Дега Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Эдгар-жермен-илер де Га или Эдгар Дега (фр.
Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его фамилия пишется де Га (частица «де» свидетельствует о дворянском происхождении), но в старшем возрасте Эдгар под влиянием переполнявших его социальных идей поменял её на более демократичную Дега. Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье.
Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр. В предварительных оценках — претензия на мировые рекорды для работ многих художников XX века: Эдгара Дега, Эдварда Мунка, Казимира Малевича, Василия Кандинского. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. 1854 г. – Эдгар Дега поступает учеником в мастерскую художника Луи Ламота. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: В мастерской модистки, Гладильщицы, Обнаженные женщины за туалетом и другие.
1861 г. – Эдгар Дега познакомился и подружился с Эдуардом Мане, сохранив эту дружбу до конца жизни последнего. Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира. Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. Её открывают полотна Эдгара Дега.
Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Ванная», «Гладильщицы», «Оркестр оперы», «Наездники перед стартом». Эдгар Дега и его произведения стали темой исследования поколений искусствоведов. Эдгар Дега (фр. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам.
Эдгар-жермен-илер де Га или Эдгар Дега (фр. – Эдгар Дега участвует в семи выставках импрессионистов. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года. О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу». «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Ренуар, Моне. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Хюттингер). Дега интересовала обычная жизнь людей. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. » (deliberation) — писал мастер. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Но в 1856г.
В 1873г. Основой процветания города была торговля хлопком. Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам.
Остальные выполнены пастелью. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Хюттингер).
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Каждый зал выставки имеет свою микротему. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Его произведения ничего не воспевают.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Еще в юности он как-то записал для себя: «Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Здесь приходят на помощь снимки картин в рентгеновских и инфракрасных лучах, также представленные на выставке.
Э. Дега родился 19 июля 1834 г. в весьма состоятельной семье, которая принадлежала к высшим слоям французского общества.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. За прошедшее время экспозицию посетило около полутора миллионов человек — цифра, кажется, не имеющая аналогов в мировой музейной практике и достойная Книги рекордов Гиннесса.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное.
Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Каждое его произведение — итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ.
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Все, что я делаю, есть результат размышления и изучения старых мастеров. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Мне нравится эта суровость». Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми.
Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Известен факт, что Моне, Ренуар и Сислей провели с этой целью эксперимент: написали один и тот же пейзаж практически бок о бок из одной точки. Все здесь полно осмысленного движения. Но другим он отказывал в этом праве. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски и кистью наносил ее на холст. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Он возводил это в принцип. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
В середине 1880-х гг. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Эдгар Дега, сын своего времени, ничего не утратил в иной эпохе.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Под «правдой» он подразумевал буквальность. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Эдгар Дега начинает использовать пастель. Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Она пришла к нему довольно поздно, под сорок лет.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды».
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Однако импрессионистом Дега не был. «А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Дега — художник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и не участник, скорее — действенный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин и друг горожан».
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Эдгар Дега — удивительная и чем-то загадочная фигура во французском изобразительном искусстве, за которой закрепилось случайно оброненное одним критиком название «импрессионист». Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». В этом их сила и слабость. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени. Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. И эти надежды оправдались. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу».
Картины темные по колориту, суховаты по форме. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Это происходит уже в середине 80-х подов — начинается время, когда появляются не только разногласия внутри самого движения, но и приходят новые веяния с Ван 1огом, Гогеном, Дега (который импрессионистом себя никогда не считал).
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Мне вспомнилась парочка в бистро. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Конечно, он изображал мимолетности бытия, останавливал мгновения, но делал это совсем иным способом, чем его друзья и сподвижники, «праведные» импрессионисты: Мане, Писарро.
Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Его произведения ничего не воспевают. Он умер в 1917 году, но как художник — гораздо раньше, пораженный почти полной слепотой. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Они работали с натуры, он — только по памяти.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Дега писал своему другу: «Один хлопок. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Да был ли он настоящим импрессионистом. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Как и многие его современники, Дега испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым сам прибегал в своих последующих работах. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови. Он не превратился в историческую достопримечательность, в памятник, в почтенную руину скупой на средства выражения, четкий, совершенный мастер. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей.
Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Он жил один.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном. Этот момент преображения Дега и запечатлел в «Голубых танцовщицах».
