Эдгар Дега и его произведения стали темой исследования поколений искусствоведов.
Уважаемый посетитель. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, – отражать современность. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э. Дега «Абсент» (1876).
Оба оставались завсегдатаями Оперы. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Фланёров, которых уместно сравнивать с главным персонажем Площади Согласия, писал, в частности, Кайботт в двух версиях Моста Европы (1876-1877, Музей Пти-Пале, Женева и Художественный музей Кимбелла, Форт Уорт) и в Дождливом дне в Париже (1877, Художественный институт, Чикаго). Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Основой процветания города была торговля хлопком.
К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В 1873 году художник вернулся в Париж. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: Рисуйте линии, множество линий и вы станете хорошим художником. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них.
Последний стал настоящим кумиром художника. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876 – 1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент художник обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Работа была задумана как одна из тех сцен современного Парижа, в которых в середине 1870-х годов концентрировались важнейшие аспекты творчества импрессионистов и которые в значительной мере были предвосхищены Эдуардом Мане (Балкон, 1868-69, Музей Орсэ, Париж Железная дорога, 1872-73, Национальная галерея, Вашингтон).
Остальные выполнены пастелью. Фланером выглядит Эдуард Мане в известном портрете Фантен-Латура (1867, Художественный институт, Чикаго) в цилиндре, с перчатками, с тростью в руках, словно только что собравшимся на ппрогулку. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Кажется совсем не случайным, что картина известна под двумя названиями. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. «Семейство Беллели».
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. «Голубые танцовщицы». В позе виконта действительно заключено что-то от движений кукловода.
Она находилась у художника, по каким-то причинам не желавшего его выставлять, затем была продана Дюран-Рюэлю. 1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе).
Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни. Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Все здесь полно осмысленного движения. Основой процветания города была торговля хлопком.
Хотя не ясно, как называл свой холст сам Дега, есть все основания думать, что Площадью Согласия. Собака вторит их роли и ее породистая наружность делает ее подходящим компаньоном (Лепик был собаководом). Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым.
Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Основой процветания города была торговля хлопком. Дега пишет портреты людей, которых он хорошо знает он не тщеславен — писать знаменитостей у него нет желания, не привлекают его ни эпохальные события, ни литературные персонажи. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Главный персонаж картины – Людовик (полное имя Людовик-Наполеон) Лепик (1839-1889), художник, чье творчество впоследствии оказалось забытым. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы.
1871, Коллекция Бюрле, Цюрих). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Хюттингер). В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ).
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. По другим источникам, долги были следствием неудачных сделок на американской бирже хлопка братьев Дега, получивших в наследство брокерскую контору своего дяди. Затем его замечание подхватил Тимоти Кларк (из лекций): История. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. С Людовиком Алеви (1834-1908) известным драматургом и романистом, Дега связывала довольно тесная дружба в 1870-е годы.
Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. 1897 – 1899, Москва, Гос. Они находятся достаточно далеко от группы переднего плана.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.
«Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Камеры и средства достаточно простые, чтобы ими могли воспользоваться массы любителей, – это феномен конца 1880-х годов, наиболее явно обозначенный появлением первого Кодака в 1888 г. Площадь Согласия написана в 1875 г. Не важно, сколь убедительно картина подсказывает нам, что в ней есть что-то фотографическое и не важно, сколь тщательно разыскиваем мы в архивах стереоскопические виды (я провел долгие часы за этим занятием) не существует фотографий этого времени, которые по- настоящему походили бы на эту картину. На картине Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре (фр. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
В этом их сила и слабость. Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, – это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Хюттингер).
Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на нее сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Он жил один. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Он жил один.
Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
В «Голубых танцовщицах» Э. Дега, лишь блестки чистых тонов вызывают мелодию танца, на полотне воплощена полная непринужденность и свобода. В самом простом варианте – детской непоседливостью. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны.
Если импрессионисты сосредотачивались на свете и отвлеченных образах, то Эдгар Дега уделял внимание движению и сюжетам повседневной жизни. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Мне нравится эта суровость». Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
художник вернулся в Париж. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Лепик очень рано познакомился с Дега, а также с его братьями.
