Художник Эдгар Дега, живописец танцовщиц, много писал сцен из жизни театра и балета, а одна из самых знаменитых его творений Голубые танцовщицы сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств им. Изображаемые художником объекты кажутся случайно вырванными из жизни картинками, но Эдгар Дега всегда очень строго и взыскательно продумывал композицию своих полотен. Хотя ему прочили карьеру юриста, Эдгар с детства проявлял желание стать художником в юриспруденции и банковском деле он ничего не понимал.
Моне, будучи достаточно известным в художественных кругах, знакомит Эдгара Дега со своими единомышленниками, молодыми художниками, которые впоследствии стали известны как импрессионисты. Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. 1854 г. – Эдгар Дега поступает учеником в мастерскую художника Луи Ламота.
В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки. Семья Эдгара была родом из Неаполя, так что обычное для французских художников путешествие в Италию дало молодому человеку возможность ближе познакомиться со своей итальянской родней. Художник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. 1880 – 1890, Париж, музей Орсе).
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Для ранних работ Дега характерен точный и резкий рисунок, зоркая наблюдательность, которая сочетается то с жестким реализмом исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857), то со сдержанно-благородной манерой письма (рисунок головы баронессы Беллели, 1859 зарисовки брата, 1856 – 1857). На рубеже 60-х годов XIX века основой творчества Дега является портретная живопись, однако большое внимание художник уделяет и историческим полотнам.
27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Также подражал в раннем творчестве Дега Гансу Гольбейну и Никола Пуссену, – копии их работ кисти Дега сложно отличить от оригинала.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». К 1890 году Дега почти окончательно утратил зрение.
Изображая контору своего дяди, он передал ту суетливую и одновременно будничную атмосферу, в которой проходит рабочий день дельцов и служащих. Художника привлекают разные этапы состязания. Но уже в это время среди его работ появляется «Нищенка» – изображение, свидетельствующее об интересе к современной теме, к живой действительности.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Его сцены балета ярки, свежи и оригинальны. В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Холст, масло. Все чаще он обращался не к живописи, а к скульптуре, обучаясь, по собственным словам, «ремеслу слепого». Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Изображая воздушную гимнастку, художник заставляет нас смотреть на нее снизу, чтобы полнее ощущалась рискованность ее номера и ловкость движений под куполом цирка («Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо». В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. Красочная гамма в поздних пастелях Дега становится более яркой и иногда резкой.
Эдгар Дега начинает использовать пастель. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он сам называл себя «колористом посредством линий». И это противоречие не имело решения.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок. Около 1885 г., «После ванны», обе – Эрмитаж).
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Хюттингер).
Художник пишет такие сложные и большие работы, как «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Бедствия Орлеана» (1865) и др. Действие, скорее всего, происходит ранним утром. На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой, для разбавления абсента. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастического и прозаического. К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло.
Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника. Около 1876–1878 гг. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Однако в полной мере причислять художника к импрессионистам нельзя.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. В этой связи его интересовали и прачки – их особая манера держать утюг, гладить или нести белье в корзине («Прачки».
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Работы отличает тёмный колорит и сухость формы. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить.
(Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). То есть, далеко не всё.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Институт Курто, Лондон «Семирамида строит город». В этом их сила и слабость. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В середине 1880-х гг. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
При этом он целиком исходит из впечатлений действительности, отказываясь от «классических» традиций, которые не смогли еще полностью преодолеть его современники (сравним «Завтрак на траве» Мане и «Сельский концерт» Джорджоне, «Олимпию» Мане и «Венеру» Тициана). Дега на всю жизнь сохранил любовь к ясной форме и певучим линиям Энгра. В период увлечения портретной живописью там, в Италии, он написал несколько портретов своих родственников. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Остальные выполнены пастелью. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной.
Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. Около 1884 г. Музей импрессионизма, Париж). Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Ее движение на зрителя, улыбающееся лицо, взметнувшиеся в стороны, навстречу аплодисментам зала руки, раскинувшаяся веером пачка, легкое касание пола (мы видим одну только ногу) передают грацию и обаяние танцовщицы и ее связь в этот момент с публикой.
В 1856 году Дега уезжает к родственникам в Италию, где посещает Флоренцию, Рим, Неаполь. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Лувр, Париж). Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Клуэ.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». 1879. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. В 1873 г. художник вернулся в Париж. 1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Он и потом довольно часто ездил в Италию к родственникам отца, где все свое время проводил в музеях, картинных галереях и за работой.
Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю. «Голубые танцовщицы». Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Позже совместно с Писсарро и Мери Кассат он также работает в области гравюры. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Э. Дега «Абсент» (1876).
Он жил один. Хрупкие танцовщицы предстают перед нами то в полумраке танцевальных залов, то в короткие минуты отдыха, то на сцене, в свете софитов («Танцовщица на сцене», 1878 «Голубые танцовщицы», 1890). Немалое внимание уделяет в своём творчестве Дега и обнажённой натуре, хотя в этих работах чувствуется лишённая эротизма отстранённость. 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). В его картинах часто перед зрителями предстают эти любимые места отдыха парижан. Он жил один.
1865. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. 1897 – 1899, Москва, Гос. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
В картинах, относящихся к периоду расцвета, художник часто придает композиции как бы «случайный» характер использует необычную точку зрения, «срезает», выводя за пределы холста часть группы или отдельные фигуры, давая разбег воображению зрителя. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок.
Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Он жил один. Для Дега характерно обращение к жанру.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Все здесь полно осмысленного движения. Некоторые выставки он помогал организовывать. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Музей импрессионизма, Париж).
