«крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.
Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. «часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк.
«без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик». Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм.
Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века.
Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Эдварда Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом.
После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Эдвард Мунк (норв. Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. Эдвард Мунк (род.
Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Эдвард Мунк (норв. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Эта мечта Эдварда Мунка сбылась. Эдвард Мунк (род. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. В его судьбу вторглась война. Сам Мунк, был болезненным ребенком.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Ей 26 лет и она замужем. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Лицо человека – застывшая безликая маска.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
Пластический язык обретает исключительную силу. Богема стала для него второй семьей. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Первая дата – 1888–1889 годы.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Провел он там больше полугода, продолжая рисовать.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Проект остался нереализованным. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
«Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания.
В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Любовников как будто скрывает мгла.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности.
Художник страдал бессонницей и паранойей. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В нем многое привлекало внимание. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог.
«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. На первом варианте небо написано в багряных тонах. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Тем не менее стиль живописца, менявшийся в течение жизни, но не потерявший самобытности, зрелости, особого художественного видения мира, свидетельствует о таланте живописца, его особой приверженности избранному им виду искусства. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Осенью он едет в Париж. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Его творчество резко изменилось. Шел он не как все. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Делал несколько шагов. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла.
– Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. Доказывая необходимость работать циклами и сериями, Мунк утверждал, что, будучи собранными в серии, его картины становятся подобны симфонии.
Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Мунк также верил, что когда-то лун было две.
Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, – все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В 1900-х гг. Портреты художника – исследование человеческой души. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Он был очень религиозным человеком.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Поиски заняли целых два года. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Один из первых представителей экспрессионизма. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Получается лучшая гармония красок. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Всего он провёл там более полугода. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Только на кровати светится яркое покрывало. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Буйство красок, динамичная фактура – приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Правы все. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Он издает вопль. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. В течение 1909-1916 гг. Хрен редьки не слаще. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов12. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Он называл это «лошадиным лечением». Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Достоевского «Преступление и наказание». Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Она называлась «Дорога никуда». Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Это были первые опыты художника. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Все вокруг мрачно и бледно. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В конце 1880-1900-х гг. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона – врача, лечившего художника. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Ребенком он пережил и смерть матери.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Живое побеждает смерть. Он оставил после себя огромный архив.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Это было для него открытием. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в семье норвежского военного врача, фанатичного лютеранина.
С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Но больше всего его раздражали пальцы. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
носят пейзажный характер. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале.
Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Она не кажется воплощением невинной святости, хотя еще остается застенчивой и не совсем понимающей, что с ней происходит. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Но не один лишь живописный закат послужил вдохновением к созданию одной из важнейших работ в истории западноевропейского искусства.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. В 1921-1922 гг. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
23 января 1944г. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено.
Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Его отец, Кристиан Мунк – брат известного историка П. А. Мунка – служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий. Его краски стали резче и интенсивнее. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Рядом с ней – мать. Он казался странным. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна.
«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Портреты художника – исследование человеческой души. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Всего он провёл там более полугода. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. В него вошло около трехсот листов. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». После этой трагедии отец, очень привязанный к детям, читавший им сказки и саги и игравший с ними, впал в унылое христианство, постоянно читал Библию, почти не обращал внимания на своих отпрысков. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Первым наставником Эдварда был скульптор Миддльтун, затем – художник-реалист Кристиан Грог.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Мунк вырос в очень религиозной семье. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
С приходом к власти большевиков, книги Пшибышевского, как и многих других сатанистов, мистиков и оккультистов, были запрещены. Российская империя пережила серьёзное увлечение Мунком в 1910-х годах. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Создана картина в Берлине.
Уже в середине 80-х гг. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти.
Все они основаны на личных переживаниях художника. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Они свободны от излишней повествовательности.
На смену приходит пафос утверждения жизни. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895).
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
«Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. De gustibus non est disputandum.
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка.
Разве вы не знаете, что луна круглая. ». В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь».
На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Грин позаимствовал наименование для своего романа. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Как и многие другие полотна, Мунк воссоздавал Крик в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В 1893 году он написал первый вариант «Крика». В Германии у Мунка было много друзей.
Всего он провёл там более полугода. Много картин находится в Бергене. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
В этих картинах, пересеченных извилистой линией берега, с волнующимся за нею морем, под кронами деревьев развертывается вся жизнь с ее радостями и печалями. Здесь он проживёт остаток жизни. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Осенью он едет в Париж. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.
Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Мунк практически не использоваал прямых линий.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой».
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Останавливался, думая о чем-то. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Это была реакция на впечатления детства, которые были настолько сильны, что на протяжении всей жизни Мунка были для него источником вдохновения и своего рода навязчивой идеей.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. В целом всякое творчество автобиографично. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Его портреты превосходно отражали характер человека. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В них запечатлен духовный путь мастера.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В сущности его картины 80-х гг.
Живопись сохраняет экспрессию, приобретая вместе с тем признаки нового: портрет написан темпераментной, широкой и свободной кистью. «Я почувствовал крик Природы»). «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Что за чертовщину они там плетут. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.