Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Вот великий Эдвард Мунк это и изобразил – отчаянную боль из-за расставания, которую получил молодой человек от одной ветреной девушки. В картине "Расставание" Эдвард Мунк пытается максимально раскрыть близкую ему тему отношений мужчины и женщины.
На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Это обобщенный образ, напротив, мужчина – индивидуален. Сам художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет». Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Поиски заняли целых два года. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В композициях возникли повторяющиеся излюбленные персонажи или даже больше — символы.
Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины. Мунк создал много автопортретов, большинство из которых напоминает дневниковые заметки. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Логически к «Фризу жизни» относятся также такие известные картины Мунка, как «Поцелуй», «Барка юности», «Мадонна», «Вампир». «Фриз жизни» стал главным трудом в жизни Мунка. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Несомненное влияние на болезненную неудовлетворенность Мунка оказали и Ханс Иегер со своим запрещенным цензурой романом «Христиания — богема» и А. Стриндберг с романом «Красная комната», где жестокость возводится автором в культ и Г. Ибсен и С. Пшибышевский и С. Малларме. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
На полотне показан человек, стоящий на мосту, который, зажав уши, кричит в смертельном ужасе и отчаянии. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. По воспоминаниям художника, взлополучную ночь его отец, который привсех бедах обращался кбогу, «ходил взад-вперед покомнате, молитвенно сложив руки» иничем немог помочь дочери. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Например, в «Пепле» (1894) девушка в белом одеянии показана на фоне мрачного вечернего леса. Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.
Кто-то считает, что скорчившийся вужасе человек реагирует надоносящийся отовсюду «Крик природы» (первоначальное название картины – ред. ). Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы. «Я почувствовал крик Природы»).
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Один из первых представителей экспрессионизма. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Это было для него открытием.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Эдвард Мунк Расставание (1896)Расставание – маленькая смерть. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Все они основаны на личных переживаниях художника. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. «Мадонна» появилась в 1895 году. В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую иизвестную картину, однако вслучае сМунком невозникает сомнений – его «Крик» знают даже люди, непитающие слабости кискусству. Портреты художника – исследование человеческой души.
Как правило, на этих произведениях лицо автора сурово и замкнуто. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре.
Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле. Вдали еле различим темный силуэт мужчины. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Но больше всего его раздражали пальцы.
Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. И, хотя женщины накартинах Мунка, каки впроизведениях обожаемых им Генрика Ибсена иЮхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни итонкую грань между жизнью исмертью, в «Девушках намосту» отразилось редкое дляхудожника состояние душевной радости. Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы, среди них были Август Стриндберг, Ханс Йегер, Станислав Пшибышевский, Генрик Ибсен, Стефан Малларме, Кнут Гамсун и многие другие из литературной среды Скандинавии и Германии. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Таковы «Автопортрет у окна» (1940, Музей Мунка, Осло), «Автопортрет между часами и кроватью» (1940–1942, Музей Мунка, Осло). В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Главное полотно — «Танец жизни» (1889–1900, Национальная галерея, Осло). На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от «Крика» исмог сделать это лишь после курса лечения вклинике. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве. Ребенком он пережил и смерть матери. Искусствоведы считают, что художник писал ее под влиянием Пшибышевского. Первая дата – 1888–1889 годы. Кроме того, вэти годы художник работал надпохожими понастроению картинами, например, над «Тревогой» (1894) изображающей людей натом же мосту надОсло-фьордом и «Вечером наулице Карла Иоанна» (1892).
Она называлась «Дорога никуда». Только покрывало на кровати светится неестественно ярко. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Ее считают программной работой, первой в зарождающемся движении экспрессионизма. На полотне изображены мужчина и женщина. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Образ продается и покупается до сих пор.
Художник тщательно выписывает детали интерьера и пейзаж за окном. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). «Больная девочка»— ранняя картина Мунка иодна изпервых, представленных художником наОсенней художественной выставке 1886 года. «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Получается лучшая гармония красок. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Картины цикла «Фриз жизни» показывают человеческую радость и печаль на фоне неровной линии берега, волнующегося моря и неспокойных деревьев. Женщина изображенная накартине рядом сдевушкой— тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась одетях своей сестры после ее смерти. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника. Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления. Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него.
«У меня нет ничего, кроме моих картин. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Мунк хотел создать, по его выражению, «поэму о жизни, любви и смерти».
Здесь претворились в символы реальные пейзажи Осгордстранда, образы родных и друзей. Ее волосы беспорядочно распущены, руки заломлены.
«Девушки намосту»— одна изнемногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло кМунку ибольшинству его творений лишь впоследнее десятилетие жизни художника. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Обхватив голову руками, он стоит как воплощенное отчаяние.
Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Что за чертовщину они там плетут. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну".
С 1892 по 1902 год художник написал серию картин, получившую название «Фриз жизни». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Лихорадочно вцепившись в ту область груди, где находится сердце, он смертельно бледен.
Первая дата – 1888–1889 годы. Он называл это «лошадиным лечением». Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Впечатлительный художник видел вокруг себя чудовищный мир, заполненный болью, кошмарами и непобедимым злом.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Зритель видит полуобнаженную женщину с руками, закинутыми за голову. Это вечные образцы сюжетов, по которым живут люди во все времена: «Крик» (1893, Национальная галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка, Осло), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген), «Дикий красный виноград» (1898–1900, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1900–1902, Национальная галерея, Прага). В некоторых из них сквозит юмор и скептицизм («Автопортрет.
По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Здесь он проживёт остаток жизни.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Как имногие другие полотна, Мунк воссоздавал «Крик» втечение нескольких лет, написав первую версию картины в1893 году, апоследнюю – в1910-м. В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
В 2012 году вариант картины, написанный в 1895 году, был продан на аукционе почти за 120 миллионов долларов: Крик вошел в десятку самых дорогих полотен всех времен. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. После посещения Парижа Мунк написал такие картины, как "На следующий день", "Переходный возраст".
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Богема заменила Мунку семью. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
«Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. В конце 1880-1900-х гг. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Создана картина в Берлине.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Наиболее известна из всех этих картин композиция «Крик». В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой. В своих дневниках Мунк так писал о Матильде Ларсен: «Тонкое и надменное лицо обрамляющие его волосы подобны сиянию.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Так, в 1895 году художник создал литографию «Крик», в 1896 году — цветную литографию «Тоска». Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Черные волосы женщины разметались, глаза, обведенные темными кругами, закрыты.
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал.
Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Платье ее продолжает песчаный берег, а волосы, подхваченные ветром, готовы рассеять черные облака. Интересно, что женская фигура совершенно лишена индивидуальных черт. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Художник страдал бессонницей и паранойей.