Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Родился в состоятельной семье банкира де Га.
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Он все чаще и чаще обращается к скульптуре, поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, чем на почти утраченное зрение. В 1873году художник вернулся в Париж. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.
Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. 1886, Париж, Музей Орсэ). И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Один из частых сюжетов – балет. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега говорил, что на открытом воздухе его внимание рассеивается и он не может полностью погрузиться в изображаемый объект.
Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора — до этого тщательно обходили стороной все художники. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. «Голубые танцовщицы». Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы.
То есть, далеко не всё. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.
Конечно, у него есть несколько пейзажей. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Он также был известен как способный мимический актёр.
Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Во всех версиях героиня изображена со спины, что позволило Дега наиболее убедительно передать ее движения. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Этот танец балерины Эдгара Дега будут исполнять до бесконечности и персонально для вас. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы её дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи.
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Все здесь полно осмысленного движения.
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро. Стремление к достижению предельно абсолютного искусства сыграло с Дега злую шутку: движение к идеалу стало для художника самоцелью.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Его произведения ничего не воспевают. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Основой процветания города была торговля хлопком. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе.
Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Так появились его ранние произведения.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Картины Эдгара Дега способны иллюстрировать всевозможные виды движений. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Некоторые выставки он помогал организовывать. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон).
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане.
В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Основой процветания города была торговля хлопком. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Мастер сплел экспрессию и простоту воедино в головокружительном танце.
Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). История зарубежного искусства.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Богатство поз, движений, которые удается запечатлеть живописцу, воистину не знает границ. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). В этом их сила и слабость. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы.
Эдгар Дега, относящейся именно к этой категории художников, оставил богатое наследие в самых различных областях изобразительного искусства. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем и секунда бездействия, как смерть. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. В трудный год после смерти отца он сумел вытянуть всю семью из долгов, впервые всерьез задумавшись о продаже собственных полотен. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ).
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Он жил один. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Балерины Эдгара Дега узнаваемы в любой точке современного мира. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Остальные выполнены пастелью.
Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).
Однако, есть художники, верные найденным идеалам до последней капли пота. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж).
Хюттингер). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Центр любой репродукции Эдгара Дега, центр его собственного мироощущения – женская фигура. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Миру известно множество шедевров выдающегося мастера, но то, что у него есть свои излюбленные репертуары, заметить несложно. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Говорим балет – видим картины Дега.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе).
Говорим Дега – подразумеваем балет. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. Мне нравится эта суровость». Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Картины темные по колориту, суховаты по форме.