Их движения не скованы, величественны, сильны, уверенны. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Картина выполнена очень ярко, крупными мазками.
Разгневанные критики предлагали отправить скульптуру в новый парижский медицинский музей – Музей Дюпюитрен (Muse Dupuytren) где в стеклянных витринах были выставлены восковые муляжи пораженных болезнями органов. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие художники.
Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Черепа ниже нормы, а нижняя челюсть слишком большая. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар.
Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения – у балерин. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Он считается одним из основных представителей импрессионизма, хотя в действительности его с этой группой художников очень многое разделяло. Ломброзо пытался доказать, что проститутка – отдельный вид человека. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
«Он пишет на удивление легко, – рассказывал Эдмон Гонкур, посетивший мастерскую Дега.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Более того, поведение в одном сегменте общества оказывало влияние на другие сегменты». «Четырнадцатилетняя танцовщица» Дега – реальный подросток из бедной семьи, в записной книжке художника есть запись адреса, где жила её семья: «ванн Гётем бульвар Клиши».
В конце концов он стал за сценой "своим" человеком. Почему её лоб и её губы уже отмечены явной порочностью. » Говорили, что она похожа на чудовище, на «цветок трущоб». Она возвышается словно массивная темная пирамида. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Статьи разных лет.
С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Критики вопрошали: «почему она так уродлива. Вообще, у него с ними было не так уж много общего. На картине зрители видят танцевальный класс мастера Жюля Перро, стоящего во властной позе.
Для этой цели был построен роскошный зал «Fayedeladance», где юные балерины могли встретиться с любителями оперы. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо.
Яков Тугенхольд писал о Дега: «Он выдавал отрицательные образы за положительные и таким образом заставлял увидеть отрицательное, которое люди не замечали». Теодор Адорно в своей работе «Эстетическая теория» заметил, что с приходом символизма интерес и воспевание проститутки в искусстве начался примерно с Уильяма Блейка, переходя наивысшей точкой в «Цветах зла» Бодлера. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Вот так с одной стороны царило искусство, с другой – проституция. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина Танец).
В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок. Ивановой, Н. Ю. М., 1985, Костеневич А. Г. Эдгар Дега.
Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Эдгар Дега наиболее известен картинами изображающих танцовщиц.
Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». На картине мы видим танцовщицу в летящей позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Картина необычна тем, что написана в ракурсе «вид сверху». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.
Он поставил свою танцовщицу в четвертую позицию. Каждая танцовщица занята каким-то своим делом. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Он также был известен как способный мимический актёр. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Он рисовал преступников в зале суда. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В ученицы принимались девочки с пяти лет. В условиях «визуального поворота» в современном искусствознании изображения тела рассматриваются с той же целью. Дега рисовал эти позиции, когда наблюдал за занятиями балетного класса. Мать зарабатывала стиркой, а отец был портным. К этому располагала среда из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Эту популярную практику запечатлел бельгийский художник-символист Фелисьен Ропс (Felicien Rops) в своей картине «Урок гигиены» (TheHygiene Lesson), на которой изображены офицер и рядовой, рассматривающие восковую модель женщины, больной сифилисом.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Заметки о картине.
Позировала Дега средняя из сестер – Мари ванн Гётем (Marievan Goethem), в 1879 году Марии исполнилось 14 лет, вероятно тогда Дега начал работать над скульптурой. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Иполлит Тен называл танцклассы «рынком женской плоти» и Дега передает именно этот аспект закулисной жизни. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
На выставки целыми отрядами водили солдат, заразившихся ЗППП. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Это были мужчины игравшие важную роль в политической и экономической жизни страны. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают. Действительно изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Кроме того, в среднем оба эти ремесла дают больший доход, чем многие другие. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
И с самого начала о «Танцовщице» судили по её окружению. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем инкогнито – всё видящим, но никому не видимым всё чувствующим, но холодно сдержанным. Здесь приведен фрагмент фрески виллы мистерий в Помпеях.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Э. Дега родился 19 июля 1834 г. в весьма состоятельной семье, которая принадлежала к высшим слоям французского общества. А также угловатость линий, напряженность или усталость на лицах участников процесса. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Вместе с танцовщицами изображен Жюль Перро – мастер романтического балета. Это обман и этот обман лежит в основе искусства».
Мне нравится эта суровость». Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Картина «Танцевальный класс» (87х75, холст, масло, около 1871-1874 годов) стала первым полотном Дега большого формата с изображением танцовщиц.