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Здесь всё, как слова в безупречной прозе, на своем месте, нет ни единой лишней или недостающей детали – вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Вместе они занимались верховой ездой. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).
Со временем он приобрел фотоаппарат и сам ею занялся. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Сходство с другими его изображениями значительное. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Она написана в 1897 г. В данный момент полотно, после написания хранившееся в коллекции Дюран-Рюэля (Париж), затем у С. И. Щукина (Москва, до 1918г. ) и в Государственном музее нового западного искусства (до 1948 г. ), выставлено на всеобщее обозрение в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. В этом их сила и слабость.
Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Хюттингер).
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.
Дега, конечно интересовался фотографией. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Полотна Э. Дега стали весомым вкладом в историю мирового и французского импрессионизма.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. Гравюры Лепика высоко ценил Дега.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Позади сидящей пары установлено зеркало, обрезанное в характерной для Дега «фотографической» манере. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Энгра.
Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Дега, прекрасный рисовальщик, любил пастель.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Все здесь полно осмысленного движения. Картина воплощает собой свободную и непринужденную композицию, за которую Дега часто подвергался критики: «обрезанные» ракурсы, предметы и люди приписывались его неумению уложиться в размер картины. В 1873году художник вернулся в Париж. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Лепика Дега вывел во второй версии Балета из Роберта Дьявола (1876, Музей Виктории и Альберта, Лондон), где он показан сидящим во втором ряду партера, то ли дремлющем, то ли погрузившимся в слушание музыки, во всяком случае ничуть не интересующимся бурным танцем, который разворачивается на сцене. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Там он изучал рисование у трех профессоров. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры.
Тот много экспериментировал в гравюре и изобрел особый метод мобильного офорта. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Эту пастель с характерным названием Портрет друзей в кулисах (1879, Музей Орсэ, Париж) художник показал на четвертой выставке импрессионистов. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Особенной близостью к персонажу из Площади Согласия отличается изображение Алеви в монотипии Людовик Алеви находит м-м Кардиналь в грим-уборной (1876-1877, Городская галерея, Штутгарт). Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
В середине 1880-х гг. Круг знакомств самого Лепика, вероятно, был шире. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Его произведения ничего не воспевают. Э. Дега. 92 х 68 см.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Можно смотреть на людей. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Как Дега, они свободно переходили жанровые границы. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Во всех этих образах утверждалась новая, ломающая все академические каноны красота. Двумя именами – Дега и Лепика – подписан этот лист: случай, чрезвычайно редкий. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Выбирая особый угол зрения, Э. Дега переносил на холст клочок жизни, которому он был никому не видимым свидетелем.
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Слова Дега лишний раз указывают на его интерес именно к людям, к современным парижанам.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе). Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Но известно, что цюрихский холст принадлежал некогда Лепику.
Остальные выполнены пастелью. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Вполне вероятной кандидатурой представляется Людовик Алеви.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Он был старшим из пятерых детей.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации.
Звезда кабаре «Фоли-Бержер» Эллен Андре отличалась элегантностью в одежде, однако, позируя Дега, она точно передала образ простой женщины. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Картины темные по колориту, суховаты по форме.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Кайботт в 1881 г. в письме к Камилю Писсарро писал, что у Лепика нет никакого таланта. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Так что можно предположить, что действие происходит ранним утром. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. На второй выставке импрессионистов Лепик был представлен уже 36 номерами. Однако нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить автора в небрежности, ведь и черты лица и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Размер холста: 65Ч65 см.
В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Даже пастель, которой чаще всего пользовался художник, создает единство цвета и линии.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Портретность их фигурных композиций на парижскую тему придавала холстам большую достоверность, вносила то живое чувство, которое возникает у художника, когда он пишет близких ему людей.
Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Однако не следует переоценивать влияние фотографии на его творчество. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Материалом, с помощью которого эта картина была создана, является художественная пастель. Э. Дега «Мытьё» (1886).
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Но передача жизненной правды достигается не подражанием, а условными средствами искусства.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. «В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Молодой Дега испытывал влияние своих старших современников: Делакруа, Курбе и особенно Энгра.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Некоторые выставки он помогал организовывать. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Его произведения ничего не воспевают. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Мне нравится эта суровость».
В конце концов юноша сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Страсть к эксперименту была у художника в крови – недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Академическими в этих работах являются только лишь сами сюжеты.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Вот почему я люблю омнибус. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В середине 1880-х гг.
И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. В Площади Согласия виконт Лепик показан отцом семейства. В первые двадцать лет творчества Дега мы наблюдаем беспрерывный поток шедевров, для создания которых было использовано такое множество тем, стилей, приемов, что, не зная источника, зритель будет колебаться: принадлежат ли все эти работы одному и тому же автору.
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Алеви, впрочем, был не только слушателем и зрителем. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») – в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Художник мало думает или вовсе не думает о сюжетном обосновании. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Его композиции, в которых главную роль стали занимать балерины, жокеи, скачки, музыканты были очень смелые и необычные для того времени. У Дега фотографические открытия не использовались на подхвате, а преломлялись, соединяясь с другими более могущественными источниками художественного воздействия. Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882).
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». На нем безукоризненно сидящий сюртук. Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи.
Все здесь полно осмысленного движения. На углу сада смутно виднеется статуя Страсбурга работы Прадье, одна из восьми каменных скульптур, воздвигнутых на площади в честь главных городов Франции. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Дега примкнул к этому движению практически с самого начала его возникновения. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. 1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок.
Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Никого не видишь.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Вдоль края газеты Дега поставил свою подпись. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Он не менее портретен. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
Это влияние хорошо просматривается в ранних работах Дега — ясных, классических по духу, с четко выписанными формами. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
В обширной литературе, посвященной шедевру Дега, о нем сказано ничтожно мало. Место духовно близкого собрата, которое ранее принадлежало Моро, теперь занял Джеймс Тиссо. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В нём отражается занавешенное окно, сквозь которое в кафе струится утренний свет.
Никто иной как он участвовал в написании либретто для оперетт Оффенбаха Прекрасная Елена, Парижская жизнь, Герцогиня Герольштейнская, Перикола. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции.
Как уже говорилось, критики и публика часто предъявляли обвинение художнику в «неумении» вмещать на полотне желаемое, смеялись над манерой «обрезать» предметы и людей и не понимали они при этом, что главное здесь – перед глазами: «когда уже пройден трудный курс обучения и репетиции, миг неожиданной и впечатляющей гармонии овладевает балеринами и что-то похожее на преобразование – вдруг появляется перед глазами. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
В том же направлении действовали Кайботт и Ренуар. В 1873г. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Наряду с семейством Лепика на первом плане картины присутствует еще один персонаж.
В них эффект раздельного существования фигур и фона звучит явственнее.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. Впрочем, это тоже лишь предположение. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Пушкина, который расположен в Москве. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
А. С. Пушкина). Автопортрет (1854-1855). Фигуры четырех танцовщиц передают своей пластикой гармонию синхронного движения.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
То есть, далеко не всё. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. «Уловленные мгновения» – так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
У самого Дега отношение к дендизму было по меньшей мере двойственное. Площадь Согласия Лепику не принадлежала и, скорее всего, ему не предназначалась. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Его произведения ничего не воспевают. Считается, что Лепика Дега изобразил в Джентльменской гонке (Музей Орсэ, Париж). В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др.
В 1873 году художник вернулся в Париж. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
И не так уж важно, написан он по его просьбе или по предложению Дега. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. 1880 – 1890, Париж, музей Орсе). В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Сравнительно незадолго до написания Площади Согласия, в 1874 г., он вместе с Лепиком исполнил свою первую монотипию – изображение знаменитого хореографа Большой Оперы Жюля Перро во время репетиции (оба художника разделяли увлечение балетом). ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Во всяком случае такое название закрепилось за картиной в галерее Дюран- Рюэля (на обороте, на подрамнике имеется ярлык этой галереи с заглавием Place de la Concorde). В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Девочки обрели самостоятельность. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно – его портрет висит позади Лауры. Большинство рисунков Дега – это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880 – 1885. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Мне нравится эта суровость».
