Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане). Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
Единственная статуэтка, показанная Дега публике, — «Танцовщица в газовой юбочке» (1881). В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. Некоторые выставки он помогал организовывать. Он жил один. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Остальные выполнены пастелью.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
Его произведения ничего не воспевают. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно.
Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Его произведения ничего не воспевают. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Он показывал жизнь в движении. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Современные критики упрекали его в том, что он «срезает» краями картин предметы и людей говорили даже, что он попросту не умеет разместить желаемое на полотне, уложиться в формат картины. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции.
Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Энгр был кумиром молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владение линией и парадоксально сочетавшаяся с "классицизмом" острота видения действительности, проникающая зоркость взгляда. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафе, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства.
В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Между тем это было вполне осознанной необходимостью: Дега продолжал и логически развивал то, что было начато картиной Эдуарда Мане «Музыка в Тюильри». К 1898 он почти полностью ослеп. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Хюттингер).
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Мне нравится эта суровость».
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Благодаря таким качествам, как матовость и непрозрачность, все изменения композиции оставались незаметны. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Эдгар Дега знакомится с Эдуардом Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя. Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины».
Сами его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве.
Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с ее необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Дега писал своему другу: «Один хлопок. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Картина была тотчас же приобретена Лувром. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Особое значение, которое он придавал рисованию и отделке произведений, а также предпочтение, оказываемое городским темам, все это было настолько не похоже, например, на Мане, что некоторые критики вообще полностью отрицали наличие у Дега революционной техники импрессионизма.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен.
Это давало повод для некоторых сомнений со стороны родственников Дега: велико ли дарование молодого художника. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен.
Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Он жил один. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Остальные выполнены пастелью. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Получил хорошее образование. 92 х 68 см.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал ее с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Так как произведения Дега часто экспонировались вместе с картинами импрессионистов, ярлык импрессиониста критики приклеили и ему.
Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Однако следует заметить, что ему категорически не удалось это сделать. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Один из способов найти покупателей виделся Дега в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов.
Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. В 1873г. Хюттингер). Основой процветания города была торговля хлопком. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Одни из них, несомненно, задумывались как изображения черт той или иной личности, как портреты в традиционном смысле этого слова, другие были сложнее, включали в себя повествовательные элементы жанровых сцен. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город.
В этом их сила и слабость. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В 1873году художник вернулся в Париж. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Работа над полотном Скачки. Карета справа была написана на полотне после того, как были убраны перила и две другие фигуры. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Вернувшись в Париж, он устремился в залы Лувра, где день за днем старательно копировал полотна, стремясь достигнуть совершенства и добиваясь невероятного сходства.
Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.
В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски и кистью наносил ее на холст.
Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
За столом женщина в сопровождении подруги очаровательным жестом и с вопросительной улыбкой примеряет шляпку. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Семья недавно переехала сюда из Неаполя.
Композиция здесь значительно упрощена. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Там он изучал рисование у трех профессоров. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Ожидая сигнала балетмейстера, который уже взял в руки скрипку, она – единственная из девяти балерин, кто сейчас будет танцевать. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Автопортрет (1854-1855). Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Но все же в тот момент Дега удалось создать нечто, предвосхищавшее его дальнейшие открытия в живописи.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса. В немногочисленных кружках художников он обладал высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, – все это вызывало к нему известное уважение. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства.
Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Кроме картин, выполненных маслом и пастелью, большую известность получили его гравюры и рисунки. Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.
Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Холст, масло. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность.
На мгновение танцовщица осталась одна перед зрителями и все их внимание адресовано только ей. Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж). Так появились его ранние произведения. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Не как сцену спектакля или же фотографию, где все тщательно расставлены по местам («подвиньтесь чуть левее, а то вас не видно»), а как часть живого, струящегося потока. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Конечно же, он не смог бы работать с таким размахом во флорентийском жилище своих родственников.
Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы, мастер никогда не выставлял. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Эдгар Дега (de Gas) родился в 1834 году в аристократически образцовой семье парижского банкира. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки.
Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Эдгар Дега был противоречивым и странным на первый взгляд человеком. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Дега черпал информацию главным образом из описаний классических писателей, но он заимствовал детали из работ ассирийцев, которые он недавно видел в Лувре. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Он также был известен как способный мимический актер. Основой процветания города была торговля хлопком.
Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре.
Ламотт питал страсть к рисованию и восхищался итальянскими мастерами ХV-ХVI веков, которых Дега уже копировал в Лувре. В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса.
Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он жил один. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869).
Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника.
Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. В 1853 сдал экзамены на степень бакалавра и начал изучать юриспруденцию. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Благодаря тесному общению с живописцами-новаторами, творческий путь Эдгара Дега пополнился многими замечательными картинами, открывшими зрителю динамичный внутренний мир беспокойного автора. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Помимо аристократического происхождения их объединяла приверженность к сходным темам, динамизм танца, переданный особыми средствами и дерзость композиции, приводившая в смущение критиков и публику.
Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом.
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
Э. Дега «Мытьё» (1886). Хюттингер). Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. История зарубежного искусства. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику.
Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Более того, Дега почти ничего не продал. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Преимуществом этих красок является то, что они позволяют художнику быстро писать и тут же переписывать картину, не дожидаясь, пока краска высохнет. Основой процветания города была торговля хлопком. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Дега интересовала обычная жизнь людей.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
И еще одна особенность живописи Дега: полная свобода и непринужденность композиции. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. То есть, далеко не всё. Он стал завсегдатаем встреч импрессионистов в уютном кафе «Гербуа», во время которых буквально впитывал в себя все разговоры художников о новом направлении в искусстве.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой".
Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Они избегают друг друга.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1873 году художник вернулся в Париж.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. Его произведения ничего не воспевают. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Редко он изображал исполнителей во время представления. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго).
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. В бастионе 12, где он служил, Дега познакомился с Жаном-Батистом Жинто, Эдуаром Леном и господином по фамилии Лине, всех их он изобразил на групповом портрете, выполненном в марте 1871 года. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Отпрыск аристократического семейства (его настоящая фамилия была де Га), он смолоду отказался от дворянской приставки. Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. художник вернулся в Париж. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Все здесь полно осмысленного движения.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
Художники по новому подошли к изображению мира. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Драматичная и даже загадочная ситуация развивается тут и ее не скрывает видимое благополучие обычной буржуазной спальни. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Однако нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить автора в небрежности, ведь и черты лица и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны. В 1863 году ее сестра, Одиль Мюссон, прибыла в Париж с дочками Эстеллой и Дезире, спасаясь от гражданской войны. В 1873 г. художник вернулся в Париж. На всем, что выходило из-под руки Дега, лежал отпечаток дисциплины, которой он отдал дань в юности.
Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Не всех женщин, которых писал Дега, можно назвать красивыми, но часто в них есть то, что сам художник называл спасительной чуточкой безобразия.
Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Мне нравится эта суровость».
В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Несмотря на такого рода заимствования у старых живописцев, случайный, непреднамеренный жест и непретенциозная одежда изображенного джентльмена делают портрет удивительно современным.
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз.
Художник предпочитал писать полотна, где можно показать взаимодействие и движение фигур в пространстве. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега явно симпатизировал своей тетушке.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. В этом их сила и слабость. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. И хоть копирование удавалось ему столь же блестяще, он не использовал в произведениях чужие приемы и даже в пору ученичества пытался действовать согласно собственным взглядам на живопись.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным».
У Сезанна картина несет в себе всю непреложность миропорядка и выглядит полностью завершенным микрокосмом.
Но уже в то время он занимался у живописца Барриаса, затем у Луи Ламота. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции.
Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте.
Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Вероятно, тогда у Рене зародилось чувство к Эстелле, чей муж погиб на войне, оставив ее с ребенком. Все здесь полно осмысленного движения. Хюттингер). С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Дега написал немало портретов. Он жил один. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Как «уловленное мгновение». Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Природная пластика этих гордых животных чрезвычайно волновала и восторгала воображение живописца, отобразившего свое восхищение лошадьми в цикле картин «Скачки». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Эта работа также выражает оптимизм по поводу сосуществования природы и технического прогресса в век машин. Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила дюбимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Он также был известен как способный мимический актёр.
А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Основой процветания города была торговля хлопком.
Испытывавший интерес к таким разным художникам, как Рафаэль, Микеланджело, Корреджо и венецианцам – в особенности к Тициану и Паоло Веронезе, – Моро стремился максимально точно воспроизвести их краски, пренебрегая рисунком и композицией их произведений. Он был старшим из пятерых детей.
Э. Дега «Абсент» (1876). Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Интерес к рисованию проявил еще в детстве.
Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля.
Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье.
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня, – замечал он. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
Впрочем, это тоже лишь предположение. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. По возвращении в Париж творчество Дега ознаменовалось целым рядом помпезных полотен на историческую тематику, в сюжетах которых он пытался адекватно совместить античность и современность. На первый взгляд картина может показаться обычным интерьером, где несколько фигур проверяют качество хлопка, выставленного для продажи. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
В середине 1880-х гг.
В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену. Э. Дега. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Основой процветания города была торговля хлопком.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту.
Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
"Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Родился в семье банкира в Париже.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ).
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. Его преподавателем был ученик Энгра, Ламотт. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.