«Семейство Беллели». Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Он встречается с Э. Мане (1862) и между ними завязываются своеобразные отношения дружбы-вражды, где побеждает обычно общность интересов в борьбе за новое искусство. Он также был известен как способный мимический актёр. Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения.
Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал своё произведение неудачным. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Э. Дега. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. И совсем по-другому, сверху и сбоку, точно из театральной ложи, он показывает выход балетной звезды («Балерина на сцене».
Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. В отличие от других импрессионистов, которые предпочитали сюжеты на пейзажных фонах, Дега любил писать в театрах и кафе. Институт Курто, Лондон).
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие.
Он был старшим из пятерых детей. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. 1876. Проблема передачи воздушной среды и дневного света художника не занимает, его больше интересуют эффекты искусственного освещения – свет рампы, огни кафе. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели. Кумиры Дега в ранний период – Паоло Веронезе и Андреа Мантенья. Все чаще прибегает он к однофигурным композициям («За туалетом». Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
В 60-е годы Дега сближается с импрессионистами. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Автопортрет (1854-1855). С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества.
Он изучает картины мастеров Возрождения, копирует их, делает зарисовки натурщиков, создает портреты, выдержанные еще в традиционной «классической» манере, в темной красочной гамме, оживленной лишь отдельными смелыми мазками и яркими пятнами цвета («Портрет г-жи Морбилли, сестры художника»). Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны. Здесь художник учитывает особенности зрительного восприятия. Частное собрание, Нью-Йорк «Гладильщицы». Без устали отыскивает он все новые и новые аспекты этой темы, показывая группы всадников на тренировках или проездке, на старте, в момент преодоления препятствий («Стиппльчез». Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. Дега был первым из крупных живописцев, посетивших Северную Америку.
После резкого ухудшения зрения, художник обращается к скульптуре. Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
I860. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Если не считать семейных портретов исполненных художником в этой стране, единственным произведением, отобразившим впечатления, полученные в Америке, явилась картина «Бюро хлопка в Орлеане» (1873.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Ярким и светлым пятном выделяется на первом плане прима-балерина, а в глубине, лишь суммарно, широкими, «небрежными» мазками намечены кулисы, виднеющиеся из-за них артистки кордебалета, ожидающие выхода и темная фигура режиссера или одного из «ценителей искусств». Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Будущий художник старательно изучает классиков и в течение ряда лет умело копирует в музеях Парижа, а затем Италии картины Пуссена, Энгра, Беллини, Тициана, Гольбейна и др. Обучаясь в Школе изящных искусств, Дега с 1855 года посещает мастерскую ученика Энгра – Луи Ламотта. А. С. Пушкина).
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Музей, По). Скорее всего, так сказывалась болезнь глаз, быстро прогрессировавшая у художника. 92 х 68 см. Мне нравится эта суровость».
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега в это время создает несколько портретов Мане. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом. Позже Эдгар тоже начнет экспериментировать с пастелью и в итоге на свет появится растворитель его собственного «сочинения», основой которого станет скипидар.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. музей изобразительных искусств им.
Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882). Картины Дега обладают точностью изображения, нетипичной для импрессионизма.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. По возвращении на родину Дега открывает в Париже мастерскую (1859). Так появились его ранние произведения. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Однако это путешествие, также как и другие выезды за границу (художник был в Италии в 1856–1857, 1863, 1866, 1869, 1873 гг., посетил Бельгию в 1869 г. ), почти не повлияло на тематику его произведений. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Его композиции кажутся непреднамеренными, мгновенно увиденными и динамичными благодаря асимметричности, сопоставлению фигур в различных ракурсах, на разных стадиях движения, благодаря тому, что часть фигур как бы «срезана сбоку» и не уместилась в поле зрения.
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. В 1861 году Дега знакомится с импрессионистами.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть.
В 1880-е годы Дега особенно часто изображает обнаженных женщин в момент, когда они выходят из ванны, вытираются после купания или причесываются. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Э. Дега «Мытьё» (1886).
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Основой процветания города была торговля хлопком. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Что бы ни задумывал Дега, он во всём стремился к совершенству. В 1873году художник вернулся в Париж. Экипаж на скачках (ок. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Эдгар Дега опережает Тулуз-Лотрека в изображении кафешантанов на целое десятилетие. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он создает несколько «исторических» картин («Спартанские девушки вызывают на состязание юношей».
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. В 1882 году Дега совершил поездку по Испании. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют.
А с 1866 года он становится постоянным посетителем кафе Гербуа, где собирались молодые художники группы «независимых», во главе с Мане. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Дега интересовала обычная жизнь людей. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Мастер поразительно точно схватывает движения лошадей, характерные позы и жесты жокеев. Его произведения ничего не воспевают.
Уже с начала 1860-х годов появляются многочисленные изображения скачек. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам Мадмуазель Фиокр в спектакле Источник. Эдгар Дега родился 19 июня 1834 года в Париже, в семье банкира Августа де Га. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. И раньше замкнутый, он стал абсолютно отчужденным. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Салон 1866 г. ). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). 1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. 1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. Его произведения ничего не воспевают. Однако с импрессионистами его всё же роднят «уловленные мгновения», трепетный, подвижный мир, постоянное движения жизни, которое у Дега передаётся через движение человека. Одной из основных тем творчества художника стали балетные сценки, в которых Дега показывает мир грации и красоты.
Он овладевает техникой гравюры и выполняет ряд удачных офортов, в частности, «Автопортрет» (1857). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание).
Дега великолепно знал балетные «па» – он изучал их так же старательно, как действия жокеев на скачках. Тяга к рисованию появилась у Дега ещё в детстве. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году). Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.