Одни говорили о «революции в скульптуре», другие — об «идеальном уродстве». К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Дега говорил: «Каждый видит то, что хочет видеть.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Возможно, сказались полученные знания о тяжком труде у станка. У балерин была репутация проституток. ИмпрессионистыКоренным образом изображение танца изменилось благодаря импрессионистам.
Они ярки, грациозны и красивы без сентиментальности. Здесь чувствуется атмосфера, пропитанная вдохновением предстоящего танца. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Сейчас эта работа, заказанная у живописца певцом-баритоном Жаном-Батистом Фором, хранится в музее Орсе во Франции. На индивидуальном уровне могли наслаиваться несовместимые убеждения.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Дега не одобрял стремления импрессионистов работать на пленэре. «Танцовщица» Дега была и древней и современной – Гюисманс видел в «Танцовщице» будущее искусства: «В первой своей попытке Дега перевернул традиции скульптуры с ног на голову, с её раскрашенной головой и высоко задранным подбородком, с её худым лицом, постаревшим раньше времени, с её руками, сцепленными за спиной – эта маленькая статуя является первым подлинно современным произведением скульптуры, которая мне известна».
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. «Из всех причин проституции, – писал в 1857 году Паран-Дюшатле по итогам проведенного им исследования, – определяющими являются отсутствие работы и нищета – неизбежное следствие мизерной оплаты труда». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Картина, замечательная по композиции, экспрессии, свету и цвету. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Каждая ученица балетной школы должна была отрабатывать пять основных балетных позиций. В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Самая удивительная идея Дега была одеть скульптуру в настоящую одежду.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Эти портреты были выставлены в 1871 году рядом с «танцовщицей». На картине – последние минуты урока.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. "Танцевальный класс" – одна из самых известных работ Эдгара Дега. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. И это пустое место в центре усиливает напряженность исходящую от фигуры танцовщицы. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. – угловаты.
Площадь согласия. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Остальные выполнены пастелью.
Дега – Танцевальный класс Танцевальный класс, 1874. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. К моменту написания данной картины зрение Эдгара Дега сильно ослабло, вот таким образом для позднего творчества художника характеры именно большие и яркие цветовые пятна.
Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника.
» (deliberation) — писал мастер. Однако все же прежняя выучка по-прежнему давала о себе знать. В этом их сила и слабость. Этих балетных девочек называли «крысятами». Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Портреты преступников свидетельствуют о том, что Дега интересовался наукой.
Было бы лицемерием удивляться масштабу проституции, предложение определяется спросом, в данном случае со стороны мужчин это извечный и универсальный экономический процесс. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
В ранних его картинах танец предстает перед нами волшебным сказочным миром необыкновенно гармоничных форм и красок. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Нечто подобное произошло и с Мари ванн Гётем, он делает более низким лоб, уплощает макушку, увеличивает челюсть, выдвигая «морду» вперед («морда» — выражение которое использовали тогдашние критики).
В 1881 году Эдгар Дега, ранее никогда не выставлявший скульптуру, продемонстрировал своё новое творение«Четырнадцатилетняя танцовщица». «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. «Fayedeladance» был в своём роде мужским клубом, куда могли входить только мужчины и балерины, наилучшим вариантомдля которых было найти себе богатых покровителей. До этого Дега не занимался скульптурой, это был для него самый амбициозный план.
Это поразительно напоминает о том, что говорили о «Четырнадцатилетней танцовщице». Хюттингер).
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Некоторые выставки он помогал организовывать. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2012. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права. И речь, конечно, пойдет о Дега.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера, шедевры), Габриэле Крепальди, М. :Омега 2008г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, Зернов Б. А. Дега. Уважаемый посетитель. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Ценители живописи французских импрессионистов и Дега, в частности, высказывают единодушное мнение, что среди всех картин с балеринами «Голубые танцовщицы» являются лучшим воплощением данной темы. А балерины на переднем плане пока ожидают своей очереди, чтобы предстать перед мастером. В семье было три дочери, все они стали балеринами в опере.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции» (1874. ), «Танцовщица у фотографа» (1875), «Ожидание» (1880), «Две танцовщицы» (1898) и др. 1886, Париж, Музей Орсэ). Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Все здесь полно осмысленного движения. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Бернд Гров пишет: «Дега рассказывает о труде, который надо затратить во имя видимой непринужденности, он рассказывает о нудной изматывающей рутине подготовки танцовщиц», «В его искусстве отображен мир, в котором объединено мимолетное и стабильное, видимость и правда, вымысел и нешуточная трезвость взгляда, которые нельзя разделить. Другие нимфы уже поникли, опустили головы и сгорбили плечи – усталость дает знать о себе. Его произведения ничего не воспевают. Сравнивая полицейские фотографии малолетних преступников с рисунками Дега, мы видим, как он преувеличивал их черты. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Здесь можно вспомнить такие картины французского художника, как «Балетная школа», «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета (Прима-балерина)», «Две отдыхающие танцовщицы».
