Возможно, ее напугал эротический сон или первая менструация. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. На картине он изобразил борьбу рабочего класса с капитализмом. Этот нимб вместе с названием картины рождают религиозные аллюзии, создающие удивительный контраст с явно эротической темой полотна. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Урна с прахом художника стоит в почетной роще Спасителя в Осло, городе, которому Мунк завещал в наследство все свои работы, созданные за 60 лет творческой жизни. Норвежская художница Гарриет Баккер (Harriet Backer) (1845-1932), одна из первых в Скандинавии женщин-художниц, специализировалась на создании атмосферных интерьерных картин. Это Софи изображена на картине «Больной ребенок» («Больная девочка») (Det syke barn) (1885-1886), а рядом с умирающей девушкой — их с Эдвардом тетка Карен Бьёльстад.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. На заднем плане — дом, большое дерево, отражающееся в воде и полная желтая луна. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
«Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Автопортреты, созданные им в Провансе, являются жесткими и волнующими «документами» последних лет его короткой трагической жизни. После зала Мунка нам осталось посмотреть несколько залов искусства начала XX века. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. Графические работы Мунка имеют острую выразительность. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Картина предположительно была написана в городке Осгордстранд (sgrdstrand), где Мунк часто проводил лето.
Неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Одна из известнейших картин Мунка на эту тему — «Мадонна» (Madonna) (1894-95) из цикла «Фриз жизни». Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Мотив «комнаты умирающего» появлялся впоследствии в творчестве Мунка неоднократно, да и сама композиция «Больная девочка» тоже существует не менее чем в шести вариантах.
Картину рассматривают как прелюдию к событиям XX столетия, некое тревожное предчувствие художника-визионера. Годом ранее в припадке сумасшествия Винсент отрезал себе мочку левого уха. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Мы видим трех девушек в красочных платьях, облокотившихся на перила моста. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Но к 1880-м годам многие художники отказались от этих идиллических картин в пользу большей «правды жизни».
Крупными фигурами того времени стали порвавшие с традиционным искусством Анри Матисс (1869-1954) и Пабло Пикассо (1881-1973). Через портрет он всегда исследовал душу человека. В следующем зале, который озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: реализм и живопись на пленэре», можно убедиться, что Норвегия дала миру не только Мунка, но и ряд других талантливых живописцев, пусть и творивших в другой, более традиционной манере. Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Шел он не как все. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Тематически эта работа близка к картине «Голос» (сейчас в музее Мунка), написанной ранее и изображающей женскую фигуру на фоне лунного пейзажа. От картины веет всепоглощающим страхом. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Изображенный на картине дом существует и сегодня. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Экеланн был художником политизированным, состоял членом норвежской коммунистической партии.
При этом художник редко использовал натурщиц для своих композиций, предпочитая брать образы из других произведений искусства. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
Получается лучшая гармония красок. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Мужчина на переднем плане отвернулся от них. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Он задумал ее как «цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. В предыдущей заметке мы познакомились с историей Национальной галереи (Nationalgalleriet), которая входит в состав Национального музея искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Nasjonalmuseet). После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Рассеивание семян одуванчика можно трактовать как магический ритуал: женщина олицетворяет плодородие, рождает новую жизнь. Недаром картины этого художника называют «пейзажами для души». Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях.
Сопоставляя, сталкивая человека и природу, почти всегда ему враждебную или чужую, Мунк раскрывает перед нами внутренний мир человека, глубоко запрятанные в его подсознании инстинкты. Осенью он едет в Париж. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Оборачивался, как бы ища другой дороги. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. «Гулять по Осгордстранду— это будто гулять среди моих картин.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Так, реальные предметы и фигуры людей на его полотнах превращаются в пятна черного и белого контраста пространство помещений едва обозначается силуэтами застывших фигур лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе (картина 1896 года «Смерть в комнате больного»). На литографической версии он сделал немецкую надпись: «Ich fhlte das Geschrei der Natur» («Я почувствовал крик природы»).
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. В Германии Мунк сдружился с семейством Пшибышевских: писателем Станиславом и его супругой Дагни. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Моделями нередко выступали домочадцы, друзья или коллеги. Сам Мунк считал эту картину переломным моментом, разрывом с реалистическим искусством.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Также здесь вывешена большая картина норвежского художника Арне Экеланна (Arne Ekeland) (1908-1994) «Последние выстрелы» (1940).
