Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. Эдгар-жермен-илер де Га или Эдгар Дега (фр. Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор. Эдгар Дега, полное имя Илер-Жермен-Эдгар де Га (фр.
Её открывают полотна Эдгара Дега. Его фамилия пишется де Га (частица «де» свидетельствует о дворянском происхождении), но в старшем возрасте Эдгар под влиянием переполнявших его социальных идей поменял её на более демократичную Дега. Эдгар-жермен-илер де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Эдгар Дега, словно в благодарность, в раннем творчестве с искренним уважением следует отцовской рекомендации сосредоточиться на портретной живописи — именно этот жанр, по соображениям де Га-старшего, должен принести молодому художнику славу и деньги. С 1870-х по 1880-е Эдгар Дега создаёт свои самые лучшие полотна: В мастерской модистки, Гладильщицы, Обнаженные женщины за туалетом и другие. 1854 г. – Эдгар Дега поступает учеником в мастерскую художника Луи Ламота. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Эдгара Дега как будто вовсе не интересовали традиционные артистические цели — ни прославиться сегодня и продавать картины, ни войти в историю и занять несколько стен в величайших музеях мира. – Эдгар Дега участвует в семи выставках импрессионистов.
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г. Эдгар Дега и его произведения стали темой исследования поколений искусствоведов. Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное — Дега) родился в Париже 19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье. Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Дега Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.
Известные картины Эдгара Дега: «Голубые танцовщицы», «Танцевальный класс», «Ванная», «Гладильщицы», «Оркестр оперы», «Наездники перед стартом». Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Эдгар Дега (фр. Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр.
1861 г. – Эдгар Дега познакомился и подружился с Эдуардом Мане, сохранив эту дружбу до конца жизни последнего.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Его произведения ничего не воспевают. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
» (deliberation) — писал мастер. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Эдгар Дега, по мнению исследователей, уже в тот период проявлял задатки будущего перфекциониста, многократно переписывая свои картины и стремясь довести их до совершенства. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Он прославился главным образом благодаря своему уникальному мастерству изображать человеческое тело в движении – наибольшую известность приобрели картины Дега, на которых изображены балерины и лошади.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Он жил один. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Впрочем, это тоже лишь предположение. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей — и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Так появились его ранние произведения.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры.
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года. Дега писал своему другу: «Один хлопок. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушевывать кистью или пальцами.
Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В середине 1880-х гг. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Он был старшим из пятерых детей.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Основой процветания города была торговля хлопком.
Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллелли и двумя детьми. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Остальные выполнены пастелью. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Родился в старинной банкирской семье.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Он жил один. Его произведения ничего не воспевают. В этом их сила и слабость.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Некоторые выставки он помогал организовывать. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. «Всё, что я делаю — это результат размышлений. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Уважаемый посетитель.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Дега использовал и другую технику письма и очень часто комбинировал разные материалы в рамках одной работы.
Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега писал своему другу: «Один хлопок. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий.
Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Здесь он сделал множество предварительных набросков, но окончательный вариант написал уже после возвращения в Париж в 1859 году. То есть, далеко не всё. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы ("Мисс Лала в цирке Фернандо", 1879, Национальная галерея, Лондон). Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Основой процветания города была торговля хлопком. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Уловленные мгновения — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Не были чужими для него изысканный и благородный Ван Дейк, сдержанный и возвышенный Пуссен, мудрый Рембрандт. «Голубые танцовщицы». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье.
В 1873году художник вернулся в Париж. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». У нас же любят Дега пастельного, слегка томного, с прекрасными хрупкими балеринами в полумраке сцены. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
«Семейство Беллели». В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». В ранних портретах Дега еще совсем мало от сложных техник и художественных приемов, по которым его узнают во всем мире. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. В 1855-1856 годах он учился в Школе изящных искусств в Париже, а в период 1854-1859 годов подолгу жил в Италии, где знакомился с искусством итальянского кватроченто. Эдгар Дега на всю жизнь сохранил преклонение перед очищенной от всего случайного правдивостью итальянских портретов эпохи Возрождения, перед острой характерностью Гольбейна, перед утонченностью Клуэ.
В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. Хюттингер).
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.
Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. К этому времени Дега исполнилось 50 лет.
Основой процветания города была торговля хлопком. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж). В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло.
художник вернулся в Париж. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В этом их сила и слабость.
Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж). Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты.
Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Хюттингер). И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу».
Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Все здесь полно осмысленного движения.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей— и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж).
Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета. Но в 1856г.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанна. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В отличие от Тулуз-Лотрека, семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства.
Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж).
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Он жил один.
В 1873 году художник вернулся в Париж. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного.
Он боготворил Энгра. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, — никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Эдгар Дега начинает использовать пастель. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Хюттингер). Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. В 1873г. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». В 1873 г. художник вернулся в Париж. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная».
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. Он наблюдает модель до тех пор, пока не изучит все оттенки ее выражения и передаст их с такой точностью и доброй проницательностью, что обнажит самое сокровенное в человеке. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Все здесь полно осмысленного движения. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Мне нравится эта суровость». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Он также был известен как способный мимический актер или клоун, поэт Поль Валери объяснял это итальянским происхождением художника. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Он также был известен как способный мимический актёр. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Последний стал настоящим кумиром художника.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Мне нравится эта суровость». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Остальные выполнены пастелью. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Основой процветания города была торговля хлопком. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже. Картины темные по колориту, суховаты по форме. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
неожиданно для всех Э. Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения.