Edvard Munch 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия — норвежский живописец и график, экспрессионист.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В них запечатлен духовный путь мастера. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Графика Мунка поражает разнообразием техники.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Осенью он едет в Париж. Вскоре семья переселилась в столицу. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В Германии у Мунка было много друзей.
В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Тогда Мунк еще не занимался гравюрой и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. носят пейзажный характер. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. На смену приходит пафос утверждения жизни. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Уже в середине 80-х гг.
Это были первые опыты художника. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Всего он провёл там более полугода. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет14, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние15. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством46. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Мы ощущаем величие ее скал, суровую стихию холодного моря, таинственное мерцание ночного неба. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Живое побеждает смерть. Его заслугой является превращение гравюры в самостоятельную область национальной художественной культуры. Достоевского «Преступление и наказание». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Живопись Мунка достигает здесь исключительной энергии и напряженности, а эмоции – остроты и обнаженности.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Пластический язык обретает исключительную силу. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя.
В него вошло около трехсот листов. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В течение 1909-1916 гг. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры. Лицо человека – застывшая безликая маска.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Он издает вопль. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Среди них были шведский писатель и художник Август Стриндберг, польский поэт Станислав Пшибышевский, немецкий историк искусства Юлиус Мейер-Грефе, сыгравшие определенную роль в творческом развитии Мунка.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Одним из лучших среди живописных портретов Мунка является написанный им в 1909 г. портрет профессора Даниэля Якобсона – врача, лечившего художника.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В них – судьба Мунка, человека и художника, прошедшего через закат одного века и потрясения другого. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Рядом с ней – мать.
ориентация норвежского искусства меняется. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Струящийся дым, расходящийся в концентрических кольцах фона, создающих ритмическую основу композиции и неровный, меняющийся свет вызывают ощущение преодоления материальности, превращают изображение в видение, почти мираж. В его судьбу вторглась война. В сущности его картины 80-х гг. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов.
Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. В 1921-1922 гг. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Портреты художника – исследование человеческой души.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Проект остался нереализованным. Они свободны от излишней повествовательности.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В 1900-х гг. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Мунк упорно учился. В 80-е гг. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.