Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства.
Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
«крик» — группа картин, выполненных в жанре экспрессионизма норвежским художником Эдвардом Мунком изображающая исполненную отчаяния фигуру на фоне кроваво-красного неба. Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название. Сообщается, что картина по-прежнему помещена в простую раму, которую создал для нее сам Эдвард Мунк. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Это было для него открытием. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Его краски стали резче и интенсивнее. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Через портрет он всегда исследовал душу человека. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Мунк вырос в очень религиозной семье. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы.
Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Русская литература в то время завоевала огромный авторитет и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф. М. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Создана картина в Берлине. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Ребенком он пережил и смерть матери.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Один из первых представителей экспрессионизма. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите.
Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу.
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Осенью он едет в Париж. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона.
Норвежский художник Эдвард Мунк известен своим уникальным видением и отображением человеческих эмоций на холсте. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. В экспрессионизме Эдварда Мунка смешаны самые главные чувства и ощущения, которые волнуют каждого человека: любовь, страх, отчаяние, смерть, спасение. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Всего он провёл там более полугода.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк долгое время жил во Франции, в Германии, но постоянно наезжал в родную Норвегию и именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Хрен редьки не слаще. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями.
В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане.
Он долго не мог забыть этот инцидент если и раньше ему трудно было общаться с людьми, то теперь он стал еще более нелюдимым. Польский критик Ст. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»).
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством46. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Однако в творчестве этого художника есть еще множество не менее символичных и достойных внимания произведений. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Он описал ее так: «Я шел по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова. Образ продается и покупается до сих пор. В тех же линейных ритмах с чередованием светлых и темных полос написаны северные пейзажи – лесные массивы, фьорды.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Богема стала для него второй семьей. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Все они основаны на личных переживаниях художника. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
В этих картинах нет ни мрачности, ни болезненности, они, овеянные поэзией и грустью, светлы и печальны. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Мунк практически не использоваал прямых линий. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы.
Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Останавливался, думая о чем-то. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В ящике для дров – мешки с сухарями, на столе кисти, банки из-под консервов, заржавевшие гвозди. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Правы все. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. В 29 лет Мунк получил стипендию и уехал в Париж, где находился под сильным влиянием импрессионистов, особенно А. Тулуз-Лотрека. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Изначально она называлась Отчаяние. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Однако без видимых причин он отдалился от нее и в последующем относился к ней с чувством неприязни. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Любовников как будто скрывает мгла. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования».
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Его портреты превосходно отражали характер человека.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Ей 26 лет и она замужем.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Все вокруг мрачно и бледно.
Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Достоевского «Преступление и наказание». Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.
В это же время А. Стринд-берг написал роман Красная комната, в котором жестокость возводится в высший культ. Самая знаменитая картина из цикла Фриз жизни – это созданная в 1901 году картина Крик, которую можно считать программным произведением зарождающегося экспрессионизма. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Юноша, стоя на мосту, зажав уши, кричит от отчаяния и страха и этот вопль превращается в своеобразный символ. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов.
Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Но раз найденное удачное воплощение идеального образа, существующего в нем, Мунк повторяет много раз, не боясь упреков в однообразии.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Взаимоотношения Мунка со своей картиной, как и ее трактовки – любимая тема критиков и экспертов. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. Только на кровати светится яркое покрывало.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Делал несколько шагов. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Мунк обладал даром психолога, вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Шел он не как все. De gustibus non est disputandum.
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения и своего рода навязчивой идеей. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. В конце 1880-1900-х гг.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Одна из последних его работ – автопортрет: старый и усталый, он стоит в спальне около стенных часов.
Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Его творчество резко изменилось. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В нем многое привлекало внимание. Он оставил после себя огромный архив. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Оборачивался, как бы ища другой дороги.
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895).
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Он казался странным. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.