Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки. Художник Эдгар Дега, живописец танцовщиц, много писал сцен из жизни театра и балета, а одна из самых знаменитых его творений Голубые танцовщицы сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств им. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги. Эдгар Дега (19. 07. 1834, Париж— 27. 09. 1917, Париж)— Илер-Жермен-Эдгар де Га —французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868 – 1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. И где граница между характерностью и красотой. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Эдгар Дега скончался27 сентября 1917г. В 1873 году художник вернулся в Париж. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Затем начинается игра света и тени. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». В течение следующего года его рассудок временами прояснялся и тогда он бросался писать но эти периоды сменялись депрессией и бездеятельностью.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Он подобен Льву Толстому, подглядевшему репетицию оперы и написавшему «Что такое искусство». Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). «Голубые танцовщицы». Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». От него Винсент получал не только скромное содержание, но также и моральную поддержку, несмотря на их частые расхождения во взглядах. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Это действительно труженица балета — не жрица, но жертва его. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Он также был известен как способный мимический актёр. «Уловленные мгновения» – так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Посмотрите на жесты, с которыми балерина Дега почесывается, поправляет свой бант, трико или корсаж, готовясь перешагнуть через кулисы или на то, как она уходит, переваливаясь, оттанцевав свой номер или в изнеможении разваливается на скамье — и вы увидите всю ее изначальную, жизненно-неотесанную натуру.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» вСалоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Зимой 1885-1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
В 1873году художник вернулся в Париж. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Именно там, сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения, выплывает на авансцену его «Прима-балерина», в своем розовом облаке, несомом волнами звуков, чтобы раскланяться с публикой.
В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Позже он пишет портрет художника Лепика (Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Э. Дега «Мытьё» (1886).
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. В своих картинах маслом Дега никогда не стремился изображать изломанную фактуру, любимую остальными импрессионистами, предпочитая писать в спокойном ровном стиле.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.
Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876 – 1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Там он посещал занятия в Академии художеств. Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Э. Дега. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи.
По их примеру и под их влиянием в 1869 году он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 году не был уволен за некомпетентность. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре. Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Так почему же все-таки балет и танцовщицы. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Так появились его ранние произведения. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане иМоне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Родился 30 марта 1853 года в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Холст, масло.
Хюттингер). Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Курбе иДелакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салоновпарка Монсо Эдгара Дега, опередившегоТулуз-Лотрека на целое десятилетие.
Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Он был старшим из пятерых детей. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Какая-нибудь часть декорации, скала или дерево/ только что виденные нами с оборота и казавшиеся тряпкой на подрамнике, загораются яркостью подлинного мира отдаленные фигуры статисток и кордебалета становятся декоративными арабесками, гармонически сочетаясь с пейзажем декорации.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Большинство рисунков Дега – это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880 – 1885. Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманногоЛюдовиком Галеви.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Конечно, у него есть несколько пейзажей. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. «Семейство Беллели». Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье»Мопассана и «Гримасам куртизанок»Пьера Луи.
И, однако именно в этой небольшой серии балерин на сцене Дега иногда изменяет себе. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. И в такой мере, как раньше Дега строил свои композиции на противоположности частей, здесь он стремится к соответствию линий, к повторности их.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». 1886, Париж, Музей Орсэ).
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). 92 х 68 см. А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Его произведения ничего не воспевают.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. История зарубежного искусства. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Холодный дневной свет широких окон скучного танцкласса (против которых Дега так любит ставить своих героинь) превращает эти контуры балерин в дымчатые силуэты с нежно тающими облачками тюник. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Художник вел полунищенское и полуголодное существование. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Однако нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить автора в небрежности, ведь и черты лица и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В них мерцает и искрится вся многоцветность феерии.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Его прельстила не та или иная прима-балерина как пластическая индивидуальность. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Он жил один. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Он жил один. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Вернувшись в Париж, он устремился в залы Лувра, где день за днем старательно копировал полотна, стремясь достигнуть совершенства и добиваясь невероятного сходства.
Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, — но театральный танец современной академии. Мне нравится эта суровость». В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин – танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами. Он жил один. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Однако не только ритм и движение пьянит Дега в зрелище балета и побуждает его опьянять нас, зрителей — столь же подвластен он (особенно во второй половине своего творчества, начиная с 90-х годов) красочной гармонии, фантасмагории цвета. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Балет Дега — классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Хюттингер). Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. 1886, Париж, Музей Орсэ). Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Его произведения ничего не воспевают. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. «В течение всей своей жизни, — писал Поль Валери, — Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
В этом их сила и слабость. Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей— и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор.
Основой процветания города была торговля хлопком.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Дега, которого тешит контраст между реальным обликом балерин (их вульгарностью и худобой) и их живописным обличием (воздушный газ, розовый шелк и т. д. ), наоборот, более «правдив» в рисунке, нежели в живописи.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В работах нюэненского периода (1883-1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Как изящно выточена ее нога, как трогательно-умильна ее улыбка, сменившая собою профессиональную гримасу и вызванная неподдельным «контактом» с публикой. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне – искусственная».
Автопортрет (1854-1855). Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Э. Дега «Абсент» (1876). Школа театрализирует ее для сцены, но. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В это время он начал рисовать. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Основой процветания города была торговля хлопком.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с1874года. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета). Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Да и вся эта картина — словно проблеск улыбки (столь редкостной. ) в угрюмом и насмешливом творчестве Дега. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса. Когда она ушла от него, художник в конце 1883 вернулся к родителям, которые жили тогда в Нюэнене. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции.
Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха. Основой процветания города была торговля хлопком. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, – это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Мы подходим тут ко второй черте театральных впечатлений Дега. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Делакруа говорил: «одна линия неимеет никакого значения нужна другая, чтобы дать ей выражение». Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Изображая балерин на сцене, Дега уже всецело, безостановочно отдается живописной иллюзии. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
В1873 г. художник вернулся в Париж. Страсть к эксперименту была у художника в крови – недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главойБатиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными какимпрессионисты. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В этом их сила и слабость.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. А этот танец, оторвавшись от этнографической характерности и душевного содержания, стал чем-то самодовлеющим и механическим.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни («Ванна», ок. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Его произведения ничего не воспевают. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Некоторые выставки он помогал организовывать. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Говорим балет – видим картины Дега.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») – в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Говорим Дега – подразумеваем балет. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Хюттингер). Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиялОноре Домье. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Любимыми художниками молодого Дега в то время были Энгр, Никола Пуссен, Ганс Гольбейн, он усердно копировал их работы. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке Энгр. То есть, далеко не всё. Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). И в многочисленной серии «танцклассов» и «репетиций» перед нами развертывается вся оборотная и черновая сторона оперной карьеры, которая мнится наивному зрителю столь «божественной и легкокрылой».
К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Конечно, это не значит, что художник развертывает перед нами целостное зрелище того или иного балета как представления верный своему обычному композиционному принципу, Дега показывает нам только уголки театра: части сцены, фойе или уборной (иногда видимой даже через дверную щель) — но даже там, где у Дега всего лишь две или одна танцовщица, мы вычитываем целое, мы чувствуем все характерные грани балета.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Все здесь полно осмысленного движения.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.
Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.
Зиму 1880-1881 годов Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Правда, уже в образах балетного быта, в изображениях закулисной жизни у Дега ощущалось некоторое раздвоение художнического созерцания его колорит всегда «благороднее» формы. Чтобы довести аналогию до конца, напомню, что и в скаковой серии момент бега занимает Дега гораздо меньше, нежели «проездка» лошадей ибо последняя дает большую свободу группировок, большее разнообразие движений. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи вЛувре, за время своей жизни несколько раз посещалИталию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров ИтальянскогоВозрождения. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Мне нравится эта суровость». Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Остальные выполнены пастелью. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Остальные выполнены пастелью.
Основой процветания города была торговля хлопком.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным».
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Все здесь полно осмысленного движения.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми.