Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Его произведения ничего не воспевают. Некоторые выставки он помогал организовывать. Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Последний стал настоящим кумиром художника. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Остальные выполнены пастелью. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане). Через год он снова отправился туда, чтобы представить две картины на выставке Общества французских художников, а затем отплыл с братом в Новый Орлеан (США), на родину матери.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Основой процветания города была торговля хлопком. Не были чужими для него изысканный и благородный Ван Дейк, сдержанный и возвышенный Пуссен, мудрый Рембрандт. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры.
После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Эдгар Дега воспринимал театр именно так. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Хюттингер). Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой.
Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве. Он также был известен как способный мимический актёр. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку. С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
То есть, далеко не всё. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Мне нравится эта суровость». В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок. Уважаемый посетитель. После продолжительного пребывания в Италии Дега осел в Париже.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей.
Написанная в конторе дяди, брокера хлопковой биржи, картина «Хлопковая контора в Новом Орлеане» (1873, Музей изобразительных искусств, По) стала первым произведением художника, приобретенным при его жизни государственным музеем Франции (1878). После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Вскоре он стал копировать произведения Андре Монтеньи, Сандро Боттичелли, Никола Пуссена, которых отличала тщательная проработка изображаемых объектов.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре.
Скептически относясь к пленэрным пристрастиям своих друзей по кафе Гербуа («Изучение природы не имеет никакого значения, поскольку живопись – искусство условное»), он сосредоточивал внимание на передаче движения фигур, причем больше работал по памяти, считая, что «гораздо лучше рисовать то, чего больше не видишь В начале 1870-х годов художник обратился к теме городского труда и досуга: в его рисунках и картинах появились образы прачек, гладильщиц, балетных танцовщиц и музыкантов. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Так, работа под открытым небом его абсолютно не привлекает: он делает на пленэре наброски, но картину предпочитает заканчивать в мастерской. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Он считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя в действительности его с этой группой художников очень многое разделяло. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон.
Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Художник, по свидетельству критика Дюранти, «редкого ума, поглощенный идеями», саркастически-насмешливый и аристократически изысканный, Дега формулировал собственные идеи в виде остроумных афоризмов. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Во время Франко-прусской войны Дега служил в Национальной гвардии в осажденном Париже, а после ее окончания посетил Лондон (1871). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
В 1873году художник вернулся в Париж. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. В этом их сила и слабость. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
В 1855-1856 годах он учился в Школе изящных искусств в Париже, а в период 1854-1859 годов подолгу жил в Италии, где знакомился с искусством итальянского кватроченто. Эдгар Дега на всю жизнь сохранил преклонение перед очищенной от всего случайного правдивостью итальянских портретов эпохи Возрождения, перед острой характерностью Гольбейна, перед утонченностью Клуэ. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий. Увлеченный историческим жанром, он исполнил в 1860 – 1862 годах две стилистически разноплановые картины: большую и не лишенную романтического флера «Семирамиду на строительстве Вавилона» (музей Орсэ, Париж) и «Юных спартанцев» (Национальная Галерея, Лондон) с персонажам Монмартра, пришедшими – в соответствии с общей логикой реалистического снижения – на смену классическим типам. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Так появились его ранние произведения. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. В 1865 году Дега дебютировал в Салоне с историческим полотном «Эпизод средневековой войны» (музей Орсэ, Париж), демонстрирующим зрелое мастерство. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Все здесь полно осмысленного движения. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Он жил один.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Но разрешение заниматься живописью и средства, в которых Эдгар не был обделен, впоследствии стали одной из самых выгодных инвестиций. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.