В Площади Согласия все иначе. В Мужчине в окне Кайботта (1875, частное собр., Париж) изображен его брат в Мосте Европы художник представил самого себя. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
Ренуару для Бала в Мулен де ла Галетт (1876, Музей Орсэ, Париж), позировали его друзья, но во всех этих и других подобных случаях картины не воспринимались в качестве всего лишь портретов. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Словом, она не замышлялась как портрет Лепика для Лепика.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Над педантизмом Эдгара подшучивали даже домашние, сетуя, что прекратить его работу над картиной можно только насильно отняв её. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Как показывает вся история фотографии, она не опережала живопись, а шла вслед за ней.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин – танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Вместе с тем эффект подмечен точно, хотя своим происхождением фотографии не обязан. Пастель может давать и очень насыщенный и очень слабый тон, однако у неё есть большой недостаток: слой пастели, нанесенный на поверхность, чрезвычайно недолговечен и при малейшем касании может разрушиться.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Тот послал туда четыре пейзажных акварели и гравюры Цезарь и Юпитер с подзаголовками Портрет собаки (Лепик, о чем красноречиво напоминает и Площадь Согласия, был ревностным собачником). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Остальные выполнены пастелью.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. Родился в старинной банкирской семье. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500.
Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Площадь Согласия дает едва ли не лучший пример Парижа, увиденного не без помощи Джотто. Однако, многие авторитетные художественные критики занимающиеся творчеством Дега, отводят полотну лучшее место в разработке художником этой темы.
В этом их сила и слабость. В конце концов мы же созданы, чтобы смотреть друг на друга.
Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. Хюттингер). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). 1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Ellen Andrйe) за столиком в кафе «Новые Афины». Вообще же, художественные интересы виконта отличались изрядным разнообразием.
Основой процветания города была торговля хлопком. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. В 1873 г. художник вернулся в Париж. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Его произведения ничего не воспевают. Родительская поддержка позволила молодому человеку отправиться в долгое путешествие по Италии, где он сумел познакомиться с произведениями великих классиков. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой. Э. Дега начинает использовать пастель. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Холст, масло.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868 – 1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Он также был известен как способный мимический актёр. Клуэ.
1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. Он жил один.
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Образы Дега исполнены динамизма, они воплощают ускорившиеся ритмы современной художнику эпохи. Роберт Херберт усматривает способ подчеркнуть тренированное безразличие фланера. Перед ней на столе стоит бокал с абсентом, явно не первый.
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Он говорил Сиккерту: Сам я не люблю фиакров. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени.
Но кто он. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Экипаж на скачках (ок.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Картины Эдгара Дега внесли в историю мирового художественного искусства потрясающий вклад. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В этой картине, где наибольший интерес Дега, кажется, привлекала Эйлау (у трехлетней девочки уже весьма осмысленный взгляд и повадки маленькой женщины), сам Лепик предстает в немного забавной роли демонстратора собственных дочерей, двух хорошеньки и ухоженных кукол. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Эдгар Дега начинает использовать пастель. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Впервые в этом качестве он фигурировал вместе со своими дочерьми в цюрихском портрете (ок. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Ноги женщины немного вытянуты вперёд, плечи опущены, взгляд потухший. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
В 1861 Дега знакомится с Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа – пристанище молодых новаторов – Моне, Ренуара, Сислея и др., составивших ядро импрессионизма. Более того, Дега почти ничего не продал. музей изобразительных искусств им.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым с ним случались приступы гнева.
На протяжении всего творчества художника интересовал мотив передачи движения. Например, в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Одна из самых знаменитых картин Э. Дега – «Голубые танцовщицы». Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).
Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др.
Эта двойственность, а точнее сказать, более глубокое понимание человеческой натуры. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок. Дега писал своему другу: «Один хлопок. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Так появились его ранние произведения. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Для посетителей разложены газеты, закрепленные на деревянной планке, стаканчик со спичками. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Она понадобилась лишь, чтобы очертить границы площади.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне – искусственная». Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
1886, Париж, Музей Орсэ). Семья недавно переехала сюда из Неаполя. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».