В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки).
А Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» пишет: «В действительности в том обществе, где наличествуют нищета и безработица, каждая профессия тотчас приобретает своих служителей пока будет необходимость в полиции и проституции, будут и полицейские и проститутки. Дега начинает с рисунка, он рисует её в 17 видах. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
Четыре балерины поправляют свои пачки и разминаются перед выходом на сцену. Иоганн Блох – немецкий врач, венеролог и сексолог, один из основателей сексологии пишет:«С половины XVIII столетия Парижсделалсявысшейшколойрафинированнойхореографическойпроституции, которая отсюда перешла во многие другие столичные и провинциальные города Западной Европы: Лондон, Берлин, Гамбург, Вену То же мы видим в Будапеште, Петербурге». Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.
Дега жил на Монмартре, где бедность соседствовала с богатством. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи.
После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Основой процветания города была торговля хлопком.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Сближение с импрессионистами ознаменовало начало нового этапа творчества художника.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Он нарисовал им низкие лбы, тяжелые челюсти, тяжелые веки. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
В 1873году художник вернулся в Париж. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Последний стал настоящим кумиром художника. Танцовщица постоянно балансирует между предельным реалистичным и странным искусственным.
Большинство женщин легкого поведения были или блондинками или рыжими. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). На сегодняшний день Эдгар Дега известен нам как художник балерин и действительно, ни какие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, ещё только скачки). Всёсмешалось в этом храме великой оперы, где располагалась и балетная школа. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Он жил один.
Танцовщицы, расположившиеся вдоль стены студии, репетируют. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Несмотря на слабое зрение, мастерство Эдгара Дега было настолько сильным, а чувство выразительности настолько острым, что ему удалось создать настоящий шедевр, который богат на цветовые сочетания и фактуру, обладает удивительной композиционной гармонией и цветовыми решениями, которые радуют глаз и заставляют зрителя буквально влюбляться в картину, впитывать её всеми фибрами своих чувств, ощущать в ней атмосферу, настроение и саму жизнь. Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, но театральный танец современной академии.
Их клиентами были богатые мужчины, посещавшие оперу. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. – На полотне всё белое и розовое, женское тело в батисте и газе.
Он любил повторять, что следует «наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая». Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Скульптура Дега сделала видимым то, о чем зрителям не нравилось думать.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В то время преступников рассматривали как пережиток более ранней эпохи, когда человеческий вид был более примитивным и атавистические черты видели в так называемом «лице преступника». В своей книге The Spectacular Body («Показательное тело») профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen)пишет: «Отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ванн Гётем».
Друг Дега Эдмон Дюранти (Edmond Duranty)– журналист и критик, описывает статуи древнего Египта как поразительно современные. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Он боготворил Энгра. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. — 152 с. Тематика танцовщиц была близка художнику Эдгару Дега.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году.
Edgar Degas – Французская Опера и её балетная труппаЭдгар Дега (1834 – 1917) – пожалуй, самый классичный из импрессионистов.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Мы видим глубокие корни социального зла, где нет виноватых, где все жертвы. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Мы видим общение мужчины и женщины – разное в зависимости от их социальной принадлежности. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Балет Дега – классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Он наблюдает модель до тех пор, пока не изучит все оттенки ее выражения и передаст их с такой точностью и доброй проницательностью, что обнажит самое сокровенное в человеке.
Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо, который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии.
Через него он знакомится с будущими импрессионистами — Моне и Ренуаром. Названия его картин говорят сами за себя: «Урок танца», «Раненый жокей», «Гладильщица», «Жокеи перед трибунами», «У модистки» и др.
Танец – воплощение свободы духа, движения души. В его эпоху новая наука антропология изучала человеческие черепа, чтобы определить на какой стадии развития находятся люди. Низкий лоб считался наиболее примитивным и именно так критики расценивали «Танцовщицу» Дега – её называли «Обезьянкой». Все внимание сосредоточено на танцовщицах, вот таким образом фон сведен к минимуму. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле. Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.