворением Вильгельма Крага «Крик», а также его стихотворным комментарием к «Настроению на закате», в котором он (независимо от Мунка) написал об «ужасном крике, разносящемся над забытым Богом миром»7. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»)— предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни».
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Все вокруг мрачно и бледно. ориентация норвежского искусства меняется. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Всего он провёл там более полугода. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Куда мы идём. ».
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Он издает вопль.
Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.