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Это было сказано парадоксально и резко, но, несомненно искренне. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты.
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов.
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание).
«Семейство Беллели».
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. «Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Ту же тему вычитываю я в картине Э. Дега «Абсент».
Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». Дега писал своему другу: «Один хлопок. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Остальные выполнены пастелью.
Цветы на картине кажутся сделанными из жести, настолько они твердые и угловатые. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Это название «прилипло» к художникам, как маска к лицу, когда Клод Моне назвал так свою картину — «Впечатление.
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. А ведь он родился в 1834 году, при Луи-Филиппе.
Это признано совершенным воплощением отчужденности. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни. Импрессионистов «первого часа» сменяют пуантилисты во главе с Жоржем Сера.
Impression — впечатление. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Дега, наверное, самый совершенный среди современных ему художников. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Последний стал настоящим кумиром художника.
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Он жил один. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Что не мешало ему отдавать должное «затворнику» Тулуз-Лотреку и немыслимому вне пейзажа Полю Гогену. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Он боготворил Энгра. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Впрочем, это тоже лишь предположение. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная». Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». Родился в старинной банкирской семье.
Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни (Ванна, ок.
Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров». Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В 1861году Дега знакомится с Эдуаром Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего.
Все здесь полно осмысленного движения. Одна из поздних работ Дега, одна из последних в его прославленном цикле балетных сцен. С Дега такого случиться не могло, он мастер до кончиков ногтей. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. У застенчивого и резкого, вечно неудовлетворенного сделанным и беспощадно строгого к другим, желчного и насмешливого нелюдима Дега было горячее сердце, отзывчивое на чужую печаль, горе, тоску, усталость, одиночество.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на нее сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников.
Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Действительно изображая наготу современной городской женщины, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия: мытье ног, умывание, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как только может быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Необычное для художника обилие обнаженной мужской натуры наблюдается на картине «Три возраста мужчины», написанной в 1942 году ее эстимейт 2-3 млн. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Дега писал своему другу: «Один хлопок. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Восход оолнца. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). К 1882 году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Это произошло в 1874 году.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Хюттингер).
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Основой процветания города была торговля хлопком.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. То есть, далеко не всё.
«Голубые танцовщицы». Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
В 1873 г. художник вернулся в Париж. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта — приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии. Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком.
Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы ("Мисс Лала в цирке Фернандо", 1879, Национальная галерея, Лондон).
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье. 1886, Париж, Музей Орсэ). Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон.
С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы. Основой процветания города была торговля хлопком. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. Так появились его ранние произведения. Основой процветания города была торговля хлопком. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно— его портрет висит позади Лауры. Мне нравится эта суровость». Самая дорогая импрессионистическая вещь на Sothebys — это «Руанский собор в тумане» Клода Моне (эстимейт 16-22 млн).
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Согласно его последней воле похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям.
Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Хюттингер).
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел ее. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Он жил один.
Он также был известен как способный мимический актер. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
«Месье Ренуар, — с нажимом ответил Дега, — может писать где хочет». Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Он был старшим из пятерых детей. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Впрочем. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Каждый глядит в свою далекую пустоту, не замечая другого. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн). Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
художник вернулся в Париж. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега был так давно и так недавно. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. В день открытия генеральный консул Германии в Санкт-Петербурге сделал официальное заявление, смысл которого — шедевры должны вернуться на родину, к своим хозяевам.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, — отражать современность. В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж).
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В этом их сила и слабость.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. В 1873году художник вернулся в Париж. Все те же балерины и лошади, столь любимые Дега, подчас мгновенно превращались снова в груду мягкого воска – он редко был доволен собой и здесь. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Пастель привлекает мастера благородством, чистотой и свежестью цвета, бархатистой поверхностью фактуры, живостью и волнующей вибрацией штриха.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
считая, что на воздухе художнику не следует писать. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Уважаемый посетитель. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж).
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
В дипломатических кругах говорили: из-за этих самых «Неведомых шедевров». Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. В 1873 году художник вернулся в Париж. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Тяга к совершенству отравляла ему жизнь- он без конца переписывал, поправлял свои картины, а проданные откупал назад, чтобы еще над ними поработать. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Вот таким образом, кстати, он не любил пейзажа.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Он также был известен как способный мимический актёр.
К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн.