Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Осенью он едет в Париж. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года».
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Живопись сохраняет экспрессию, приобретая вместе с тем признаки нового: портрет написан темпераментной, широкой и свободной кистью.
Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Скупое, достоверное описание, напряженный язык черно-белой гравюры помогают художнику создать некий универсальный, вневременной образ природы. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. ориентация норвежского искусства меняется. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Ребенком он пережил и смерть матери.
В нем многое привлекало внимание. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Он очень любил обнаженную натуру, часто писал женщин с красивым телом, но отвратительными грубыми лицами. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими.
Его портреты превосходно отражали характер человека. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В течение 1909-1916 гг. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он называл это «лошадиным лечением». Он казался странным. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Художник претворяет здесь завоевания художественной культуры нового времени, прибегая к вангоговской напряженности колорита. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело.
По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В Германии у Мунка было много друзей. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. Однако не исключена возможность, что эти расстройства не были оформлены в виде приступов, а существовали на протяжении всей жизни больного. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире.
Что за чертовщину они там плетут. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Уже в середине 80-х гг. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В него вошло около трехсот листов. Но практически тоже самое случается и с посетителями. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», – сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В 1921-1922 гг. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком».
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Один из друзей художника, Адольф Поль, так описывал свои впечатления от этой работы: «На краю кровати сидит обнаженная девочка. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. De gustibus non est disputandum. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства.
Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать. Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной.
Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Природа для Мунка – особый мир, живущий по своим законам, та одухотворенная среда, в которой протекает жизнь человека. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
Проект остался нереализованным. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Живое побеждает смерть. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. в творчестве Мунка намечается сдвиг, приведший в дальнейшем к принципиально новым акцентам в его искусстве. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Осенью он едет в Париж. Всего он провёл там более полугода. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Всего он провёл там более полугода. В них запечатлен духовный путь мастера.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу» – в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.
Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она – средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Всего он провёл там более полугода. На первом варианте небо написано в багряных тонах.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление – прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом – в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились – Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, – его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Здесь он проживёт остаток жизни. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Самым значительным в творческом наследии Мунка можно считать созданный им в 1890-1910-е годы цикл Фриз жизни. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Мунк упорно учился.
Только на кровати светится яркое покрывало. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет. Все они основаны на личных переживаниях художника.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. В его судьбу вторглась война. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и – возможно – любовницей. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза» : под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В 80-е гг.
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Это было место куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Он оставил после себя огромный архив. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. Пластический язык обретает исключительную силу. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
Получается лучшая гармония красок. Женщина изображенная на картине рядом с девушкой – тетя художника Карен Бьельстад, которая заботилась о детях своей сестры после ее смерти. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни".
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным и он, художник, остановился, сокрушенный невозможностью противостоять огромной силе, которая уносит время, любовь и все сущее прочь от него. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Она называлась «Дорога никуда».
В 1900-х гг. Любовников как будто скрывает мгла. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, – подобным приемом пользовался и Поль Гоген.
Стремительные линии мостов, застылые, завороженные фигуры девушек, зеркало озера и мощные силуэты деревьев с пышными кронами переходят из одной композиции в другую. Его краски стали резче и интенсивнее. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Они свободны от излишней повествовательности. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Роман продлится около шести лет и разрыв с ней принес первое душевное расстройство художника. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Останавливался, думая о чем-то. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета.
Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Портреты художника – исследование человеческой души. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Его творчество резко изменилось. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. Хрен редьки не слаще. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту.
Вскоре семья переселилась в столицу. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Правы все. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Первая дата – 1888–1889 годы. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Всего он провёл там более полугода.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Лицо человека – застывшая безликая маска. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Художник страдал бессонницей и паранойей. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Эти воспоминания легли в основу одной из ранних работ — «Больная девочка» (1885—1886 гг. ).
Это было для него открытием. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны.
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг.
Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал – консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников – привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю – видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. В конце 1880-1900-х гг. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Делал несколько шагов. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Мунк практически не использоваал прямых линий.
22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Все вокруг мрачно и бледно.
Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи.
Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Ни пользу. Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии.
Как. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Рядом с ней – мать. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
«Я почувствовал крик Природы»). В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании.
Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Богема стала для него второй семьей. носят пейзажный характер. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии – впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти.
Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Это были первые опыты художника.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь.
Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Картина становится символом вечного возрождения жизни. Несчастья. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.
Поиски заняли целых два года. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё.
В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником – к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь – результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу» : «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Мунк также верил, что когда-то лун было две. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Портреты художника – исследование человеческой души. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Скажите проклятье. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка.
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Грин позаимствовал наименование для своего романа. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
В поисках тишины и покоя он стремится к уединению – некоторое время живет в Осгорстранне, Крагерё, Витстене, на небольшом острове Йелэйя, а затем в 1916 г. приобретает имение Экелю, севернее норвежской столицы, которое он не покидал уже до конца своих дней. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Что же случалось. Но больше всего его раздражали пальцы.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел».
Кровь коагулировалась и образовала сгустки, которые мешали видеть – будто бы пятна накладывались на всё, на что он смотрел. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Осенью он едет в Париж. Эдвард Мунк родился в 1863 году.
Ей 26 лет и она замужем. Он издает вопль.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Один из первых представителей экспрессионизма. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Достоевского «Преступление и наказание».
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Шел он не как все. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Между ними произошел инцидент с револьвером, когда пуля изуродовала палец левой руки художника. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
В сущности его картины 80-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. «Болезнь, безумие и смерть — чёрные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь» — эта запись в дневнике Мунка прекрасно передаёт атмосферу большинства его произведений. Создана картина в Берлине.
В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.