Более знаменитые работы Мунка мы еще увидим, а сейчас перед нами одна из его ранних, малоизвестных картин. В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Часто они изображали уютные домашние интерьеры с читающими или работающими людьми.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Уже через несколько лет критики, в том числе немецкие, стали к художнику куда более благосклонны, хотя широкая публика продолжала находить его работы странными. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Эдвард Мунк в особых представлениях не нуждается.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
В мужской фигуре слева обычно видят младшего брата Эдварда, Андреаса. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Застывший пейзаж хорошо передает состояние природы.
Виды региона встречаются в целом ряде картин Мунка 1890-х годов. Этой же теме посвящена картина «Смерть в комнате больного» (Dden i sykevrelset) (ок. Ребенком он пережил и смерть матери.
Его произведения повлияли на формирование стиля, впоследствии получившего название экспрессионизм, а картина «Крик», одну из версий которой можно увидеть в этом музее, считается «иконой экспрессионизма». Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Это одно из самых тревожных произведений в истории современного искусства.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», — сказал как-то Мунк о своих работах. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Это, бесспорно, самый известный норвежский художник. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.
Посмотрим теперь на картину Мунка «Танец жизни» (Livets dans) (1899-1900), давшую название всей экспозиции Национальной галереи в Осло. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Польский критик Ст.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Его мать умерла от туберкулёза, когда мальчику было пять лет, а сестра Софи — когда ему было тринадцать, от той же болезни, в 1877 году. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Но, хотя композиция топографически точна, яркие цвета извилистые формы и загадочные фигуры абсолютно преобразуют сцену, так что перед нами скорее «внутренний пейзаж», отражение психологического состояния художника. Произведение относится к позднему этапу творчества художника.
Позировала Мунку для «Мадонны» его подруга норвежка Дагни Юль, жена писателя Станислава Пшибышевского. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Мужская фигура ближе к центру картины — это, видимо, сам Эдвард. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Недаром «Крик» считается «иконой экспрессионизма» и предтечей модернизма с характерными для него темами одиночества, отчаяния и отчуждения. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Мунк рассказывает нам историю о разных этапах в жизни женщины. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни».
Сам Мунк рассказывал об истории создания «Крика» так: однажды вечером во время прогулки по Осло он вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Он называл это «лошадиным лечением».
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. В частности, этому посвящена целая серия картин и гравюр «Больная девочка». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Полузакрытые в экстазе глаза и поза указывают на любовный акт.
Сам Эдвард Мунк говорил, что это поэма о жизни, любви и смерти, над которой он работал в течение тридцати лет. Все они основаны на личных переживаниях художника. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Изначально на картине их было пять. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Более радикально настроенные художники создавали собственные выставочные центры, протестуя против узости и буржуазности господствующего направления в искусстве. У художника было множество коротких романов, но ни одну свою связь с женщинами он не вспоминал с радостью или благодарностью. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). Художник изобразил несколько пар, кружащихся на траве в ясную летнюю ночь.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Делал несколько шагов. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Образ продается и покупается до сих пор. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника.
Храмы лежат в руинах. Также картину трактуют как странный религиозный образ, прославляющий декадентскую любовь. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Правее изображены два ребенка, которые строят новый, лучший мир (его символом является конструктор, с которым они играют).
