Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Так появились его ранние произведения.
Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Он также был известен как способный мимический актер. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Источником вдохновения стал Париж (возможно, сказалось влияние Мане). Тем не менее, в 1855 году он поступил в школу изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts), в студию Луи Ламота, который придерживался классического направления в изобразительном искусстве.
Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей.
Основой процветания города была торговля хлопком. 1876-1878). С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Она пишет: Жизнь с Дженнаро. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Все здесь полно осмысленного движения.
Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира — прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Хотя яркие жилеты и кепки жокеев были искусственными и нереальными, но они образуют живой контраст свинцовому небу.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Маленькая девочка оперлась на стол, украшенный разноцветной вышитой скатертью и ест яблоко. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Основой процветания города была торговля хлопком.
Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. В своих первых работах он соблюдал значительную дистанцию по отношению к мотиву и выразительный эффект его композиций во многом определялся сложным и динамичным взаимоотношением фигур и пространства, как это можно видеть в картине Танцевальный класс (1874). Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56).
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. В них он использовал цвет свободно и хлестко. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.
К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Он также был известен как способный мимический актёр. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Дега интересовала обычная жизнь людей. Редко он изображал исполнителей во время представления. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Последний стал настоящим кумиром художника. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее аристократическую Дега. В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Дега особенно интересовало качественное исполнение картин, четкая прорисовка телодвижений. Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Со временем Дега все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Дега словно проводил различие между старым и новым, традиционным и современным характерами позирующих. Место духовно близкого собрата, которое ранее принадлежало Моро, теперь занял Джеймс Тиссо. Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Ранние работы этой серии довольно тщательно продуманы и отличаются строгим построением (Таз, 1886). На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия.
Он жил один. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности.
Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Во многих случаях художник старается охватить взглядом сцену и ряды кулис, откуда выходят балерины (Репетиция балета на сцене, 1874). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел её.
Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Изящное маленькое полотно, названное На загородных скачках, написано в память об одной из таких экскурсий в компании своих друзей.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
1882). Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Остальные выполнены пастелью. Повсюду разбросана одежда, два предмета в комнате полны особого значения: кровать и стол, на котором стоит лампа с абажуром. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Все здесь полно осмысленного движения.
Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Только лишь после угроз Фаре обратиться в суд Дега заставил себя сдать эту работу в 1887 году, тщательно ее переработав. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж).
Хюттингер). В творчестве мастера нет ничего от экспромта. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Если работы его предшественников, на которых звёзды балета изображались в классических, но лишённых жизни позах, более всего походили на обложки журналов, то танцовщицы Дега выглядели ярко и непринуждённо, создавая ощущение живой грации. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Он получил классическое художественное образование: школа изящных искусств, ученичество у известного в то время художника Луи Ламота, одержимость старыми мастерами, которых Эдгар копирует в Лувре и в итальянских музеях.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Испытал влияние Ж. О. Д. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек.
Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью. Воск, слегка подкрашенный имеет естественный цвет кожи. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений искусства.
Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Слева, сложив на столе руки, сидит Жинто инженер, который в 1881 году прославит себя созданием первого электрического автомобиля. Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Свежесть, непосредственность и динамичность этих работ сближает их с искусством импрессионистов.
Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафе, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Дега явно симпатизировал своей тетушке.
В 70-х гг. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго).
Впрочем, это тоже лишь предположение. Вся эта спекуляция горячит умы и сбивает с толку. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Мне нравится эта суровость». В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Хюттингер).
Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета.
Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок из которых Дега принял участие в семи. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. В этом их сила и слабость.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. В середине 1880-х гг. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860). Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения.
Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Фактически Дега так никогда и не закончил ни одного из этих произведений, несмотря на многочисленные подготовительные рисунки и наброски маслом.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Следовательно их неосведомлённость позволяла Дега хранить свою личную жизнь в тайне, что вполне соответствовало его замкнутому характеру и боязни стать предметом пересудов и каких-либо насмешек. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Работа над полотном Скачки.
Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Он был старшим из пятерых детей.
По окончании лицея Луи-ле-Гран (Lycee Louis-le-Grand) Дега собирался учиться праву. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). В отличие от других импрессионистов, Дега никогда не включал в свои композиции изображения японских гравюр, но он, как никто другой, проник в свойственный этим гравюрам принцип динамичного видения мира.
Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
В 1861 году Дега нарисовал Семирамис находит Вавилон. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Завершив картину, он хранил ее в мастерской.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
художник вернулся в Париж. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
Большие и маленькие пастбища, обрамленные полезащитными полосами влажные тропки, зеленые и темно-коричневые пруды. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Слишком много всего производится картины, можно сказать, растут, как биржевые цены, стараниями людей, жаждущих выиграть.
Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Эта работа также выражает оптимизм по поводу сосуществования природы и технического прогресса в век машин. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено.
Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Дега в одном из сонетов, посвященном его излюбленным персонажам – балеринам:. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину.
Они избегают друг друга. В начале своего творческого пути Дега, видимо, собирался работать именно в рамках классического реализма. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Там он изучал рисование у трех профессоров.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи.
Хюттингер). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Именно страсть к передаче движения – этой, по словам Ренуара, "болезни века" – определила сами сюжеты Дега: изображения пробега лошадей, репетиций и представлений балета, прачек, несущих белье, гладильщиц за работой, моющихся, одевающихся или причесывающихся женщин.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. В том виде, как оно написано, это полотно является одним из самых монументальных и удачных изображений скачек, созданных Дега. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан.
Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. У Сезанна картина несет в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным».
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. У Сезанна картина несёт в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Основой процветания города была торговля хлопком. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма).
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. В 1873году художник вернулся в Париж.
А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры.
Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Картина была тотчас же приобретена Лувром.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. С 1862 года Дега начал рисовать лошадей, скачки, жокеев. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Говорят, что к концу сеанса модели Дега были не только смертельно уставшими от долгого позирования, но и расписанными полосками, которые теряющий зрение художник наносил на их тела как разметку, помогавшую ему точнее определить пропорции. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Эдгар Дега начинает использовать пастель.
Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж). Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. В 1873г. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Уважаемый посетитель. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Более того, Дега почти ничего не продал. Балет был его любимой темой.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на свое искусство. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу».
Однако и работы Жерико, которого он часто копировал в Лувре после возвращения из Италии, также оказали на него свое влияние. В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня, – замечал он. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, чередуясь с исторической тематикой. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса. "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Несмотря на такого рода заимствования у старых живописцев, случайный, непреднамеренный жест и непретенциозная одежда изображенного джентльмена делают портрет удивительно современным. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с ее необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). В 1897 году Дега признался одному своему другу журналисту, что когда только начал писать свои первые полотна с изображением лошадей, его понимание механики движения лошади было очень ограниченным: Я знал бесконечно меньше, чем любой будущий офицер, который благодаря годам своей безупречной практики мог на расстоянии определить, как конкретная лошадь будет прыгать и выполнять команды. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно.
Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Его произведения ничего не воспевают.
Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: Рисуйте линии, множество линий и вы станете хорошим художником. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение.
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева. Вскоре он стал копировать произведения Андре Монтеньи, Сандро Боттичелли, Никола Пуссена, которых отличала тщательная проработка изображаемых объектов. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Героини этих картин, как правило изображены в интерьере вне бытовой среды.
Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену.
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Например, одетые в черное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Здоровый, естественный цвет кожи женщины, яркая в горошек блузка придают ей более преуспевающий вид в отличие от обсуждаемых ранее работающих женщин. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Это предположение тем более вероятно, что Дега часто говорил в молодости о том, что он хотел бы стать знаменитым и неизвестным, то есть получить славу и деньги, но не страдать при этом от назойливого внимания окружающих. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
По существу, она оставалась неизвестной вплоть до своего появления уже после кончины Дега, в 1918 году, на аукционе в его мастерской, где она произвела огромную сенсацию. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения.
Он жил один. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход и Дега немало преуспел в этом жанре. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Остальные выполнены пастелью. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Вопреки ожиданиям Дега картина очутилась во французском музее – и это был первый случай, когда его произведение стало частью публичной коллекции.
Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Благодаря такому сочетанию влияний и интересов появилась первая серия сцен на скачках, датированная 1860-1862 годами. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. В конце жизни, почти полностью потеряв зрение, художник оставил живопись, еще некоторое время продолжал заниматься скульптурой, которую он называл ремеслом слепого.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Энгра.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье.
К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать. Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. То, как Дега следовал этому научному реализму, можно проиллюстрировать его отношением к демонстрации произведений на выставках импрессионистов.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега написал немало портретов.
Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Основой процветания города была торговля хлопком. Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы, мастер никогда не выставлял.
Он жил один. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры.
Композиция здесь значительно упрощена. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
В этом их сила и слабость.