А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Ей 26 лет и она замужем. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Земля усеяна трупами. Болезнь, от которой я не хочу отделаться и опьянение, в котором хочу пребывать». «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Мы завершим осмотр этого зала самой известной и растиражированной картиной Мунка, «Крик», которая, как ни удивительно, по-норвежски называется очень похоже: Skrik. Предполагают, что главный персонаж картины — друг Мунка, писатель и критик Яппе Нильсен, входивший в круг «богемы Кристиании» вместе с Одой Крог, Хансом Егером и другими. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Версия, хранящаяся в Национальной галерее в Осло, была написана в Берлине. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
В 1895 году Мунком был написан «Автопортрет с сигаретой» (Selvportrett med sigarett). Пшибышевский писал о картине: «Крик». Каждое страдание — это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания — клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Этот мотив существует в нескольких вариантах и первоначально назывался «Любящая женщина» или «Женщина в акте любви» (Kvinne som elsker). «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
Достоевского «Преступление и наказание». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Его палитра стала ярче, чем в картинах 1890-х годов. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Позднее эти воспоминания Мунк оформил в виде поэмы, которую он написал на раме пастельной (1895) версии «Крика»: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Сам Мунк изначально называл композицию по-немецки, Der Schrei der Natur, то есть «Крик природы». В этом можно усмотреть обожествление оргазма как жизнетворного акта.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Его портреты превосходно отражали характер человека. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Также в этот период приобрели популярность портреты и автопортреты.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Термином Stemningsmaleriet (в английском варианте — Moodpainting) обозначают картины, передающие определенное настроение или атмосферу в природе это был излюбленный жанр норвежской живописи в конце XIX века. Именно Пшибышевский написал первую биографию Мунка, а женой Пшибышевского, Дагни Юль, увлекались в том числе Мунк (она неоднократно ему позировала) и Стриндберг. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Образы медленно угасающей жизни (больных и умирающих) не раз появлялись на полотнах Мунка и раньше.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Последовательное развитие этой темы, поиски ее различных решений стали неотъемлемой частью творческого метода Мунка. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Этот период 1903-1904 года, до переезда в Париж, получил название «голубого», поскольку в тогдашних работах Пикассо преобладал синий меланхолический колорит и были ярко выражены темы печали, старости, смерти, а героями его картин были преимущественно нищие, проститутки, калеки и отверженные, люди с тяжелой судьбой. «Танец жизни» — ключевая композиция из мунковского цикла «Фриз жизни».
Картина Мунка «Меланхолия» (Melankoli) (известна еще под названием «Ревность»), написанная под впечатлением от пейзажей Осгордстранда, также затрагивает тему отношений между мужчиной и женщиной. «Я почувствовал крик Природы»). Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Соседний зал, «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: повседневная жизнь и местная среда», позволяет увидеть жанровые картины скандинавских мастеров. Это место он очень любил. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Здесь Мунк изобразил писателя-анархиста и социального критика Ханса Егера (Hans Jger) (1854-1910). Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Хрен редьки не слаще. Впрочем, представленная в музее картина Пикассо «Мужчина и женщина» (1903) относится к другому, более раннему периоду его творчества. В картине заметны характерные для символизма приемы упрощения и стилизации. Поиски заняли целых два года.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Под одной своей картиной Мунк написал: «Улыбка женщины — это улыбка смерти». Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
Любовников как будто скрывает мгла. Мунку тогда был 31 год. Чаще всего это были интерьеры храмов или частных домов. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).
Художник страдал бессонницей и паранойей. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Эту пьесу художник впервые прочитал в 1898 году и потом хранил в своей библиотеке. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Картина выдержана в неярких серых и зеленых тонах, линии мягки и едва намечены.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Он боялся женщин. В нем многое привлекало внимание. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Однако пора посмотреть на более современную, менее традиционную живопись.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. В Осло (Кристиании) Егер был одной из центральных фигур богемного радикального кружка писателей и художников, в который одно время (в 1880-х) входил и Мунк.
Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Изначально она называлась Отчаяние. В тот период Нильсен как раз переживал несчастную любовь к обаятельной и талантливой художнице Оде Крог, жене Кристиана Крога, которую называли «королевой богемы». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Художники «атмосферного» направления стремились создавать более эмоциональные полотна используя нестандартный колорит и собственные стилистические приемы. В музее можно увидеть, например, картину Гарриет Баккер «Шитье при свете лампы» (Syende kvinne ved lampelys) (1890). На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. На картине «Меланхолия» извилистая береговая линия проходит по диагонали в сторону пирса, на котором можно различить три фигуры, которые готовятся уплыть на пришвартованной лодке.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Пристальный взгляд художника обращен на самом деле не на зрителя, а внутрь себя. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Персонажи на переднем плане имеющие основное значение для смысла картины, наделены индивидуальными чертами, тогда как фигуры на заднем плане играют роль ритмичных цветовых пятен или даже напоминают карикатуры (таков толстяк, который пытается поцеловать или, скорее, укусить свою партнершу в шею). Для представителей этого течения превыше всего выражение эмоционального состояния автора.
Главное для художника — передать эмоцию. В зале «От Мане до Сезанна» представлены в основном французские импрессионисты, в том числеЭдуард Мане (1832-1883) и Эдгар Дега (1834-1917). Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В частности, стоит обратить внимание на поздний «Автопортрет» Ван Гога, написанный в 1889 году, за год до смерти художника. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
Они уносят в какой-то потусторонний мир.
Оно поистине стало национальной гордостью Норвегии. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Жанр этот возник в качестве реакции на несколько однобокое увлечение реализмом.
Он создал несколько версий этой картины. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Помимо того что «Крик» с его обобщенным образом отчаяния находит отклик у каждого человека в отдельности, в картине видят и более широкий смысл: пророчество, предвещающее многочисленные трагедии XX века, включая разрушение природы людьми. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Мунк вырос в очень религиозной семье.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Я написал картину, написал облака как настоящую кровь.
Так или иначе, тематика картины «Танец жизни» универсальна: различные фазы жизни и танец как выражение ее изменчивости и быстротечности. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Он оставил после себя огромный архив. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Среди французских мастеров затесался и Эдвард Мунк (1863-1944) — с картиной «Улица Лафайет» (Rue Lafayette) (1891). Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Данный вариант был написан в 1892 году. Ему удалось создать иллюзию движения. На полотне Мунка «Лунный свет» (Mneskinn) (1895) представлено упрощенное изображение норвежского прибрежного ландшафта в свете летней ночи.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. В то же время в картине можно усмотреть и сексуальность, если трактовать воду и мягкие изгибы берега как символ женственности, которой противостоит жесткая вертикаль деревьев и колонны света (по словам Петра Вайля, «фаллос лунной дорожки врезается в похотливо прогнувшийся берег Осло-фьорда»). Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
1901), которое знаменует начало нового этапа в творчестве художника. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Цвет вопил» (запись в дневнике, 1892 год).
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. В 1889 году он приобрел здесь дом, куда возвращался на протяжении более 20 лет почти каждое лето (в этом доме, Munchs hus, сейчас музей).
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Был и другой вариант названия: «Зачатие».
Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Именно вот таким образом она считается знаковой работой.
Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В полотне, написанном ритмичными пестрыми наклонными мазками, заметно влияние импрессионистов (это влияние, как показано дальнейшее творческое развитие Мунка, оказалось весьма кратковременным). Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту.
Он говорил, что, несмотря на всю их прелесть и очарование, они — хищные звери». Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Девушка в черном платье (молодая жена Ринга) сидит у забора в поле и дует на одуванчик и создается впечатление, будто художник сам сидел на траве рядом с ней, столь живо и непосредственно переданы все детали. Следующий зал озаглавлен «Скандинавское искусство 1880-1910 годов: интерьеры и портреты». Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Море и здешние пейзажи притягивали и вдохновляли художника. На лице молодой обнажённой женщины с распущенными волосами блуждает странная усмешка. Посмотрим теперь на портрет писателя Ханса Егера (1889). Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Произведение существует в нескольких версиях. Его картины проникнуты трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Еще правее вздымается агрессивная человеческая масса. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Всего он провёл там более полугода.
Выставка вызвала скандал и была закрыта через несколько дней. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде», — говорил Мунк. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. «Фриз жизни» включает такие картины, как «Поцелуй», «Барка юности», «Вампир», «Мадонна» и другие. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Поговорили о ее коллекции и упомянули основные шедевры.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Вдалеке виднеется крестьянский двор. Картина «В месяце июне» (I juni mned) (1899) проникнута особенным настроением. Именно с ее именем связан упоминавшийся выше трагический эпизод 1902 года, когда в результате ссоры с отвергнутой любовницей у Мунка осталась пистолетная рана (возможно, он сам случайно нажал на курок, отбирая револьвер у женщины, пытавшейся покончить жизнь самоубийством).
Я ощутил крик природы, мне показалось, что я слышу крик. Наряду с другими работами, картина «Меланхолия» демонстрировалась на большой выставке Мунка в Берлине в 1892 году. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Так или иначе, Мунк показывает половое чувство как темную и опасную силу. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье.
Тот вариант, что находится в Национальной галерее, был создан в 1893 году. 1893). Это самая ранняя версия, выполненная маслом. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Существуют разные версии появления этого сюжета. Импрессионисты Клод Моне (1840-1926), Эдгар Дега (1834-1917), Огюст Ренуар (1841-1919) дальше развивали мотивы и технические приемы Эдуарда Мане. Датский художник Лауриц Андерсен Ринг (Laurits Andersen Ring) (1854-1933), один из видных представителей скандинавского символизма и социального реализма, также часто изображал крестьянскую жизнь и сельские пейзажи.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Такое видение мира стало определяющим и для Мунка-живописца и для Мунка-графика.
В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Но больше всего его раздражали пальцы. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Человеческая фигура на мосту предельно обобщена, универсальна, беспола. Здесь он проживёт остаток жизни. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Еще одно полотно Мунка, навеянное пейзажами Осгорстранда, — «Девушки на мосту» (Pikene p broen i sgrdstrand /Pikenep bryggen) (ок. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Правы все. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека. В 1880-х годах реалистичные полотна, создаваемые на пленэре, получили особое распространение в скандинавских странах. Это позволяло художнику самому контролировать условия освещения и расстановку фигур. Пикассо и Жорж Брак (1882-1963) предпочитали более упрощенный художественный язык, упорядоченный и геометричный. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
«Я чувствовал себя усталым и больным. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Женские образы справа и слева от танцующей пары напоминают возлюбленную Мунка, рыжеволосую Туллу Ларсен (Tulla Larsen).
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Они стремились отображать мир без искажений и без прикрас. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Существует четыре варианта этой композиции, выполненные в разных техниках. Егер, автор «Библии анархиста» и романа «Богема Христиании», не признавал мораль и религию, видел в христианстве причину всех зол, ненавидел брак как опору ханжества, придерживался идеи свободной любви и считал величайшей добродетелью человека честность и откровенность. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Как и многие другие картины Мунка, «Танец жизни» балансирует на грани между изображением реальной действительности и символом.
Члены семьи собрались в комнате Софи, которая сидит на стуле спиной к зрителю. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Но, в отличие от нее, в картине «Лунный свет» присутствует только природа.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. На картине «Переходный возраст» («Созревание») (Pubertet) (1894-95) Мунк изобразил хрупкую обнаженную девочку примерно четырнадцати лет, сидящую на краю постели скрестив руки на коленях. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Художник изобразил себя лицом к зрителю на фоне неясного темного фона. Создана картина в Берлине.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Она называлась «Дорога никуда». В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Здесь мы погружаемся в мир норвежской «атмосферной живописи» или «живописи настроения» 1890-х годов.
De gustibus non est disputandum. Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Любовь, Ненависть, Рождение, Смерть, Юность, Старость, борьба с силами Природы предстают в их первобытном, очищенном от наслоений, которые принесла цивилизация, смысле.
Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. Картина, как и многие другие работы Мунка, существует в нескольких вариантах. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Это было для него открытием. Вообще Мунк писал «Крики» с 1893 по 1910 год и все они имеют схожую композицию: на всех изображена охваченная ужасом фигура на фоне пейзажа с тревожным кроваво-красным небом. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Мягко изгибающиеся линии вокруг ее тела создают овальную змеевидную форму, напоминающую ореол, а вокруг головы светится «нимб», но не золотой, а красный — как страсть, боль, жизнь. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». На первом варианте небо написано в багряных тонах. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Все они были завсегдатаями артистического кафе «У чёрного поросенка» (Zum Schwarzen Ferkel).
«Зимняя ночь в Рондане» — самая известная работа Сольберга. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Что за чертовщину они там плетут.
Отсюда — субъективный выбор темы, цветовой гаммы, формата картины. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
В двадцать три года Мунк создал эту свою первую важную картину, ошеломившую современников и вызвавшую бурю критики, обвинения в «незавершенности и бесформенности». Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Я остановился и взглянул на фьорд — солнце садилось и облака стали кроваво-красными.
Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Помимо варианта маслом, Мунк исполнил «Мадонну» в виде литографии, которая отличается рамой с изображениями сперматозоидов и маленького эмбриона. Один из них посвящен норвежскому модернизму 1910-1930-х годов. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Останавливался, думая о чем-то. Он казался странным.